КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 24. По Канту, идеи о Боге, душе и бессмертии – трансцендентальные идеи чистого разума, объекты которых не могут быть даны в опытеПо Канту, идеи о Боге, душе и бессмертии – трансцендентальные идеи чистого разума, объекты которых не могут быть даны в опыте, но которые жизненно необходимы человеку как высшие принципы, регулятивы его нравственного поведения и моральной ориентации в мире. Способность человека поступать морально, то есть без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Если найти закон, выражающий эту свободу, - закон морального поведения, то он может быть положен в основу метафизики нового типа. Кант находит такой закон, категорический императив, который гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. В такой формулировке данный закон пригоден для всех разумных существ, что и говорит о широте практического разума. Однако мы нуждаемся в формулировке, соответствующей нашему месту в мире. С точки зрения Канта, человек есть последняя цель земной природы. Подобным утверждением мы, по Канту, не расширяем наши теоретические знания о человеке, а лишь рефлекторно оцениваем его. Поэтому категорический императив будет звучать так: поступай так, чтобы человек и человечество были только целью, но не средством. Получив такую формулировку категорического императива, Кант извлекает из неё все метафизически значимые следствия. Кант смело меняет местами божественное и человеческое: мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Хотя идея Бога практически реальна, это только идея. Потому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о религиозных принципах построения государства. По мнению Канта, государство должно обеспечивать такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого. Понятие «трансцендентальное» возникло ещё в средневековой философии и означало бытиё, выходящее за сферу конечного, эмпирического мира (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы). Кант придал этому термину иное значение: он употреблял его для обозначения априорных форм чувственности и рассудка, которые, следуя его учению, являются формальными условиями возможности познания мира. То есть Кант считал, что небытиё проявляется непосредственно через нас, а мы, благодаря существующим до всякого опыта (априори) пространственно – временным формам созерцания и категориям рассудка, как бы “вылавливаем”, а затем соединяем в какие-то целостности те фрагменты бытия, которые могут принять пространственно – временные характеристики. И. Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются как он писал, одним вопросом: что такое человек? В рамках религии тайна человека рассматривается в несколько ином значении занавешенности, мистической сокрытости, ибо, как утверждает И. Кант, нам принципиально не дана для познания основа этого феномена – сам акт божественного творения человека. Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир “сам по себе” – совершенно неизвестно. И. Кант полагал, что выше разума ничего нет, трактуя разум как способность давать принципы. И. Кант характеризовал законы, как “правила необходимого существования”.
|