Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 42. Проблема культуры в современном обществознании




 

Основной функцией культуры человек определил преобразование природы. Культура все более превращается в посредника между человеком и природой.

Приобретая большие полномочия, культура начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы.

Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер.

Проблемы соотношения техники и духовной культуры в жизни современного человечества являлись и являются объектом пристального внимания многих культурологов. В ХХ веке немалое число концепций подчеркивало позитивное значение развития техники и ее прогрессивного влияния на жизнь людей.

Однако существует и немало культурологических теорий, занимающих резко отрицательную позицию по отношению к современной науке и технике.

В прошедшем веке мы наблюдали, как идеалы прогресса уступают место возвращению веры. Обожествление науки и рационализма в значительной мере было отвергнуто ради религиозного возрождения, где особую ценность приобретают эмоциональное и иррациональное. Однако этого бы не случилось, если бы не были нарушены духовные основы. Исходной посылкой идеала прогресса было то, что человечество употребит силу техники для сохранения жизни, а не для разрушения ее. К сожалению, это предположение в ХХ веке не оправдалось. Идеал прогресса был повержен, когда стало ясно, что техника может создавать как рай, так и ад. Под какой рукой окажут все средства самоуничтожения человечества? Если учитывать исторический опыт, то можно ли сомневаться, что человечество использует эти средства? – считают Дж. Нэсбитт и П.Эбурдин.

Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста. Возникли планетарные затруднения: проблемы экологического выживания, проблемы сохранения личности и биологических основ человеческого бытия. Возникла угроза разрушения современным техногенезом биологии человека.

Материальные достижения – это еще не культура, они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества. Мы же, ослепленные успехом теоретического познания и практики не задумывались над тем, на какой опасный путь вступили, игнорируя духовную сущность культуры, наслаждаясь чувством наивного удовлетворения нашими грандиозными материальными достижениями и скатились к невероятно выхолощенной концепции культуры.

Проблемы культуры не заканчиваются только проблемами общечеловеческой культуры, существуют также проблемы национальной культуры.

Культурный империализм – вот что угрожает самобытности народов.

«Если мы будем принимать культуру чизбургера, то это только вызовет у нас боль в животе», - говорит критик американской массовой культуры Ричард Пауэлко. Но это может означать нечто большее, чем просто боль в животе.

Культурный империализм проникает в страну через радио и телевидение.

В отличие от чизбургеров и джинсов, глобализация телевидения – взрывоопасное и противоречивое явление, так как оно, как и литература выражает более глубокие ценности. Развлекательные представления при помощи таких средств как образы и язык, переходят через границы поверхностного обмена в область ценностей. Они проникают прямо к нравственному образу культуры, обращаясь к ее основополагающему духу, который отображает его веру и обычаи. Язык – великое связующее звено с сердцем культуры.

Язык – великий агент гомогенизации, та волна по которой передается культура. Если английский становится основным языком общения, то последствия этого очевидны: культуры англоговорящих стран будут доминирующими.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты