Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вод следствий из истин, которые считаются очевидными сами собой.




Философия Готфрида Лейбница фактически была вершиной философских изысканий XVII века. Лейбниц был ученный с разносторонними знаниями и способностями по философии, математике, логике, теологии, государственной политике.

Лейбниц был представителем рационализма и был захвачен проблемами, поставленными Декартом. Его не удовлетворяло решения вопроса об отношении тела и души, поэтому он развил идеи Декарта и выработал отличную от него идею рационализма.

Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады [монада]. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собрание монад. Каждая из них замкнута в себе ("не имеет окон" во внешний мир) и не способно влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низких к высоким и венчающих их все - Богу. Низкиемонадыобразуют собой уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению ("пребывают в смутном сне"), порастающему по мере восхождения к высшей - Богу. Только последнему принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание всего и, как следствие этого, максимум действия, активности. Вест мирмонадесть в каждом счёте отражение бога как верховноймонады, и в этом заключены основания

Для развитой Лейбницем концепции философского оптимизма , провозглашающей , что наш мир есть лучший из всех мыслимых миров. Плюралистический мир Лейбница признан единством содержания, предустановленной гармонией, олицетворённой верховной монадой. Применительно к проблеме отношения души и тела монадология Лейбница оказывается способом сохранить независимость души и тела и в тоже время объяснить несомненный факт их согласованности. Поскольку основной вектор совершенства монад направлен от их бессознательного состояния к состоянию совершенного знания, постольку Лейбниц согласен с эмпириками в их утверждении, что чувства - исходная ступень познания. Но только – исходная! Поскольку всякая душа – монада, и её деятельность направлена лишь на сама себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того , что имеется в состоянии бессознательного. Тем самым Лейбниц вносит некоторые изменения в декартовскую теорию врожденных идей. Последние даются нам скорее как возможность, к которой мы можем придти, как к бессознательному в нас. Такой поворот дела ослаблял силу эмпирической критики теории врождённых идей оставляя в неприкосновенности строго автономный характер Разума.

Вообще, Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он существенно углубил многие принципы рационалистической философии. Он старался уяснить себе и другим вопрос о началах философии.

Декарт писал об интеллектуальной интуиции , которая является началом дедукции (движение об общего к частному )и является достоинством ума ясного , отчётливого и внимательного умеющего проходить все ступени непрерывной дедукции ,замыкаемой на экспериментальные факты . Интеллектуальная интуиция выступает как прямое , непосредственное , рациональное постижение сути дела.

Лейбниц же стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции о которых писал Декарт. Лейбниц имеет в виду: принцип непротиворечия или тождество (А есть А и не может быть не равно А); принцип необходимого достаточного основания (все случается согласно определенному основанию); принцип тождества неразличимых вещей); принцип идеальностимонад

Сущностей); принцип предустановленной гармонии; принцип непрерывности. Тождества не нуждаются в доказательствах, поэтому принцип тождества изначально приемлем. Опытные же факты в силу принципа необходимости достаточного основания должны обосновываться, факты зависят от законов.

Вещь не представляет собой просто сгусток телесной материи, а есть внутренняя активная сущность-монада. Междумонадами существует Представленная Богом гармония, системность. Абсолютное время и абсолютное пространство не существуют, ибо они лишены, по определению, указанных системных связей.Монады сотворены богом. Сам Бог реален в силу невозможности отказаться от всегда ясной идеи нашего ума о совершенном божестве.

 

Вопрос 23.

Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Основной для своей гносеологии вопрос – об источниках и границах познания – Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений, (то есть дающих новое знание) в каждом из трёх главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно – сущего). Решение этих трёх вопросов Кант даёт в ходе исследования трёх основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.

Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз диалектика, ибо существующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую (формальную) – логику рассудка и трансцендентальную – логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.

Если в общей логике основной приём – анализ, то в трансцендентальной – синтез, которому Кант придал роль и значение фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете.

Главные логические формы мышления Кант видит в категориях, образующих в его учении определённую систему (таблицу). Хотя категории у Канта – априорные формы рассудка, но это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его, универсальными регулятивами познания.

Важную роль в развитии гносеологии и методологии сыграло учение Канта об антиномиях. Он полагал, что попытка разума выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе», приводит его к противоречиям, к антиномиям чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре пары (например, «мир конечен – мир бесконечен»). Попытка ввести диалектический принцип противоречия в научно – теоретическое знание и сферу практического разума было большим завоеванием кантовской философии.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты