Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Грамадска-палітычная думка ў другой палове ХVІІ – ХVIII ст




Читайте также:
  1. Адукацыя і навука ў канцы ХVIII – першай палове ХІХ ст.
  2. Архітэктура і выяўленчае мастацтва другой паловы ХVІІ – ХVIII ст.
  3. Беларуская народнасць у ХVІІ – ХVIII стст.
  4. ВОПРОС23:Сацыяльна-эканамічнае становішча беларускіх зямель у другой палове XVI-XVIII ст.
  5. ВПРОС№25:Развитие образования, литературы и науки в Беларуси в другой половине 16-18 ст.
  6. Гарады і мястэчкі Беларусі ў другой палове ХVIII ст. Развіццё гарадскога рамяства і фабрычна-мануфактурнай прамысловасці. Вотчынная мануфактура і яе роля ў эканоміцы Беларусі.
  7. Гарады і мястэчкі ў канцы ХVIII – першай палове ХІХ ст. падаткі і павіннасці гараджан.
  8. Гістарычныя і этнаграфічныя даследаванні ў канцы ХVIII – першай палове ХІХ ст.
  9. Гістарычныя ўмовы развіцця культуры ў ХVІ – ХVIII стст.

Особенность развития общественно-политической мысли в период господства схоластики заключалась в том, что новые философские и научные идеи возникали главным образом в недрах самой схоластики, а не за ее пределами, как это было в западноевропейских странах. Наиболее известными схоластов того времени были В.Тылковски, А.Кмициц, А.Кярсницки и др.. Однако господство схоластики не было безраздельным. Широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинский (1634 - 1689). Оставив орден иезуитов, он написал трактат "О несуществования Бога", в котором утверждал, что Бог не существует, а зъявляедца лишь химерой, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилась с белорусским вольнодумцем. В 1689 К.Лышчынски был сожжен на костре. Во второй половине XVIII в. происходит процесс постепенного освобождения философии и естествознания от средневековой теологии и схоластики. Об этом свидетельствует творчество известных мыслителей Казимира Нарбута (1738 - 1807), Бенедикта Дабшэвича (1722 -?), Ангела Довгирда (1776 - 1835). Истоки экспериментального естествознания в Беларуси связаны с деятельностью выдающихся ученых Ж.Жылибера и Г.Форстэра. Интересную спадчьшу оставил астроном и просветитель Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810). Он стал одним из организаторов и директором Вилёнскай обсерватории. За заслуги в естествознании М.Пачобут-Одляницкий избирался членом-корреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического общества. Долгое время он работал ректором реорганизованного в Главную школу Великого Княжества Литовского Виленской иезуитской академии. Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике, эстетике принадлежит известному просветителю и меценату, последнему канцлеру Великого княжества Литовского Иоахима Хрептовича (1728 - 1812). Широкую известность имела его библиотека в Щорсах. Имени белорусского просветителя хорошо знали в европейских странах. Один из деятелей Великой французской буржуазной революции А.Мирабо писал о И.Храптовича: "Я не знал лучшего экономиста в области практики как по совести своего разума, так и по доброте сердца". Признанным специалистом в области ботаники и зоологии был Станислав Юндилов (1761 -1847). Он стал одним из первых исследователей растительности Белоруссии, написал книгу "Описание растений в провинции Великого княжества Литовского" (1791). На территории Беларуси в конце XVIII в. популярными были идеи физиократы, которые отстаивали тезис о естественной равенства людей и критиковали крепостное право. Их сторонниками были И.Храптович, И.Страйновски, М.Карпович и др.. Широкую известность имел философ и церковный деятель Георгий Конисский (1717 - 1795), который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы. Предшественником математической логики, одним из первых интерпретаторов философской системы Канта был С.Майман (1753 - 1800). Его знали и высоко ценили И.В.Тётэ и Ф.Шиллера. Знакомство со многими французскими просветителями имел Антоний Тизенгауз (1738 - 1785). Гродненский меценат предложил даже Ж.-Ж.Русо переехать в Беларусь, обещал построить ему в Беловежской пуще идиллическую домик.




Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 16; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты