КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последовательность рисования головы живой моделиПолучив предварительные сведения об анатомическом строении черепа и головы, приступают к рисунку головы живой модели. Желательно подбирать для этого модель с характерными чертами лица и выразительной формой головы. Порядок выполнения рисунка головы модели живой тот же, что и гипсовой, но необходимо учесть ряд особенностей. Во-первых, гипсовый слепок головы неподвижен, натурщики же в процессе позирования устают и невольно меняют свое выражение лица и позу. . Поэтому не надо следовать за изменениями в движении натурщика. Очень важно «поймать» характерное сходство модели. В процессе построения головы с заданной точки наблюдения полезно время от времени рассматривать ее в фас, профиль и в повороте три четверти. Во-вторых, в отличие от гипсового слепка живая модель имеет различную окраску глаз, губ, волос, одежды и др. Необходимо использовать разнообразные приемы штриховки для передачи фактуры прямых и кудрявых волос, кожи молодого и старого лица, одежды, фона и т. п. Обучаясь рисованию головы живой модели, обязательно нужно потратить какое -то время для зарисовывания отдельных частей лица. Это можно сделать как в процессе предварительного выполнения набросков, так и непосредственно во время длительного сеанса. Такие зарисовки помогают понять расположение глазного яблока в глазнице, прихотливые изменения линии губ при различных эмоциональных состояниях.Рисуя живую модель, необходимо, иметь представление о ее анатомическом строении, его общем характере. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты, которые не- обходимо передать в рисунке. Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно эмоционально окрашено. В пер- вую очередь в любом портрете наше внима- ние притягивают глаза человека. Не случай- но их называют зеркалом души. Все это следует учитывать при композиционном размещении головы на листе. Кажущаяся простота изображения головы в профиль достаточно обманчива. Глаза, нос, рот, притягивая внимание, требуют точности рисунка, а изображение волос и одежды допускает свободу штриховки. Воображение художника подсказывает ему объем головы, даже если какая-то ее часть не видна. Пока не решена общая форма головы, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к проработке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций. Рисуя живую голову человека, важно не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке». Поэтому такую гипсовую модель лучше ставить рядом с натурщиком. В учебных целях живую модель и «обрубовку» полезно рисовать с одной точки зрения на одном листе рядом. При рисовании головы необходимо учитывать не только строение костей черепа, но и мышц лица, их можно изучить по специальным таблицам в учебниках пластической анатомии. В течение всего процесса рисования живой модели и даже работая над ее частями, не упускайте из поля зрения всю голову. Этапы выполнения рисунка: 1. Обобщенная прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом соблюдать пропорции. 2. Переход к проработке деталей, передаче фактуры волос, кожи, одежды. Проследите за игрой света и тени, добейтесь с ее помощью объемности форм. 3. Обобщение деталей, выявление характера модели, достижение целостного впечатления от образа.
