КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полит. идеи др. Рима (Цицерон, Полибий)Стоики: Мироздание в целом управляется судьбой, гос-во – естествен. объед-е, а не искусствен., договорное образ-е, все люди – граждане един. мирового гос-ва, чел-к – гражданин вселенной. Обесценивали смысл отдельной полисной формы гос-ности, полисных законов, порядков. Полибий(210-123 гг. до н.э.) «История в 40 книгах». В центре исслед-я – путь Рима к господству над Средиземноморьем. Опир-ся на стоическое представл-е о «судьбе», где она оказывается всеобщим мировым законом. Госуд-ческий взгляд на события, т.е. то или иное гос. Устр-во играет определяющ. роль во всех чел-ских отнош-ях. История возник-я гос-ва и смена гос. форм - естествен. процесс, кот соверш. по «закону природы». 6 основных гос. форм: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Истоки чел-ского общежития – «слабость побуждает собираться в одну толпу», вождем толпы становится тот, кто превосходит всех силой и отвагой. Вождь превращ. в царя. Царск. власть стала наследствен., цари стали сверх меры предаваться излишествам, «царство превратилось в тиранию», это начало упадка власти. Тирания – время козней против властелинов, козни исходят от людей благородных и отважных, при поддержке народа благородн. люди свергают тирана и учреждают аристократию. Арист-я вырожд. в олигархию. Успешное выступление народа приводит к демократии. Демократия вырождается в охлокрктию. Охлократия является последн. и наихудш. гос. формой. Она обретает себе властителя и круг замыкается. Царству сопутствует тирания, а демократии – охлократия. Т.о. наилучшая форма та, которая соединяет в себе особенности всех форм. Наилучшим устр-вом отлич. римское гос-во (наличие «трех властей» в римском гос-ве – власти консулов, сената и народа, выражающ. царск., аристокр. и демокр. начала). Обычаи и законы – 2 основных начала, присущ. кажд. гос-ву. «Смешан.» форма правл-я оказ. влияние на разработку теории раздел-я властей. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) «О государстве», «О законах». Находился под влиянием Плат., Арист., Полиб. и стоиков. Гос-во – достояние народа. Причина происхожд-я гос-ва – врожден. потребность людей жить вместе, отвергал идею о договорном хар-ре возник-я гос-ва. Причина возник-я гос-ва - охрана соб-ти. Гос-во и право носят божествен. хар-ер и основаны на всеобщ. разуме и справ-ти. В зав-ти от числа правящих различал 3 простые формы правления: царск. власть, власть оптиматов (арист-ю) и народн. (демокр-ю). Они несовершенны, но терпимы. Предпочт-е отдает царской власти, на последн. место ставит демократию. Все достоинства этих форм должны быть представлены в смешан. форме гос-ва. Царск. власть вырожд-ся в тиранию, власть оптиматов превращ. в госп-во богатых и знатных, полновластие народа приводит к «безумию и произволу толпы». Эти уродливые формы уже не являются формами гос-ва, т.к. отсут-ет само гос-во, понимаемое как общее дело и достояние народа. Свою концепцию наилучшей формы гос-ва считал реально осущ-ой. Рабство справедливо, т.к. таким людям это полезно. Правитель д.быть мудр, справедлив, красноречив, сведущим в уч-ях о гос-ве и владеть основами права. Когда под вопрос поставлена жизнь гос-ва, государь должен «как диктатор устан-ть в гос-ве порядок». В основе права лежит присущая природе справедливость, причем она (спр.) неотъемлемое свойство человеческой природы. «Природа» как источник справ-ти и права = космос, весь окружающ. чел-ка физич. и соц. мир. Духовн. св-во природы явл. подлин. источником и носителем естественного пава. Естествен. право возникло «раньше, чем писаный закон, раньше, чем было создано гос-во. Само гос-во – справедливость и право. Справедливость – не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Право устанавливается природой, а не чел-скими реш-ями и постановл-ями. Законы должны соотв-ть установлен. в гос-ве строю, традициям и обычаям предков. «Под действие закона должны подпадать все». Писаное право делится на частное и публичное. Война – вынужденный акт, допустимый только в случае безуспешн. мирн. переговоров. Причина справедливой войны – защита, цель – устан-е мира. Гуманное обращение с пленным. Мыслители эпохи Возрождения, фр. просветители, видели в нем своего великого предтечу и гуманиста.
|