КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антиэтатизм М. Бакунина, П. КропоткинаБакунин(1814—1876) идеолог коллективистского анархизма (ультрареволюционный соц-зма). Формир-е полит. взглядов после неудачн. восст-я декабристов. Полит. программа вырабат-сь в период начальных этапов организован. рабоч. Движ-я и работы Интернационала, первых опытов легальной деят-ти раб. партий. «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868 «Гос-ность и анархия» (1873). Идеи были использован при формулир-и программ. Целей бунтарского направл-я в рус. Народничестве. Выставил ряд аргументов против некритич. Восприятия сложившихся порядков и нравов в русской общине. Отрицат. Отнош-е к законам и законодат-му (характерно для анархизма, негативистское восприятиелюбых форм гос-ной и полит. власти) Все юр. Законы, внешне навязаны, а потому и деспотичны. Полит. законодат-во враждебно свободе, противоречит естествен. для природы чел-ка законам. Игнорир-е естествен. законов – подчинение неестествен., «юр.», искусственно создаваемому праву – способствует возник-ю и распростр-ю олигархии. Всякое законодат-во порабощает чел-ка и одновременно развращает самих законодателей. Истин. Свобода – отраж-е «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные, а не свобода, кот. пожалована и отмерена законами гос-ва. Гарантией обеспеч-я свободы контроль над гос-ной властью. Такие гарантии возникают в каждой стране по мере «эмансипации общ-ва» от гос-ва. Свобода м.быть действительной лишь в том случае, когда имеется действенный контроль и надзор за носителями власти. Завоев-е свободы, утвержд-е общечел-ского права классовой борьбой в будущем социалистич. общ-ве свобода и право не атрибуты классового господства, а требования высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. Когда рабочий окажется победителем в освободительной борьбе, он должен будет проявить по отношению к бывшему хозяину «чувство справедливости и братства свободного человека». Соотношение соц-зма и свободы: «свобода без соц-зма – это привилегия, несправедливость; соц-зм без свободы — это рабство и скотство». Соц. рев-ция – разрушить все учреждения неравенства и насилия, т.е. гос-во. Соц. рев-ция совершается с помощью народной силы, причем эта сила сама должна быть организована на выступления путем возбуждения революционных страстей. Движущие силы рев-ции у Бакунина не в технико-организационном, а в абстрактно-доктринальном восприятии. Соц-зм Бакунина утопичен, конечно критический по отношению к сущ-щему строю, но в то же время примитивный и нереалистичный в указании путей и средств его действительного радикального преобразования. Кропоткин (1842—1921). Принадлежал к старинному княжескому роду. Вначале географ и геолог, исследователь одного из направлений эволюционной теории в биологии, затем анархист. Стремился соединить учение анархии с наукой о природе и обществе, с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и в человеческих сообществах. Зарождение гос-ва - возникла поземельная собственность - стремление сохранить ее в руках одного класса, вследствие этого он стал господствующим (землевладельцы, жрецы, судьи, профессиональные и прославившиеся воины). Главная особенность государственно-властной организации – это «правительственная централизация», «пирамидальная организация». Историческая миссия государства свелась к «поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком». Гос-во совершенствуется чтобы «поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс, чтобы расширить эти права и создать новые, которые ведут к новому закрепощению обездоленных граждан». Анархическая критика государственной организации властвования направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих».
|