КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пропорциональные различия разных возрастных категорий в портрете.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Чтобы хорошо изучить особенности строения головы человека, нужно сделать ряд рисунков с людей различных возрастов, внимательно пронаблюдать и проанализировать особенности строения костей черепа и характер пластики мышц лица, кожного покрова. Пропорции и характер головы человека меняются в зависимости от возраста. Усвоив общую закономерность строения черепа, необходимо учитывать и возрастные изменения характера формы черепа. Возрастные изменения черепа можно разделить на пять периодов: 1) от рождения до 7 лет,, 2) от 7 лет до половой зрелости (16 лет), 3) от 16 до 30 лет (до окончательного роста и развития), 4) от 40 до 60 , 5) от 60 и старше. У маленьких детей мозговая часть черепной коробки оказывается намного больше лицевой. Во втором периоде процесс роста костей замедляется и разница в размерах лицевой и затылочной костей уже не так разительна. В третьем периоде сильно развивается лобная кость, мозговой отдел черепа расширяется и вырастает кверху. Удлиняется лицевой отдел, резко выгибаются скуловые дуги. Череп приобретает окончательную форму, характерную для взрослых. В четвертом периоде рост костей окончательно прекращается и не претерпевает никаких изменений. В пятом периоде начинаются изменения лицевой части, которая становится меньше; зубы выпадают, в результате чего нижняя челюсть приподнимается, подбородок резко выдается вперед, лицо укорачивается, происходит окостенение всех черепных швов. Опытные художники все эти особенности всегда учитывали и убедительно передавали в своих рисунках. Так, например, на рисунке Рубенса, изображающем голову ребенка, мы видим, как великолепно передано обаяние нежность детского лица. При первом взгляде кажется, что нет ни одной кости под округлой формой головы, а между тем здесь ясно видно своеобразие строения костяка детской голо- вы: большая верхняя часть черепной коробки и маленькая по сравнению с ней — лицевая. Рубенс, следуя методом научного познания мира, как и его великие предшественники, стремился научно-теоретически обосновать с помощью математических расчетов и установить постоянный закон формообразования головы человека, в том числе и ребенка. Данный пример лишний раз говорит о том, как необходимы научные знания художнику. Анализ костей черепа: К среднему возрасту происходит окончательное формирование костей черепа и мышц лица. Под глазами, на лбу и подбородке появляются четкие складки кожи. В старости голова человека приобретает еще большую угловатость, под кожей резко проступают кости черепа. Кожа становится дряблой, испещренной морщинами. Это своеобразие старческого лица великолепно передал Дюрер в рисунке старика. 2 .Эмоционально-психологическое воздействие цвета в картине.Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Восприятие цвета — сложный процесс, обусловленный не только физическими, но и психологическими стимулами, в частности важным для художника чувством цвета.. Только в том случае, если живописец, работающий с натуры, научился видеть не только предметный цвет, но и обусловленные освещением и цветовой средой цвета, замечать их цветовые различия, ему удается достигнуть гармоничного строя в этюдах. За долгий путь развития человеческого цветового зрения эмоционально-психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высокоразвитого чувства цвета, присущего современному человеку. Под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом. Свойства и качества цвета можно разделить на две группы: «собственные», которым присущи такие постоянные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность (т.е. объективные качества цветов), и «несобственные» — как следствие эмоциональных реакций, возникающих при их восприятии: «теплые», «холодные», «легкие», «тяжелые», «глухие», «звонкие», «выступающие», «отступающие» и т.д. «Несобственные» качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, особо важны для всех видов и жанров изобразительного и неизобразительного искусства, так как посредством этих качеств достигается усиление выразительности и эмоциональной настроенности произведения. В лексиконе художников некоторые характеристики поясняются посредством других: например, разделение цветов на «глухие» («насыщенные», как в случае с коричневым цветом, образованным слабонасыщенным красным или красно-оранжевым) и «звонкие» (ярко-красные), так же как «легкие» (светлые тона) и «тяжелые» (темные). С ощущением пространственной глубины ассоциируются «выступающие» и «отступающие» цвета (если рядом поместить два квадрата, окрашенных в синий и красный цвет, то синий будет восприниматься «отступающим» цветом, так как напоминает дальние предметы, окутанные синевой). Пространственные свойства цвета были замечены и использовались уже художниками эпохи Возрождения, которые на своих полотнах изображали передний план в относительно теплых коричневатых тонах, средний - в нейтрально-зеленых, а дальний - в сине-голубых. Эмоционально-психологическое воздействие цвета сознательно использовал известный голландский художник Винсент Ван Гог (1853—1890), так объяснявший свой замысел: «В моей картине "Ночное кафе" я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвета бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни». Велика роль цвета и в оформлении предметов быта. Замечательным примером гармоничного сочетания формы и цвета служат произведения народного творчества. Воспринимая цвет предмета, человек получает сопутствующие ему настроения разного рода: радости, печали, страха, веселья, легкости и др. Другие свойства предметов мы связываем с такими характеристиками, как вес, температура, особенности фактуры и т.д. Цвет способен не только передавать важную информацию о предмете, но и вызывать определенные мысли и чувства через образное воздействие в реальных условиях освещения, воздушно-пространственной и окружающей цветовой среды. С давних пор известно, что успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. Одним из первых исследователей воздействия цвета был И.Гёте. Как поэт он смог глубоко прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. И.Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека. В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет — возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет — теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет — веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов — он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть. Романтическая живопись первой половины XIX в. использует красный цвет как выражение не высокой божественной любви, а любви земной, чувственной и страстной. За нее и другие людские грехи может прийти расплата с небес. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам катастрофу, унесшую жизни многих людей. Красный здесь — неотвратимое возмездие огненной стихии! Приходит новое время, и на рубеже XIX-XX вв. буйство красного цвета на полотнах Малявина означает буйство русской натуры. Красный цвет становится революционным цветом. Новый век несется как дикая кобылица, зреет грозная красная сила — скоро заполыхает. Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» родилась у художника в предчувствии грядущих кровавых событий — войны и революции. Казалось бы, такая мирная сцена, как купание летом на реке коней, превратилась в грозный символ благодаря красному цвету! Символом абсолютного выражения идей нового времени и торжества красного цвета над другими можно считать картину Малевича «Красный квадрат». В искусстве времен Великой Отечественной войны красный цвет был тревожным и героическим, призывал к победе. Например, на плакате «Родина-мать зовет!». В наше время, по международному соглашению, красный цвет служит предвестником опасности (красный сигнал — знак запрета). Возбуждающее действие красного цвета современные психологи связывают с историческим опытом человечества (красный — цвет крови). Символика цвета рождалась и умирала, но и в наши дни символичность цветов сохранилась в искусстве, в поговорках, в крылатых словах: «тоска зеленая», «скука серая», «дела черные», «радость светлая» и др. Символические, условные изображения, отражающие обобщенные понятия, широко используются в оформлении гербов, флагов и эмблем. С учетом воздействия цвета в строительстве индустриальных, административных и жилых помещений все более практикуется такое понятие, как цветовой климат, при окраске интерьеров и решении дизайна. Цветовой климат влияет на самочувствие и производительность труда людей, а также сказывается на их общем тонусе — вызывает бодрость и прилив сил или приводит в состояние покоя. Цветовая среда жилища должна строиться по законам цветовой гармонии. Кричащие краски, подобно тяжелому року в музыке, действуют на наш организм угнетающе. Это обязательно надо учитывать как в индивидуальном подборе одежды и украшений, так и в оформлении своего жилища, интерьеров общественных зданий.
3. Предмет «Композиция» Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Композицияозначает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае объединение рисунка, цвета и сюжета. Здесь неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства. В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства. Правила, приемы и средства композиции У композиции есть свои законы, разрабатываемые в процессе художественной практики и развития теории Рассмотрим закономерности построения композиции, которые касаются создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей — эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники интуитивно находят правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Они направлены на достижение выразительности и цельности художественного произведения. В произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить к ней с тем, чтобы зритель проникся содержанием и замыслом художника. Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения развивают композиционные навыки, обучают приемам построения композиции. С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Вместо точки может быть любой объект, напри- мер один человек или даже толпа. Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст, как универсальное средство, помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал о необходимости использования контрастов величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур и материалов, объемов и плоскостей и др. Тональный и цветовой контрасты применяют при создании произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразителен на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Композиционной цельности можно добиться, объединив светом, тоном или колоритом все части произведения. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. * ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; * части не могут меняться местами без ущерба для целого; * ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого. Знание закономерностей композиции помогает сделать рисунки и картины более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, в портрете считается обязательным: если голова или фигура повернуты вправо, то необходимо оставить перед ними свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. Композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети). Кприемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композицион-ного центра. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. 4.Восприятие цвета и живопись.Предметы имеют свой собственный, присущий им цвет. Например, спелые лимоны - желтые, апельсины - оранжевые, свежий огурец - зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Значит, только свет делает предмет и его цвет видимыми. Тогда почему красное яблоко среди зеленых листьев кажется окрашенным иначе, чем-то же яблоко, положенное на желтую тарелку? Человеческий глаз считается самой совершенной оптической системой, но и он воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов, фоном, цветовой средой, т.е. субъективно. Чувство цвета — выражение художественной культуры народа. Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. И все же можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми. Цветом можно мыслить и конструировать. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние. Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. Необходимый цвет для живописи обычно получается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета — красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения. В общем можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность атмосферного воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов, и художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета. Оказывается, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа. Сочетание цветов в природе, ее единство и гармония помогают художнику искать пути воспроизведения цвета природных явлений, предметов красками. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности. Очень часто художник находит новые способы, техники, материалы для творческого воплощения цвета в картине. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует. Очевидно, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — во всех этих процессах много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели с множеством нежных оттенков. Развить восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая ребенка произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства, предметами быта, над которыми успешно трудились дизайнеры. К выступающим цветам относятся, главным образом, теплые цвета. Они кажутся ближе своего фактического расположения. А к отступающим относятся холодные цвета, которые кажутся дальше своего фактического расположения на плоскости. Творчески используя эти знания, можно добиться впечатления большой глубины на плоскости картины с помощью цвета или, наоборот, приблизить какие-либо части изображения. Искусством применения света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Его картины всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы излучают его. Величие художника — в его человечности. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Свет в полотнах Рембрандта помогает прикоснуться к душе человека. В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой. Цветовые системы: Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам. Художник, создавая произведения искусства, должен продумывать гармоничные цветовые сочетания. При комбинации красок часто возникает проблема: почему одни цвета создают приятное сочетание друг с другом, а другие режут глаз, раздражают? Эту проблему помогает решить знание законов гармонизации цветов и цветовой круг. Гармонические сочетания цветов при смешении образуют серый цвет. Это дает возможность проверить правильность выбранной вами цветовой гармонии. Если смешать два, три, четыре или даже шесть цветов, определенных по законам гармонизации, то должен получиться ровный серый цвет. Первым, кто внес порядок в систему цветовых построений, был Гёте. Его учение систематизирует цвета и позволяет в практике находить их нужные сочетания. Круг естественных цветов по Гёте СКЖ — основной треугольник, первичные (основные) цвета. ФОЗ — перевернутый треугольник (вторичные цвета, смешанные цвета первого порядка). СЗ, СФ, КФ и т.д. — смешанные цвета второго порядка. Расположение цветов в круге относительно друг друга дает возможность выделить, как считал Гёте, следующие виды сочетаний: 1. Контрастные сочетания. Цвета расположены друг против друга (например, Ф и Ж), считаются взаимно дополняющими друг друга и гармоничными. 2. Сочетания цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармоничны. 3. Сочетания цветов, расположенных в круге под углом 90° (для подбора сочетаний в два, три или четыре цвета), например СФ и 3 или ЖО и 3. 4. Нюансовые (монохромные) сочетания (например, голубые и синие). В концепции Гёте основных цветов шесть. Они образуют два цветовых треугольника. Два цвета — желтый и синий располагаются по горизонтали — первая «характерная пара». Она является основанием первого треугольника, на вершине которого пурпурный цвет. Над желто-синим вторая «характерная пара» — оранжево-фиолетовая и внизу «плебейский» зеленый цвет (перевернутый треугольник). Так Гёте впервые установил иерархию гармонических взаимосвязей в своем шестицветном круге. В круге Гёте три типа парных взаимосвязей: гармонические, характерные и нехарактерные. Гармонические пары: пурпурно-зеленая, фиолетово-желтая, оранжево-синяя — противоположные цвета «нашли» друг друга и образовали целое, дающее человеческому духу ощущение умиротворяющей полноты. Характерные пары: желто-синяя, желто-пурпурная, сине-пурпурная, оранжево-фиолетовая, оранжево-зеленая и фиолетово-зеленая. Нехарактерные пары: желто-зеленая, желто-оранжевая, оранжево-красная, красно-фиолетовая, фиолетово-синяя, сине-зеленая. Гармония у Гёте воспринимается не только органом зрения, она должна быть «воспринятой нашим духом». Он считал, что «цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль...». У Гёте каждый цвет — это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Гёте считал, что совершенную гармонию может создать только человек своим творческим усилием, но при этом гармония — продукт его духа. Цветовая система Рунге. В систему цветовой гармонии Рунге ввел свето-тональные отношения. Рунге предложил цветовую систему рассматривать в виде шара, по экватору которого располагаются цвета спектра, к полюсу по меридианам цвета изменяются по светлоте. В цветовом круге можно проследить гармоничные сочетания из двух, трех, четырех цветовых тонов с помощью таких стрелок. Большой цветовой круг Оствальда: 1. Лимонно-желтый. 2. Желтый. 3. Золотисто-желтый. 4. Желто-оранжевый. 5. Красно-оранжевый. 6. Киноварно-красный. 7. Красный. 8. Карминно-крас-ный. 9. Пурпурно-красный. 10. Пурпурно-фиолетовый. 11. Фиолетовый. 12. Сине-фиолетовый. 13. Синевато-фиолетовый. 14. Ультрамариновый. 15. Средне-синий. 16. Синий. 17. Васильково-синий. 18. Бирюзовый. 19. Цвет морской волны. 20. Изумрудно-желтый. 21. Сине-зеленый. 22. Средне-зеленый. 23. Хлорофилловый. 24. Желто-зеленый.
Искусство живописи — искусство цветовых и световых отношений. Работая красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения. Цветовой круг дает возможность понять цветовое строение любого художественного произведения. Закономерности гармоничных цветовых сочетаний характерны не только для изобразительного искусства, но и для дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства, об этом подробнее рассказано в соответствующих главах. Контраст. Эффект контрастов проявляется в том, что резко противоположные по каким-либо свойствам предметы или явления вместе вызывают у нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимаются на «переломе» формы, т.е. на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном. Простой пример контраста: элементарное сопоставление белого и черного вызывает пространственный эффект. Контрастирующие цвета способны вызвать цепь новых ощущений и играют исключительно важную роль в живописи. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические(цветовые). В каждом из названных видов выделяют, в свою очередь, одновременный, последовательный и пограничный, или краевой, контрасты. Суть одновременного ахроматического контраста -- светлое пятно на темном фоне кажется еще светлее, а темное на светлом — темнее, чем на самом деле. Кроме того, светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно в натуре, и наоборот, темное пятно как бы уменьшается в своих размерах. Чем меньше световое пятно, тем сильнее оно высвечивается. Это обстоятельство следует учитывать, чтобы избежать в работе излишней пестроты и резкости. Как мы видим, серое пятно на черном фоне кажется светлее такого же серого пятна на белом фоне. Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии (сопоставлении) двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Серое пятно на красном фоне становится зеленоватым, на желтом — синеватым, на зеленом поле — сиренево-розовым. Вид контраста, при котором изменяется не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок, называется хроматическим контрастом. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым. Если взять три одинаковые серые фигуры и расположить их на разном цветном фоне, то можно заметить, что на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом — фиолетовый, на зеленом — розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. Это пример одновременного цветового контраста. Кроме этого, на светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном — более светлым. Явление особого рода представляет контраст взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает восприятия новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости или светлоты. Контраст по насыщенности также заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. Это дает художникам возможность добиваться необыкновенно интенсивного звучания красок. Даже при выборе рамы живописец должен учитывать эффект контраста: белая рама делает живопись более насыщенной, черная — малонасыщенной, белесой. Пограничный (краевой) контраст возникает на границах касания расположенных непосредственно друг около друга контрастирующих цветов. Пограничные контрасты бывают не только цветовые, но и светлотные. Пограничный контраст создает эффект рельефности, так как та часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя. При хроматическом контрасте границы соседних цветов изменяются: желтое пятно на границе с красным будет немного зеленое, но чем дальше оно отступает от красного, тем слабее эффект пограничного контраста. Больше всего эффект пограничного контраста заметен в ряде окрашенных и смежено расположенных полос. Для того чтобы действие пограничного контраста исчезло, нужно иметь между контрастирующими цветами узкую темную или светлую полоску. Последовательный контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна. Например, если долго смотреть на ярко-красное пятно, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую поверхность, то через некоторое время на ней появится той же формы светло-зеленое пятно. В последовательном контрасте проявляется малонасыщенный цвет, дополнительный к тому, который мы видели прежде. Ученые объясняют это явление оптическим раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цвета, так как световое и цветовое ощущения имеют длительность и продолжаются некоторое время и после того, как предмет исчез из поля зрения. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста. На зрительное восприятие цвета предмета, если долго его рассматривать, может оказать влияние адаптация глаза. Цветовая адаптация—явление более слабое, чем световая, и протекает в более короткий промежуток времени. При цветовой адаптации свет как бы тускнеет. Наиболее продолжительная адаптация характерна при восприятии красного и фиолетового цветов, наименьшая — желтого и зеленого. Типичной ошибкой начинающего живописца является долгое впитывание в какой-либо ограниченный цвет предмета. Такая практика неверна, так как если долго смотреть, например, на красный цвет, то через некоторое время глаз потеряет способность различать оттенки цвета. Чтобы восстановить правильное восприятие цвета предмета, необходимо перевести взгляд на другие предметы и цвета, например на зеленые или синие. Знание свойств цвета и правил пользования им является главным в освоении грамоты живописи. Умение использовать выразительные свойства цвета необходимо в производственно-творческой работе при создании предметов прикладного и декоративного искусства.
Программа Э.Э. Пурик.Изобразительное искусство — учебный предмет, наиболее полно воплощающий в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка. Цель преподавания изобразительного искусства в школе — формирование разносторонне развитой, полноценной, творчески активной личности, с: развитым образным мышлением, способной понимать произведения искусства, соотносить традиции и особенности национальной художественной культуры, с достижениями мировой культуры и искусства. I. Задачи преподавания изобразительного искусства в средней школе: 1. - формирование творческих способностей учащихся, гибкого, творческого мышления; обучение основам изобразительной грамоты: дать необходимые знания об искусстве, его видах, жанрах, теоретических положениях из области цветоведения, перспективы, композиции и т.д.; знания по истории искусства; навыки в работе с различными художественными материалами, знания об их свойствах; умение пользоваться различными выразительными средствами, что предполагает овладение языком искусства; формирование способности к восприятию и оценке различных художественных явлений, к восприятию всего богатства форм и красок окружающего мира; - формирование у учащихся коммуникативных способностей, умения жить и работать в коллективе, способностей к сотрудничеству, взаимопомощи и уважения к другим членам коллектива; - формирование у учащихся уважения и терпимости к различным точкам зрения, к многообразию форм, методов, приемов, стилей, национальных и исторических особенностей в произведениях искусства.
Принципы формирования курса "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО": I. Развивающая направленность содержания обучения изобразительному искусству. II. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, построение программы соответственно возрастной эволюции детского художественного творчества. III. Единство образования и воспитания, особое внимание нравственно-эстетическим аспектам при изучении различных художественных явлений. IV. Построение программы "от искусства" — т.е. от того круга j художественных представлений и понятий, который поэтапно расширяется и I усложняется, а не от тематики. Этому же требованию подчиняется региональный компонент программы: народное и профессиональное искусство Башкортостана изучается в ключе тех художественных проблем, которых требует каждый конкретный этап развития ребенка. V. Многообразие видов изобразительной деятельности, тематики, материалов, художественных методов и приемов, и, как следствие, многообразие методов и приемов обучения. VI. Постоянное включение игрового компонента, элементов драматизации, особенно в младших классах. VII. Коллективные виды работ, постоянное развитие навыков общения в искусстве и по поводу искусства. VIII. Связь с жизнью ребенка, постоянная актуализация личного опыта каждого ученика. IX. Объединение всех усилий педагога, всех методов и приемов воздействия на учащихся,всех средств обучения для формирования необходимой художественно-творческой установки, обеспечивающей восприятие и.создание художественного образа. X. Программа подразумевает определенный, логически очерченный стратегический подход к построению учебно-воспитательного процесса, но это не исключает возможности ее творческой переработки, собственного вклада каждого педагога. Особенностью данной программы является ее синтетичность: в ней использованы достижения различных существующих в стране программ по предмету "Изобразительное искусство" для средних общеобразовательных учебных заведений, а также наличие в ней регионального компонента: в ходе изучения художественных законов, основ изобразительной грамоты, истории искусства освещаются национальные особенности искусства народов Башкортостана, история культуры нашей республики, творчество современных художников Башкортостана. Региональный компонент программы предполагает следующие содержательные линии художественного образования и воспитания: 1. Этнические, исторические и искусствоведческие сведения о башкирском народе и народах, компактно проживающих в месте расположения школы: - основные исторические сведения о башкирском и других народах, населяющих Башкортостан, отраженные в произведениях литературы и искусства; - обычаи, духовная и материальная культура, народное декоративно-прикладное искусство башкир и других народов; - тематически организованное восприятие синтеза различных искусств при системообразующей роли произведений изобразительного искусства; - сведения об исторически сложившихся этапах развития профессионального изобразительного искусства республики, его наиболее ярких представителях; - отражение вискусстве природы Башкортостана и трудовой деятельности его людей; - сведения о развитии изобразительного искусства родного края, искусствоведческое краеведение, организация посильной охраны памятников истории и культуры, красоты ближайшего окружения — экология красоты. Содержание учебного материалапрограммы делится на 2 основных блока: - I-IV классы (соответствующие этапу детского доперспективного рисунка); - V-VIII классы (этап посильного овладения изобразительной грамотой, основами реалистического изображения). Программа построена по принципу доминирующего содержания учебного материала: например, в 3 классе цвет, живописные понятия, основы цветоведения становятся главной проблемой I четверти (требования композиции, рисунка, передачи формы, пропорций становятся сопутствующими); во II четверти на первый план выходят проблемы декоративности, которая, в свою очередь, подчиняет себе все остальные, и т. д. Такой путь построения программы позволяет вводить элементы опережающего обучения,когда в сопутствующих задачах появляется в небольшом объеме материал основного содержания следующего этапа обучения; он уже не будет полностью новым и незнакомым в следующих четвертях. Оба блока программы: блок начальных классов и блок средних классов тесно взаимосвязаны, их объединяет художественныйобраз как основа подачи учебного материала, основа овладения выразительными средствами: цветом, линией, пятном, композицией и т. д. Основное, принципиальное отличие этих двух этапов: невозможность овладения перспективой, передачей пространства, глубины,объема на Iэтапе плоскостного, схематичного рисунка у большинства детей. На I этапе закладываются предпосылки для овладения этими понятиями в следующий, подростковый период. Понятия перспективы, пространства, объема, светотени вводятся постепенно с V по VIII класс.Беседа по искусству, как самостоятельный вид деятельности также появляется в V классе и занимает сравнительно небольшой объем, т.к. программа направлена на постижение учащимися основных художественных понятий через собственную творческую деятельность.Овладение изобразительной грамотой включает следующий круг проблем: I. Изучение художественных материалов и освоение способов работы с ними: - краски (акварель, гуашь); - простые и цветные карандаши; I- восковые и цветные мелки; - тушь, уголь, сангина; - глина, пластилин; - освоение приемовработы с перечисленными материалами и способов смешения красок. II. Овладение основами первоначальных представлений о рисунке, живописи, композиции: - линейная и воздушная перспектива; - цветоведение; - тоновые и цветовые отношения, цвет и светотень; - передача формы^лропорций, конструкции; - основные правила, приемы и средства композиции. III. Освоение художественного языка как основы выражения своего отношения к миру: - цвет, линия, пятно; - композиционная организация листа; - технические возможности различных материалов. IV. Овладение основами знаний по теории и истории искусства: - о видах и жанрах изобразительного искусства; - о художественных материалах и их возможностях; - об основных этапах в истории искусства, а также умение ориентироваться в их отличительных особенностях; - об основных понятиях и терминах из области изобразительной грамоты. Виды художественной деятельности: - живописные работы; - графические работы; - лепка; - конструирование; - композиционная деятельность; - аппликация, коллаж; - декоративно-оформительские работы; - восприятие искусства и действительности; перцептивная деятельность. В основу преподавания положен художественный образ;оценка и контроль знаний, умений, навыков строится, исходя из выразительныхкачеств детских работ, степени воздействия их на зрителя, уровня творческой самостоятельности учащихся. Та художественно-творческая установка, которая задается учителем в начале урока, создает атмосферу урока, ситуацию "уподобления",является и основой оценочного подхода к детским работам. Критерии, предъявляемые к работам учащихся, едины для обоих этапов программы: 1. Художественно-образные качества, выразительность. 2. Передача цветовых отношений, настроения через цвет.
|