Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Перспективные построения




Если мы вообразим бесконечно большую плоскость, горизонтальную и находящуюся на высоте наших глаз, нетрудно представить себе, что вся эта плоскость будет нам видна в виде бесконечной линии.

Плоскость горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз на­блюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия, называется в пер­спективе горизонтом.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта, — видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы ви­дим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближают­ся к нему, но никогда его не пересекают. Все ли­нии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.

Если человек сядет на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с ним, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте. Уровень линии горизонта на картинной плоскости опреде­ляется высотой точки зрения.

Точка зрения есть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения. Близкая точка зрения дает резкие перспективные искажения. Так, на­пример, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше головы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину картины.

Итак, удаляющиеся от нас параллельные горизонтальные линии мы ви­дим пересекающимися на горизонте. Ясно, что, если этих параллельных ли­ний будет не две, а несколько, они все пересекутся в одной и той же точке.

Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода линий.

Для каждой группы параллельных линий, в каком бы месте картины они ни находились и каким бы предметам ни принадлежали, существует только одна точка схода. Эти закономерности используются при изображении удаляющихся от нас прямоугольных плоскостей, сторон куба или другого прямоугольного тела, наружных стен дома, внутренних стен комнаты с дверями, окнами, ме­белью и т. п.

Перспектива квадрата и круга. В перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается в эллипс. Знание особенностей построения квадратной сетки в перспективе может пригодиться в практической работе над композицией, когда необходимо будет на­рисовать паркетный пол, шахматную доску и подобные объекты.

Если круг привести в горизонтальное положение и рассматривать его на разной высоте, то можно просле­дить, как круг превращается в эллипс, при этом чем бли­же к линии горизонта, тем больше перспективные изме­нения круга.

На полу круг кажется широким, на столе — много уже, приподнятый над столом — еще уже и т. д. Наконец наступает момент, когда мы видим весь круг в виде прямой линии (для точного круга). У круга, вырезанного из картона, мы увидим вытянутую по прямой линии боковую сторону, когда он окажет­ся как раз на высоте зрачков наших глаз.

Поднимая круг выше, мы увидим его нижнюю поверхность, и чем выше будем его поднимать, тем шире она будет нам представляться.

Построение объектов во фронтальном и угловом положениях. При построе­нии перспективного изображения мы видим объекты либо во фронтальном положении (плоскости, расположенные параллельно картине), либо под уг-

лом к картине. В первом случае перспектива фронтальная, во втором — угловая.

Параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, при перспективном изображении будут сходиться на линии го­ризонта в определенных местах — точках схода. Однако место этих точек на линии горизонта при фронтальном и угловом изоб­ражении объекта определяется по-разному. Объекты, нарисованные во фронталь­ной перспективе, будут иметь одну точку схода параллельных линий, совпадающую с главной точкой схода.

При построении объекта в угловой пер­спективе на линии горизонта будут две точ­ки схода, справа и слева от главной точки схода.

Перспектива комнаты. Предметы, нахо­дящиеся внутри помещения, подчиняются общим законам перспективы. Линия гори­зонта в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз.

Вышеизложенные правила перспективы помогают выполнить рисунки (по представ­лению и с натуры) части комнаты с про­стейшими предметами меблировки, види­мой во фронтальном положении, а также под любым углом к картинной плоскости.

Перспектива в пейзаже. Надо представить себе, что в натуре параллельные ли­нии не пересекаются, как бы далеко они ни уходили от нас: между ними остает­ся пространство, кажущее­ся тем меньшим, чем даль­ше уходят от нас линии. Пересекающимися мы уви­дим линии только при их удалении от нас на беско­нечно большое расстояние. Фонари по сторонам ули­цы рисуют, проводя к точке схода линии, соединяющие нижние и верхние части фо­нарей. Затем основание первого фонаря соединяют пря­мой линией с серединой вто­рого фонари, проводя линию до пересечения с линией от верха фонарей в перспективу. По такому же принципу мы можем расставить на горизон­тальной плоскости человечес­кие фигуры на разных от зри­теля расстояниях.

В композиционном решении важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте, чтобы подчеркнуть величественность изображаемого объекта. В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки, в этом случае композиция приобретает определенную панорамность.

Перспективные построения различных зданий позволяют представить воз­можности фронтальной, угловой и купольной перспективы, особенности построения изображений, когда точка схода расположена высоко над голо­вой или глубоко под землей.

Воздушная перспектива. Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные — обобщенно, без подробностей. Контуры ближ­них предметов выглядят резче, а удаленных — мягче. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной про­слойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолето­вый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а

удаленные — одноцветными Художник должен учитывать все эти изменения для пере- дачи пространства и состоя- ния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особен

но если воздух наполнен дым- кой или туманом, помогает передать в рисунке простран- ство, подчеркивает плано-

вость в композиции. В твор-

ческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды,

благодаря которым дальние

планы кажутся светлее пере-

дних, контуры предметов расплываются, теряют чет-

кость. Особенно это заметно в горах или на равнине, по-

росшей лесом.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты