Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Методическая последовательность работы над лепкой головы с плечевым поясом.




Для постановки подбирается модель, с выразительной пластикой головы, характерными возрастными осо­бенностями и цветом покровов кожи лица и шеи. Натурщика лучше расположить в свободной позе, чтобы свет выявлял объем формы головы, шею и плечевой пояс.

Уяснив характер постановки и индивидуальные особенности моде­ли, полезно, как всегда, сделать несколько предварительных эски­зов-набросков в цвете. Внимательное изучение натуры в предваритель­ных этюдах поможет избрать лаконичные и отвечающие замыслу данной постановки отношения больших масс.

Чтобы этюд получился выразительным, цельным, чтобы он передавал характер модели, художник должен увлечься моделью, оценить открывающиеся возможности выражения ее ха­рактера, объемной формы.

Полезно плечевой пояс и верхнюю часть туловища пролепить по обнаженной натуре, чтобы глубже и правдивее передать анатомическую структуру пластики форм, скры­тых одеждой.

Пластику головы, шеи и плечевого пояса строят с помощью ряда анатомических опорных точек, пунктов-узлов и линий. Так, лепя голову, надо опираться в построении ее массы на опорные точки черепа (свод черепа, лобные, теменные и затылочный бугры, ушное отверстие, скуловые дуги, края глазниц, носовые кости, форму верхней и нижней челюстей). Соединение головы с шеей опреде­ляют через положение позвоночника, головки седьмого шейного позвонка, яремной ямки. Наиболее важную роль в пластике шеи играют грудинно-ключично-сосцевидные мышцы и хрящи гортани, а в формировании плечевого пояса — капюшонные и дельтовидные мышцы, надключичные и подключичные ямки. Плечевой пояс строят линией, проходящей через направление ключиц, акромиальные отростки лопаток, а грудную клетку — через направление грудины.

Следующий этап работы—переход от общих отношений больших масс к лепке формы головы и плечевого пояса. Работать следует энергично, не задерживаясь на каком-либо одном участке и не уточняя многократно одни и те же места.

Наибольшие сложности при лепке головы для начинающих представляет передача формы глаз, рта, носа, лба и ушных раковин. Работая над передачей обшей формы головы, надо постепенно переходить к лепке обобщенной формы деталей лица, складок драпировки, расчленяя их на крупные пло­скости и более мелкие. Глаз, например, следует разбирать на глазное яблоко и веки по планам. Такой подход —от общего к частному — нужно сохранить и в работе над другими деталями (рот, нос, ушные раковины, прическа, складки лица и одежды). Особое внимание, конечно, следует уделить трактовке выражения глаз — «зеркала души» человека. Здесь понадобится проявить определен­ный такт и вкус, так как без выявления существенных деталей, характеризующих натуру, выразительное изображение головы с плечевым поясом в живописи невозможно.

На данном этапе работы нужно обобщить и в то же время подчеркнуть характерные моменты постановки, привести их к общему единству.

Мышцы головы и шеи. Кости черепа служат основой большой формы головы, но внешнюю пластическую форму ее определяют сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. Мышцы лица делят на две основные группы —жевательные и мимические. Жевательные мышцы располагаются на боковых поверхностях лица, они прикрепляются к костям и обладают боль­шой силой, необходимой для управления движением нижней челюсти в процессе еды.

Мимические мышцы группируются вокруг органов чувств. Влияя на функционирование деталей лица — глаза, носа, рта —при зрении, дыхании, питании, речи, они также выра­жают эмоциональное состояние человека — мимику лица.

Жевательная группа мышц располагается непосредственно под кожей лица, по две с каждой стороны головы.

Собственно жевательная мышца начинается от скуловой дуги и прикрепляется к наружной поверхности угла нижней челюсти.

Височная мышца — мощная мышца веерообразной формы. Заполняя височную впадину и начинаясь от височной линии, она направляется под скуловую дугу и прикрепляется к венечному отростку нижней челюсти. Функция височной челюсти: тянет ве­нечный отросток нижней челюсти, усиливая жевательное движение. Лобная мышца — широкая, плоская, разделенная посередине вертикальным сухожилием на два пучка. Нижний край ее прикреп­ляется к коже под бровями, а верхний край переходит в сухожильный шлем. Функция: сокращаясь, мышца тянет брови снизу вверх, образуя поперечные складки на коже лба. Отсюда вторичное на­звание мышцы —мышца «внимания», «удивления».

