КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема государства и влсти в политическом учении марксизма.Согласно историко-материалистич.учению марксизма, опред.роль в соц и по развитии играют мат(эк и производствен) отношения, которые состав базис (основу )для всей дух и гос-прав надстройки соотв об-ва. Совок-ь этих произв-х отнош-й составл базис на котором возвыш. Юр. И пол. Над-ка. Кроме первобытнообщ.строя(коллектив.об-ва, без ч/с,эксплуатации че.чел.,классового дел-я) выд-т рабовлад.,феодализм,капитализм и соц-зм и полный коммунизм(комм.формация – строй где в ходе пролет.револ.и устан-я диктатуры пролет-та отриц. ч/с и устан-ся общ-я соб-ть, преодолев. Деление об-ва на классы и осущ-ся процесс окончат-го отмирания гос-ва и права). В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто сколько-нибудь существенное в социальной жизни такого общества (тем более линия поведения господствующего класса, природа государства и права и т. п.) не может быть объяснено и понято вне контекста классвой борьбы. В значительной мере из-за нее аппарат государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе.Выделение и акцентирование в природе го- сударства его принуждающего начала закономерно для марксизма. Изображение государства в качестве органа институционализированного насилия. Пролетариат ≪в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения≫. До тех пор пока все производство не сосредоточится в руках ≪ассоциации индивидов≫, публичная власть сохраняет свой политический характер. ≪Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого≫, ≪Насилие, — отмечает Маркс в ≪Капитале≫, — является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция≫.≪...государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников... пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать≫.Сущность марксистской политической теории может быть усвоена лишь в том случае, если будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового общества,в том числе и того общества, в котором станет господствовать пролетариат. ≪государство — организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой)≫. Судьбы государства и права в коммунистической формации.На первой ступени коммунистической формации (при социализме) картина иная: средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, нет больше эксплуататорских классов, и поэтому классово-политическое насилие (т. е. подавление какого-либо класса) делается ненужным; но государство на этой ступени сохраняется (≪государственность коммунистического общества≫). Что касается характеристики Марксом политического аспекта высшего этапа коммунизма, то именно она содержит предвидение полного отмирания государства. Так же, как государство ≪появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени≫.На определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.
|