КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перцептивная организацияПерцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов. Важнейший фактор интерпретации ощущений. Законы или принципы ПО.
Вопрос 21: Восприятие формы. Фигура и фон. Двойственные изображения. Ответ: То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это - форма. Воспринять и опознать предмет – это прежде всего воспринять и опознать его форму. Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения: Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции. В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве. «Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы. Происходит при сокращении дистанции. Видится то многоугольная форма, то овальная, например. Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура. При дальнейшем сокращении дистанции. Образование устойчивого и достаточно полного образа формы, но без различения мелких деталей. Завершающая фаза формирования образа формы. Она отражается во всей возможной полноте деталей. С переходом от одной фазы к другой осуществляется все более полное различение особенностей предмета и точное его опознание. Аналогичная динамика происходит при условиях: а) перемещении фигуры из периферических частей поля зрения в центр, б) постепенном увеличении освещенности, в) постепенном увеличении времени экспозиции. Решающее значение в восприятии формы имеет отношение «фигура/фон». Воспринять фигуру – это значит выделить ее из окружающего пространства. Характеристика отношения фигура/фон: фигура имеет форму, фон относительно бесформен, фигура имеет характер вещи, фон же выглядит как неоформленный материал. фигура имеет тенденцию выступать вперед, фон – отступать назад, фон кажется непрерывно продолжающимся позади фигуры, фигура производит большее впечатление, чем фон, и легче запоминается. В выделении фигуры из фона проявляется избирательность восприятия, которое является выражением его предметности как основного свойства. А также гибкая структурность, как мера схематичности восприятия, способность отделять существенные детали от второстепенных. Между фигурой и фоном возможны реверсивные отношения в так называемых двойственных изображениях. Как в рисунке Боринга: жена и теща.
|