КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особ-ти рус. Либ-зма XIX в. (Сперанский, Кавелин, Грановский, Чичерин)М.М. Сперанский гос. Секретарь у Алекс. I, Ник. I поручает ему сост-е Свода законов Рос. империи. Бог – верховн. Законодатель Вселенной. Договорная теория – договор, как реализация воли бога. Рос. прошла 3 ступени: средн. вв. – удельщина, нов. Время – абсолютн. монархия, настоящ. Период – промышл. Сост-е, кот. требует конституц. огранич-я верховн. Власти, полит. и гражд. права. Рос. ждет перемен, но не через рев-цию, а через «правильн. Законы». Мечтает о конституц. монархии. Поддерж-ет раздел-е властей. Законодат. Власть – двухпалатн. Дума, глава исп. Власти – монарх, участвует в деят-ти думы, но не может самостоят-но издавать законы без одобр-я думы. Суд. Власть – судебн. сист-а: суд присяжных и Сенат. Возможно объед-е властей в Гос. Совете (частично назнач-ся царем, частично – выбир-ся), он имеет законодат. Инициативу, но законы утвержд-ся Думой. Местн. Власть – коллегиальн. Упр-е через представит. органы – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчат. Основе. Порядок в таком гос-ве охран. Законами. Отвергает правл-е философов Платона, поддерживал Аристотеля – законы, а не люди должны управлять гос-вом. В таком гос-ве наилучш. Образом можно обеспеч. права подданных. Как Монтескье разд-ет рабство полит. и свобода полит., рабство гражд. и свобода гражд. Полит. рабство – «воля одного, закон для всех», полит. свобода – подчин-е всех закону, избират. право. Гражд. рабство – подчин-е одного класса др., гражд. свобода – незав-ть сословий друг от друга на осн. закона. Полит. совбода – фундамент для гражд. свободы, гражд. права д.б. осн. на полит. правах, гражд. закон не м.б. без полит. закона. Гарант всех свобод - конституция и разделение властей. Конст. монархия должна опираться на квалифицир. Чиновничий аппарат, кот. обеспеч. ее функционир-е. С. Предложил и провел 2 закона: «О придворных званиях» (1809), «Об экзаменах на чин» (1809). Предлагал закрепл-е прав и обяз-тей сословий. Отрицат-но относился к креп. Праву. Предлаг. Двухэтапную схему отмены креп. Права: 1. огранич-е крест. Повинностей, личн. освобожд-е крестьян, 2. возврат права переход (Юрьев день), земля у помещиков, но крестьяне имеют право ее купить. Данный проект вызвал критику и С. Сослали. Огранич-е верхов. Власти произошло только при Ник II Манифест 17 окт. 1906, отмена креп. Права в 1861. К. Кавелин, один из основат. Гос. Школы в истолковании истории Рос. Осн. движущ. Сила истории – борьба личности за свободу, постеп. измен-е общ. Форм (родовые отнош-я – семейн. – обществ. отн-я (гос-во)). Рос. шла тем же истор. Путем как и запад, но отстала. Должна прибегать к заимств-ям достиж-й ц-и. Поддерж-ет Петра I, кот. двинул Рос. по зап. Пути в сторону свободы и упр-я с пом. Законов. В противовес славянофилам, говорит что и до Петра в Рос. были зачатки индивид-зма на ряду с общинностью. Т. Грановский. Сильнее критиковал славянофилов. Истор. Развитие всегда сопровождается борьбой разнородн. Сил и кажд. эпоху отдел. От др. резкое различие, эпохи никогда не возвращ-ся к прежним пунктам. Славянофилы любят не Русь, а ветхий призрак. Б. Чичерин. «История полит. учений», «О народном представительстве», «Курс гос. Науки», «Философия права». Сторонник конст. монархии. Гос-во – союз народа, связан. Законом в юр. Целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частн. Благо – цель гражд. общ-ва, а не гос-ва. Гос-вом опр-ся гражд. права, а не естествен. Область естеств. Права – система общих юр. Норм, вытекающ. из чел-ского разума, эти нормы должны опред. положит. Законодат-во. Цель соц.-полит. развития – гармония личн. и гос-ного начал, индивид. свободы и закона. Право – внешн. Свобода чел-ка, кот. огранич-ся законом, границы закона – право. Свобода делится на: внешн. (право), внутр. (нравственность), обществен.. Субъективн. Свобода переходит в объектив. И сочетается с правом как с нормой свободы в общ. Союзах – семье, церкви, гос-ве. Суть либ-зма по Ч. – представл-е о чел-ке, как о свобод. Сущ-ве, кот. в таком кач-ве вступает в общ-во. Свобода чел-ка сохр-ся даже повинуясь власти. Чел-к всегда свободен развивать свой разум. В Рос. наиб. зло идет от бюрокр-и, т.к. за бумагами теряется жив. Дело. Выход – созд-е выборн. учрежд-й местн. Самоупр-я.
|