Рисунок начинаем, как всегда, с композиционного размещения изображения на. листе бумаги. Чтобы успешнее справиться с поставленной задачей, перед началом работы над длительным рисунком следует сделать несколько набросков с данной натуры с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную. Начинаем рисунок легкими прикосновениями карандаша к бумаге. Слабыми линиями намечаем наклон, поворот и общий характер формы головы. В качестве ориентира используем профильную линию, линии надбровных дут, основания носа и подбородка, которые помогут найти и правильные пропорциональные отношения. Если при рисовании гипсовой головы каждую учебную задачу решали отдельно, то теперь буквально за две-три минуты надо решить несколько задач: композиционно разместить изображение, схватить характер формы и наметить основные пропорции. Второй этап работы связан уже с аналитической деятельностью рисовальщика.. От него требуется предельная внимате льность и строгость. Прежде всего надо уточнить конструктивное построение формы, взаимосвязь деталей головы (лоб, нос, глаза, подбородок) с общей формой. - Для проверки можно воспользоваться вспомогательными линиями (они должны быть еле заметными) легкой прокладкой тона. Главное на данном этапе работы — выявление общих масс, выражение большой формы. Нередко вместо того чтобы последовательно вести рисунок, идя от общего к частному, сразу же, еще не определив характера формы всей головы и основных деталей, начинают с прорисовки мелочей (глаз, ресничек, морщин), но связать их в единое целое не могут. В результате изображение оказывается плохо построенным. Начинающий должен твердо помнить, что сходство рисунка с натурой достигается не перечислением отдельных Деталей, а точностью определения пропорциональных отношений. На третьем этапе, наметив общий характер головы и ее основных деталей, переходят к уточнению форм, прокладке легкими штрихами тени и полутени. Особенно внимательно надо относиться к характеру основных деталей формы головы — носу, губам, глазам. От этого зависит портретное сходство. В целях достижения портретного сходства такое внимательное наблюдение крайне необходимо. Каждую деталь нужно сравнивать с другой деталью, проверяя пропорции и расположение их по отношению друг к другу. Иногда для точности пользуются вспомогательными линиями, например соединяют прямой линией слезник глаза с крылом носа, а ноздри с уголками губ. Рисуя отдельные части лица, нельзя забывать и о симметричности их расположения: намечая край левой глазницы, делайте сразу же край правой, от выпуклости левой скуловой кости переходите соответственно к выпуклости правой. Рисуя глаза, внимательно наблюдайте их выражение. В глазах отражается душевное состояние человека. Но главное внимание вначале нужно обратить на форму, перспективное изменение ее. Начинающие очень часто глаз в трехчетвертном повороте головы рисуют в фас. Следует запомнить, что глаз при положении головы в фас строится по форме ромба, а при трехчетвертном повороте и в профиль — по форме треугольника. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы и должны своими прядями подчеркивать ее объем. Переходя к тональной проработке формы, находят самое светлое (блик) и самое темное место в натуре и, соблюдая тональную закономерность, начинают прорабатывать рисунок от самого светлого через сумму полутонов к самому темному. Вначале намечают границы света, полутени, тени и закрывают их легкой прокладкой тона. Затем изображают тени, падающие от формы каждой детали, и еще раз сверяют свой рисунок с натурой. Моделируя форму головы светотенью, не нужно стремиться абсолютно точно копировать все светлые и темные пятна, которые видны в натуре, а надо стараться правильно понять объем формы и распределение света на поверхности этой формы. В процессе работы над рисунком иногда нарушается его цельность. Ухо, например, оказывается слишком светлым, а лобная часть излишне раздроблена морщинами и затемнена, губы резко очерчены. Чтобы избежать этой пестроты в рисунке, на последнем этапе работы сильно вырывающиеся по тону части следует пригасить. Там, где форма излишне раздроблена, ее нужно обобщить, светотень передать плавными переходами. Четвертый этап — завершение работы и подведение итогов. Последний этап работы над рисунком самый сложный, ответственный и напряженный. Здесь не требуется большого объема работы карандашом и резинкой, досточно дать два-три штриха, и рисунок оживет или, наоборот, где-то смягчить резинкой штрихи и увести ненужную деталь на второй план. При этом от рисовальщика требуется большое напряжение воли и вдумчивое наблюдение. Поспешным, необдуманным действием можно не только испортить свой рисунок, но и окончательно загубить. Методическое расчленение сложного комплекса работы над рисунком на отдельные этапы условно. Это зависит от целей и задач, которые педагог ставит перед учениками, от того, как располагается учебный материал. Портретное искусство не ставит целью достижение протокольной правды, ведь это не фотография. От художника требуется более глубокая психологическая передача увиденного, умение обратить внимание зрителя на самое главное, характерное в данном человеке. В то же время искусство портрета не терпит приблизительности, недосказанности. Художник обязан полно раскрыть облик портретируемого, его мысли и чувства. Здесь нельзя дать определенного уготованного заранее рецепта. Каждый художник по-своему выражает в рисунке то, что он увидел. Одни художники предпочитают четкий, детальный рисунок, другие — общее выражение формы, но каждый по-своему умеет захватить чувства зрителя.
|