«Мышца гордецов» располагается на переносице, в промежутке между бровями, небольшим пучком вертикальных волокон. Начинается от наружных поверхностей носовых костей и, расширяясь, идет вверх, соединяясь с нижней частью лобной мышцы. Функция: сокращаясь, тянет кожу межбровного промежут­ка вниз, образуя на переносице поперечные дугообразные складки. Придает лицу выражение гордости, недовольства, презрения.

Мышца, сморщивающая брови, начинается от носовой части лобной кости. Прикрепляется к внутреннему краю бровей. Функция: приближает головки бровей друг к другу.

Круговая мышца глаза окружает лентой радиальных волокон мышцы орбиту глаз и состоит из вековой, глазничной и слезной части. Верхняя часть находится под кожей бровей. Наружная и нижняя части в районе скул и нижнего края глазницы. Начинается от внутреннего угла глаза, от лобного отростка верхней челюсти и от носовых костей. Прикрепляется к наружному углу глаза и окружает вход в глазницу. Функция: закрывает веки. Дополняет выражение смеха, образуя у наружного угла глаза веерообразные морщинки — «гусиные лапки». Опускает брови и разглаживает морщины на лбу.

Скуловая мышца («мышца смеха») начинается от наружной поверхности височного отростка скуловой кости. Прикрепляется у угла рта. Функция: тянет углы рта назад и кверху.

Квадратная мышца верхней губы — четырехугольная плоская мышца. Начинается тремя головками: первая головка — у внутрен­него угла глаза, у корня носа, вторая головка — у нижнего края глазницы, третья головка у скуловой кости. Все три головки объединяются и прикрепляются к коже у верхней губы. Четвертая головка начинается у лобного отростка нижней челюсти и прикреп­ляется к коже у крыла носа и верхней губы. Функция: сокращаясь, оттягивает угол рта вверх (скуловая головка).

Поперечная мышца носа располагается под квадратной мышцей верхней губы. Функция: сокращаясь, сжимает хрящевую часть носа, подтягивает крыло носа, придавая лицу выражение «мимики обнюхивания».

Клыковая («собачья») мышца начинается от ямки на передней поверхности верхней челюсти, у «собачьей»—клыковой ямки. Прикрепляется к коже у угла рта. Функция: поднимает углы рта и верхнюю губу вверх.

Щечная мышца («мышца трубачей») располагается под слизистой оболочкой щеки. Сверху и снизу начинается от верхней и нижней челюстей, клиновидных костей и прикрепляется к круговой мышце рта. Функция: сокращаясь, прижимает губы и щеки к зубам.

Круговая мышца рта — мышечное кольцо, широкой плотной пластиной окружающее ротовое отверстие. Лежит в основе губ, начинается на верхней и нижней челюстях вблизи серединной линии. Функция: закрывает рот, оттопыривает губы. Участвует в актах жевания, сосания, произнесения звуков. Сжатые губы придают выражение решительности и воли.

Треугольная мышца рта широким основанием прикрепляется к нижнему краю нижней челюсти. Волокна, суживаясь, идут вверх и вплетаются в толщину верхней губы и угла рта. Функция: активно тянет угол рта вниз, придает рисунку рта дугообразную линию. Создает на лице выражение разочарования, недовольства, през­рения.

Подбородочная мышца — короткая, сильная мышца. Располага­ется ниже квадратной мышцы нижней губы. Начинается от луночковых возвышений, у серединной линии передних зубов нижней челюсти и прикрепляется к коже подбородка. Функция: подтягивает кожу подбородка вверх и оттопыривает вперед нижнюю губу.

Квадратная мышца нижней губы располагается на нижнечелюс­тной кости. Начинается от основания нижней челюсти и подкожной мышцы шеи и прикрепляется к коже нижней губы и угла рта. Функция: при сокращении оттягивает нижнюю губу вниз и выво­рачивает наружу ее слизистую оболочку. Придает выражение отвра­щения.

Шея является связующим звеном между туловищем и головой. Форму шеи можно сравнить с цилиндром, сплюснутым в передне-заднем направлении. Спереди величина шеи ограничена рассто­янием от нижней челюсти до яремной ямки («душки») и линией ключиц. На передней поверхности шеи, выше гортани, находится подъязычная кость, которая держится только на мышцах. Сзади границы шеи проходят линии затылочного бугра и сосцевидных отростков височных костей до седьмого шейного позвонка.

