КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности средневековой схоластики. Философско-полит. идеи Фомы АквинскогоСхоластика – католицистская теология, ориентированная на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. Труды Аквината можно назвать энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической веры и таким образом укрепить ее позиции, это первая попытка развить христ. Доктрину гос-ва на базе «Политики» Аристотеля. Как Аристотель, Аквинат говорит, что человек существо общественное и изначально стремиться к объединению, т.о. естественно возникает гос-во. Процедура учреждения гос-ва схожа с сотворением мира богом. Сначала надо все организовать и внести стройность, а затем властвовать (монарх действует как бог). Цель гос-ва – «общее благо», для этого необходимо сохранение феодально-сословной иерархии, исключение из политики земледельцев, торговцев, все д. повиноваться высшему сословию – правителям. «Совершенство вселенной требует, что бы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства». Защита притязаний папства на власть методами схоластики вызывала трудности – тезис «вся власть от бога» логически дает право светским феодалам (короли, князья) право на власть. Для доказательства права вмешательства клира в дела гос-ва Аквинат вводит различия 3 моментов (элементов) гос. власти: 1. сущности, 2. формы (происхождения), 3. использования. Сущность власти – отношения господства-подчинения (так заведено богом), т.е. власть божественна. Форма власти – способ завладения и конституционирования, может быть плохими, использование власти может стать ее злоупотреблением. Т.о. 2 и3 моменты могут быть и небожественными. Когда правитель приходит к власти несправедливыми мерами или злоупотребляет властью – нарушение заветов бога, велений римско-католической церкви. Подданные имеют право на восстание, но окончательное решение о способах борьбы с тираном принадлежит церкви. Предпочтение монархии, т.к. она 1. похожа на устройство мироздания, похожа на чел. Организм (все члены управляются одним разумом), 2. исторический опыт. Разделял монархию на абсолютную и политическую (имеет преимущества). Политическая лучше т.к. весомую роль здесь играют крупные феодалы (светские и духовные), ограничена законом. В христианстве осн. соц.-практическую функцию выполняет этика, суть религиозной этики – проблема должного, должное – тип нормативных отношений индивида и общества, т.е. закон. Аквинат широко применяет категорию «закон» для объяснения различных явлений. Разработал особую теорию закона: все законы связаны между собой и над ними стоит естественный закон (божественный разум, вечный закон, от него производны все остальные законы). Позитивный закон – это конкретизированный естественный закон, его назначение – силой и страхом принуждать людей (люди по природе несовершенны) избегать зла и достигать добродетели. Законы разных стран неодинаковы, что в чем они схожи наз. «право народа», специфическое в них – «право граждан» (как у римских юристов). Позитивные законы для Аквината это феодальное законодательство. Люди должны соблюдать эти законы так же неукоснительно как указания божественного разума. Но не считал законами те позитивные законы, которые противоречат естественному закону (противоречат потребностям самосохранения, поиска истины и т.д.). Еще один вид закона – божественный. Изложен в Библии и необходим под двум причинам: 1. позитивный закон не способен полностью истребить зло, 2. из-за несовершенства чел. разума люди не могут прийти к единому представлению о правде, для этого и нужна Библия. На основе этики строит концепцию права, оно находится в сфере правды, справедливости. Как римские юристы, понимает справедливость как стремление воздавать каждому свое. Естественное право – каждому свое и поровну. Если это происходит в соответствии с чел. установлениями – позитивное право. Правовым установление считается только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Критикует еретиков, за извращение религии – смерть.
|