КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 43. Философские проблемы человека и личности. Эволюция философских представлений о человеке.Личность: Идеалисты понимают под личностью духовное существо, поступки которого не детерминированы общественной и исторической необходимостью. Материалисты рассматривают человека как часть природы и окружающей среды, под которой понимается государство, законодательство и.т.д. Под личностью (данное мнение отражено в учебнике под редакцией Жукова) это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Понятие человек отражает общие черты свойственные человеческому роду. Под индивидом понимается отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого нечто соотносительное с видом Homo sapiens. Индивидуальность означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности. Задатки можно рассматривать как потенциальные возможности будущего развития личности. Философские проблемы человека и личности: Человек не рождается личностью, а становится ей в ходе своего индивидуального развития путем освоения общественного опыта. Понимание личности нельзя упрощать, ибо человек – это целостная система, включающая в себя и социальное и биологическое. Личность не только продукт но и субъект общественных отношений. Охарактеризовать личность можно только через совокупность ее функций, в использовании которых проявляется ее индивидуальность. Личность – продукт исторического развития, все ее свойства, качества, формируются под влиянием определенной социальной среды, понимание которой предполагает прежде всего анализ общественного бытия, общественного разделения труда, социально-классового положения индивида. В процессе эволюции знаний о человеке было выдвинуто множество концепций сущности человека: -в античной философской он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосмос, в своих человеческих проявлениях починенный высшему началу судьбе. -в системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально и противоречиво связано две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство души и тела, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства – арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола отсюда постоянное стремление человека к освобождению от пут дьявола; специфическое отношение к миру; явное стремление не столько познать сущность, сколько приобщится к высшей сущности Богу и тем самым спастись в день суда. -философия нового времени, которая была по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Идеалистическая философия XIX- начала XX века гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив, к иррациональному началу. -Гегель рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукта деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания. -в Марксизме человек становится центром философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания философии человека – это в принципе незавершенный процесс в человеческом самопознании, ибо проявление человеческой сущности крайне многообразны – это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение … -Фрейд водил внутренний мир человека к трем частям Оно, Я и сверх Я. -Также существуют идеи Цилковского, Вернадского, Чижевского заключается в том что мы со всех сторон окружены потоками энергии которые идут от других звезд, планет, Солнца. Вернадский ввел термин «ноосфера», обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Ноосфера является естественной средой человека, оказывающей на него формирующее воздействие. Объединение в этом понятии двух моментов – биологического (живое) и социального (разумное) – и является основой расширенного понимания термина «среда». Нет никаких оснований считать ноосферу сугубо земным явлением, она может обладать и общекосмическим распространением. Жизнь и разум, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы – это социально-планетарно-космическое существо.
|