Общую форму шеи определяет не столько скелет, сколько мышцы и органы дыхания, гортань и железы. По сравнению с другими отделами туловища шея отличается исключительным бо­гатством сложных движений, которые производит вместе с головой, что необходимо для обеспечения широкого поля зрения.

Грудинно-ключично-сосцевидная мышца располагается на передне-боковой поверхности шеи. Самая мощная и рельефная мышца шеи. Начинается двумя головками от рукоятки грудины и грудинного конца ключицы и прикрепляется к сосцевидному отрос­тку височной кости. Функция: при сокращении парных мышц голова запрокидывается. Если голова опущена и сокращение парных мышц сильное, голова еще больше опускается; при одностороннем сокращении мышц голова подымается и поворачивается в противо­положную сторону.

Двубрюшная мышца нижней челюсти—заднее брюшко начинается в углублении перед сосцевидным отростком височной кости. Другое, более плоское брюшко начинается у нижнего края подбородка. Прикрепляются к телу подъязычной кости. Функция: при сокращении двубрюшная мышца поднимает кверху подъязыч­ную кость вместе с гортанью, а также оттягивает нижнюю челюсть, открывая рот.

Грудинно-подъязычная мышца начинается у рукоятки грудины и задней поверхности ключицы. Прикрепляется к подъязычной кости. Функция: сокращаясь, тянет подъязычную кость, а вместе с ней и гортань при глотательном движении.

Лопаточно-подъязычная мышца начинается у нижнего края подъ­язычной кости. Располагается на боковой поверхности шеи, сзади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Прикрепляется к верх­нему краю лопатки. Функция: сокращаясь, тянет подъязычную кость вниз, напрягает шейную фасцию, чем облегчает приток крови к сердцу.

Без знания анатомии невозможно правильно выполнить учебную постановку.

 

12. Натюрморт Натюрморт в качестве учебного задания для рисовальщика край­не необходим. Он дает возможность изучить основные положения рисунка, способствует развитию творческих способностей.

Особенно необходимо овладеть рисунком натюрморта будуще­му учителю, ведь натюрморт занимает одно из центральных мест в работе с детьми.

Рисунок натюрморта предусматривает решение более сложных учебных задач, чем изображение отдельных предметов. При изо­бражении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в оди­наковой степени. Каждый предмет натурной постановки требу­ет, к себе особого отношения: один (переднего плана) должен быть более внимательно проанализирован, более детально проработан; другой (дальнего плана) может быть изображен в общих чертах, достаточно выразить характер формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, студент глубоко усваивает принципы линейно-конструктивного изображения фор­мы, теорию перспективы, получает возможность творчески ис­пользовать полученные знания и навыки. В рисунке натюрмор­та художник должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность), а это требует известного мастерства, дальнейшего развития технических навыков. Усложнение задач в ри­сунке натюрморта связано также с введением фона. Это не слу­чайный элемент («может быть, а может и не быть»), который позво­ляет рисовальщику выделить формы предмета, а необходимый и за­ранее предусмотренный элемент композиции. Он помогает художнику выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство..

Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изоб­ражения надо разделить на отдельные этапы. Такая последовательность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень слож­ного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической после­довательности в работе приводит к пассивному, бездумному сри­совыванию.

Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следую­щие стадии:

1) предварительный анализ постановки;

2) композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3) передача характера формы предметов и их пропорций;

4) конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости;

5) выявление объема предметов средствами светотени;

6) детальная прорисовка формы предметов;

7) синтез — подведение итогов работы над рисунком.

 

Рисование как определенный вид деятельности человека пред­ставляет собой сложный процесс, включающий познание, изуче­ние окружающей действительности и созидание, т. е. создание ху­дожественного образа.

Рисование по памяти и по представлению содержит больше эле­ментов творческой деятельности, чем рисование с натуры, так как заставляет рисовальщика не только активно и самостоятель­но использовать полученные ранее знания, навыки, но и опирать­ся на образное представление и воображение. При рисовании с натуры больше внимания обращается на изучение натуры, особен­ности строения формы.

Если творческий урок основывается на уже приобретенных зна­ниях и навыках, то в учебном рисунке процесс построения изобра­жения еще не известен ученику, он только начинает его изучать. Например, работая над рисунком натюрморта, начинающий рисовальщик должен проанализировать пластические особенности постановки, изучить закономерность ее конструктивного строения и усвоить методическую последовательность работы. При построении изобра­жения предметов он пользуется вспомогательными линиями.

При работе над творческим рисунком художник старается пе­редать характерные особенности постановки. Иногда художник несколько утрирует характер формы, сосредоточивая внимание зрителя на от­дельных деталях, подчеркивая их, чтобы добиться большей эмоцио­нальной выразительности. Конечно, учебно-аналитические задачи учебного рисунка не исключают творческих моментов, но последние незначительны, поэ­тому пока о них можно не говорить; главное — изучение строения формы и правил построения изображения.

Цели и задачи рисования как учебного предмета совершенно отличны от целей и задач рисования творческого. Учебное рисо­вание ведется на основе изучения натуры для приобретения необ­ходимых знаний и навыков.

Разумеется, нельзя полностью отвергать элементы творческо­го развития в учебном рисунке, ибо воспитание художника, раз­витие его творческих способностей, безусловно, является основ­ной и главной задачей художественного учебного заведения. И пе­дагогика как наука не мыслит образование и обучение в отрыве от воспитания.

Любая работа в области художественного воспитания предполагает не­расторжимое единство обучения и творчества. Взаимосвязь и продуманное соотношение учебных и творческих задач - необходимое условие художест­венно-творческого развития личности, на котором негативно сказывается из­лишний крен в каждую из этих сторон. Преобладание учебных задач лишает занятия искусством привлекательности для учащихся: формирует отношение к искусству, как к прямому, абсолютно осознанному, рационально-логическому отражению действительности. Упор на творческое самовыраже­ние учащихся без его подкрепления системой знаний, умений и навыков ли­шает занятия познавательного начала, превращая их в игру, ориентируя на спонтанность, интуитивные поиски воплощения замысла, что, в конечном итоге, малопродуктивно.

На уроках учебного рисунка процесс художественного воспитания протекает постоянно. Но здесь должна быть разрабо­тана своя система и методическая последовательность усложне­ния творческих задач. Только по мере усвоения элементарных ос­нов изобразительной грамоты возможно правильное развитие твор­ческих способностей ученика.

Существует мнение, будто бы правила и законы сушат творчест­во художника, убивают его врожденный талант. Но для художников античности схемы и каноны не были путами. Наоборот, они помогали им создавать прекрасное и возвышенное искусство. Указывали путь к высокому искусству художникам эпохи Возрождения, формировали величай­ших гениев мира: Изобразительная грамота, как и всякая иная, требует соблюде­ния правил и законов.

Главным же в творческих работах является общее впечатление, убедительность и выразительность изображения. Чтобы передать в рисунке жизнь, образную характеристику, одной профессиональной грамотности недостаточно, здесь еще нужно тонкое чувство художника. Рисунок – это не только внешняя черта или очертание предмета. Необходимо еще передача своего отношения к изображаемому.

Несколько слов о постановке учебных натюрмортов. Отбирая для натюрморта предметы, следует обеспечить разнооб­разие не только форм предметов, их размеров, но и материала, фак­туры. Постановка натюрморта начинается с более крупных и выра­зительных в тематическом отношении предметов. К главным предметам подбирают дополнительные. В одних слу­чаях предметы могут подбираться по принципу однородности матери­ала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других — наобо­рот, по принципу разнообразия материалов и тональных отношений. Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме,— они нарушат композиционный центр. Лучше всего сопо­ставлять предметы, различные по форме, размеру и тону. Сравнение большого с малым, светлого с темным, сферической формы с гра­неной поможет начинающему лучше уловить характеристику пред­метов.

Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, являет­ся передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частич­но видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и прав­дивость натюрморту, с другой — поможет рисовальщику передать пространство и воздушную среду между предметами.

Большое внимание надо уделить освещению.

Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить кон­трастную светотень на предметах переднего плана, выделить компо­зиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рас­сеянный свет создает мягкие тоновые переходы.

Первое зрительное впечатление наиболее сильное в восприятии натуры, поэтому уже при постановке натуры необходимо найти выразительное положение предметов в пространстве, как можно эффектнее осветить, подчеркнуть хар-ные особенности формы путем введения драпировок и соответствующего окружения, т. е. сделать все возможное, чтобы первое впечатление от натуры было наиболее ярким и эмоциональным.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты