КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Апология абсолютизма Т.ГоббсаАнгл. мыслитель, боялся революций. Полит. и прав. уч-е Г. в русле теорий естеств. права и договорного происх-я полит. власти. не согласен с тем, что чел-к — сущ-во обществ. и может жить в мире с себе подобным. Сущ-ет одно общее для всех благо — самосохр-е. Жить вместе людей заставляет не общительная природа, а страх. Причина взаимного страха — в природном рав-ве людей,каждый является конкурентом каждого. Борьба ведется на основании естественного права, по которому природа дала каждому право на все: право на выбор цели и право на выбор средств для ее достижения, отсюда вывод, что "мерилом права является польза". "человек человеку волк", идет война всех против всех. В усл-ях этой воины нет понятия справедливого или несправедливого. Война всех против всех может идти бесконечно, из-за равенства борющихся она не может окончиться ничьей победой. необх-мо установить безусловное подчинение гос-ной власти. разум человека формулирует естественные законы (19 шт.), требования истинного разума. Истинный разум требует от человека соблюдения своих обязанностей перед остальными людьми ради собственного самосохр-я. Отличие между правом и законом заключается в том, что "право состоит в свободе делать или не делать", закон же "определяет и обязывает", учение о естественных законах состоит в том, что все они сводятся к "золотому правилу" морали - "Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе" Естественные законы неизменны и вечны, естествен. законы не могут в полной мере обеспечить этого блага, т.к. не соблюдение данных законов не влечет за собой никакого наказания, отсутствует сила, требующая выполнения соглашений. Определяющий признак полит. состояния — наличие суверенной полит. власти, Такая власть учреждается путем обществен. договора. Гос-во, - институт, реализующий разумность чел-ской природы, т.к. только в условиях гражданск. сост-я чел-к стан-ся подлинно моральным существом, каковым он не может быть в естественном состоянии. Всеобщий отказ от права на все может обеспечить мир только в том случае, если оно переносится на одно лицо, берущее на себя ответственность за безопасность людей. Это единое лицо, обладающее властью над всеми, является искусственным телом, т.е. создаваемым людьми. Таково рожд-е великого Левиафана, кот. мы обязаны своим миром и своей защитой. На гос-во переносятся все права человека, которыми он обладал в естественном состоянии, т.е. правами безграничными. Сл-но, права гос-ва безграничны. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия, т.к. с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. Во-первых суверен не является стороной договора, он как бы милостиво принимает переносимые на него права. Поэтому положение естественного закона "договоры должны соблюдаться" на него не распространяется. Вообще все, что делает суверен, он делает по праву, т.е. на основании договора. Суверен "имеет право на все, с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным бога, он обязан соблюдать естественные законы". Оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстания. Обяз-ть суверена – обеспеч-е безопас-ти народа. Четыре категории благ: 1 - защита от внешних врагов, 2 – сохр-е внутр. мира, 3 – обогащ-е в пределах, не угрожающих обществен. без-ти, 4 - свобода, не причиняющая вреда другим. суверен должен добиваться сознательного подчин-я, обеспеч-ть легитимность своей власти. подчеркивает единство естественного и позитивного закона. Последний должен санкционировать естествен. законы и устан-ть наказания за их нарушения. свобода сост. в том, чтобы подчиняться справедливым, общим для всех законам, по своему усмотрению делать все то, что законом не запрещено, и не опасаться быть подвергнутым несправедливому наказанию. Причины гибели государства: недостаточность абсолютной власти, яд мятежных учений. государство, или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Делить власть в гос-ве – значит уничтожать ее, т.к. разделение властей взаимно уничтожают друг друга. Власть суверена – монополия на жизнь и смерть подданных.
|