Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Полит. консерватизм Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Де Бональда, Ф. Ницше




Ницше(1844-1900), «Воля к власти», «Так говорил Заратусра», «По ту сторону добра и зла». Н. воспевает аристокр.. прав. инст-ты греков, законополож-я Ману, авторитет закона кастового строя. Отход от аристокр. стандартов в сфере права – декаданс и нигилизм, вырожд-е здоровых правовых инстинктов в стадные.

Либер. и демокр. идеи, устан-ия и законы - «стадное законодат-во», рассчитан. на средн. сорт людей.

С позиций аристокр. переоценки всех ценностей отвергал политику совр. европейских гос-в, «мелкая пол-ка взаимн. вражды и розни европейцев».

Время мелкой пол-ки прошло: ХХ в. будет временем большой пол-ки — борьбы за мир. Господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия пол-ки будет развязана дух. Война.

демокр. движ-е в Евр. Приведет к порожд-ю чел-ского типа, приготовлен. к новому рабству, и тогда появится «сильный чел-к» - без предрассудков, опасного и привлекат. св-ва, «тиран», подготовляемый европ. дем-ей.

Критиковал нац-зм и нац. ограниченность, высокое самомнение европейцев

Понятие «раса», толкует как соц.-полит., а не нац.-этнич. хар-ку. Сильная раса — это особая порода властвующих, аристокр. господа, слабая – угнетен. и подневольн.

Восхвалял войну и отвергал мир. «.Война для гос-ва такая же необх-ть, как раб для общ-ва». Убежден. антисоциалист. «Соц-зм явл. конечным выводом из «современ. идей» и их скрытого анархизма». отвергает рев-ции и восст-я угнетенных, как угрозу культуре.

Соц-зм желателен в виде эксперимента.

Аристократизм, индивидуализм, открытая вражда к массам, народу, «толпе», «стаду»; критика немецкого нац-зма.

С осуждением Фр. рев-ции выступал английский парламентарий Эдмунд Бёрк(1729 – 1797 гг.), увидевший в этой рев-ции угрозу для Англии. “Размышл-я о фр. рев-ции” (1790 г.). Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд.

Б. оспаривал теорию обществ. договора тем доводом, что чел-к никогда не находился вне общ-ва, а всегда, от рожд-я, был связан с др. людьми и общ-вом, рядом взаимных обяз-тей. Столь же неверна и теория народн. верховенства. Народ – это сумма лиц, кот. не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией явл. воля больш-ва, лежащая в основе ряда теор. построений о власти и законе. Абстрактные представл-я о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле чел-к не свободен от общ-ва и обществ. связей. Народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравств., злонамеренная доктрина, кот. к.-либо проповедовалась народу”. На фикциях, по Б., основана и теория прав чел-ка. Чел-к не может от рожд-я приобрести посредством какого-то договора право на долю народн. верховенства. Кроме того, предполагаемое рав-во людей – тоже фикция. Критиковал Декларацию прав чел-ка и гражданина, провозгласившую рав-во всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается общ-вом, в кот. неизбежно соц. и пол. нер-во. Права чел-ка надо выводить не из представлений об абстрактном чел-ке, а из реально сущ. общ-ва и гос-ва.

Всякий обществ. порядок возникает в рез-те долгой истор. работы, утверждающей стаб-ть, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, кот. необх-мо бережно хранить. Даже предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действит. конст. – в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни.

Коль скоро гос-во, общ-во, право не изобретены чел-ком, а создаются в рез-те длительной эволюции, они не м.быть перестроены по воле людей. Фр. рев-ция тем и отлич. от “Славной рев-ции” 1688г. в Англ., что французы стремятся все построить заново, тогда как рев-ция в Англ. была совершена для сохр-я древних законов, свобод, конст, основан. на традициях. Б. осуждал всякие новшества, в т.ч. и в гос. строе Англии, сложившемся в теч. веков. Само уч-е о гос-ве и праве должно стать наукой, изучающей истор. опыт, законы и практику, а не схемой априорных док-ств и фикций, какой явл. уч-е идеологов рев-ции.

Бёрк, как и реакционные идеологи, противопоставлял рац-ским идеям Просвещения традиционализм и историзм, убежд-е в неодолимости хода истории, не зависящего от чел-ка.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты