КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы организации и основные черты архаических обществ в отличие от современных. Остаточные формы сакрального в современных обществах (по работам М.Элиаде)
Мирча Илиаде – представитель традиционализма. Выделял иерофанию – это организация жизни архаического общества. В таком обществе все сакрально. В общем и целом можно сказать, что человечество, находящееся на архаической стадии развития, не знало "мирской" деятельности: каждое действие, имевшее определенную цель, как-то: охота, рыболовство, земледелие, игры, войны, половые отношения и т. д., - так или иначе было сакрализовано. Вертикаль, которая существует в традиционном обществе уничтожает человека. Традиционное общество ведет к регрессу. Современный мир – прогресс. История в современном мире не повторяется. В архаическом обществе – история как вечное возвращение. Праздник – возврат в хаос. В архаическом обществе нужно возвращаться к старому, чтобы пережить событие заново. Поэтому больному рассказывают мифы (здесь мифы как возврат в первоисточник). Для "примитивных" же народов, до сих пор живущих в раю архетипов, время существует лишь на биологическом уровне, не превращаясь в "историю"; их первобытное сознание не затронуто разрушительной мыслью о необратимости событий, и посему они периодически возрождаются, совершая обряд изгнания "злых духов" и каясь в грехах. Однако потребность периодического возрождения, испытываемая этими народами, доказывает, что и они тоже не могут постоянно пребывать в состоянии, названном нами выше "раем архетипов", и что их память также начинает фиксировать (разумеется, не столь интенсивно, как память современного человека) необратимость событий, то есть распознавать "историю". Человек должен помнить свой миф. Архаическое племя ностальгирует о первоначале. Существует два элемента сакрального – восторг, экстаз и ужас. Современность. Центр – качественное пространство. Простарснство изотропко, равномерно. Символика структуры Центра может быть выражена следующим образом: а) Священная Гора - место, где встречаются Небо и Земля - находится в центре Мира. б) Каждый храм или дворец-и, шире, каждый священный город или царский дворец - является "священной горой", и таким образом также становится Центром. с) Будучи Axis Mundi (Мировой Осью), город или священный храм рассматриваются как место входа на Небо, под Землю и в Преисподнюю. "Центр" - нечто в высшей степени сакральное, территория абсолютной реальности. Все прочие символы абсолютной реальности (Древо Жизни и Бессмертия, Источник Молодости и т. д.) непременно находятся в Центре.
2. Представления о человеке и обществе в платонизме (Платон, Плотин, неоплатонизм). Понятия манифестации, эманации, возвращения к Единому. Платони́зм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Ранний (или «древний») (IV в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения (Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский);Ученики Платона (платоники) использовали дневник, как основу в его философском подходе к знаниям. Дневник являлся тем местом, где сохранялись впечатления о темах или мыслях, которые были прочитаны, услышаны или обдуманы, и т.о. становились доступными для последующего чтения, анализа и переосмысления. Промежуточный (или «средний платонизм»)(I в. до н. э. — II в. н. э.). Этот период связан с именами Антиоха Аскалонского, Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения. Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. Итогом этого почти трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.). Неоплатонизм В этот период проводилась систематическая разработка чёткой трёхчленной иерархии бытия во главе с Единым и утончённая разработка учения о высших сферах умопостигаемого и Единого. Основателем неоплатонизма традиционно считают Плотина. Центральное место в мировоззрении неоплатонизма занимает платоновское понятие Единого. Оно находится вне всякого чувственного опыта, что же касается диалектики, то она лишь в грубой форме способна подвести разумное мышление к той области, где это Единое “находится”. Эманация (от лат. emanatio – истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как “Бог”, но и как “первоединое”, “одно и все” (см. также Всеединство). В противоположность эманацизму, учение об истории развития предполагает развитие от низшего к высшему. Платон о человеке и обществе Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью. Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. Платон говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. "...Класс рабов как один из основных классов образцового государства не предусматривается, не указывается, не называется"3. Это не значит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Основное положение Платона «состоит в том, что работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику» (К.Маркс) Но чтобы еще яснее показать, что Платон сам сознавал обреченность всей своей философско-теоретической и общественно-политической реставрации истории, кажется, лучше всего привести его рассуждение о людях-куклах. Оказывается, люди в большей своей части куклы и лишь чуть-чуть причастны к истине. Но как же быть в таком случае с богами? А очень просто: мы как раз те самые куклы, которые созданы богами неизвестно для чего. Дернешь за одну нитку, получится одно, дернешь за другую – другое. Конечно, Платон и здесь, как утопающий, хватается за соломинку: самая важная нитка – это нитка закона или нитка добродетели. Но ведь кто, когда, как и за какую нитку дернет данную куклу-человека – совершенно никому неизвестно, потому что находящиеся внутри нас тянут и влекут нас каждая в свою сторону, и так как они противоположны между собой, то увлекают нас к противопол действиям. У Платона здесь получается нечто прямо-таки удивительно: свое государство и свою мораль он хочет построить на этой кукольной трагедии, словно большой дом, который бы он захотел построить на трясине
Билет №3
|