КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСихазм Паламы
исихазм — это практика умственно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутрипомыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. После долгих лет богословской борьбы учение Свт. Григория Паламы окончательно было принято Церковью и признается православным на Соборе в Константинополе в 1351 году. За четыре года до этой окончательной победы Палама был избран в 1347 году архиепископом Фессалоникийским. Он занимал эту епископскую кафедру в течение двенадцати лет вплоть до своей смерти в 1359 г.
Под именем «исихазма» (от греч. «isihija» - спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) или «безмолвничества» обыкновенно обозначают духовное направление восточного православного монашества, всецело посвятившего себя делу чистого созерцания и молитвенного соединения с Богом. Направление это, достигшее ко времени жизни св.Григория Паламы одного из высших моментов своего развития, имело тогда главным центром Афонскую гору и ее монашество.
исихазм возникает в среде монашества как духовно-практическое делание. Формулируя содержание исихастской практики, многие аскетические писатели предлагают выделять шесть элементов: 1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека, 2) сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце, 3) непрестанная молитва, 4) безмолвие, трезвение и внимание, 5) призывание Имени Божия как реальной преображающей силы, 6) явление нетварного Фаворского света как реальность Богообщения на высших ступенях восхождения подвижника.
Излагая свою концепцию исихазма, св. Григорий Палама постоянно говорит о новых отношениях между Богом и людьми, установленных воплощением, смертью и воскресением Христа. Эти новые отношения заключаются главным образом в том, что человеку дано жить общей жизнью с Богом, соединяться с Ним, обоживаться. Мистическая жизнь была для Паламы жизнью Самого Бога в нас. «Этот Свет, — пишет он, — есть присносущная жизнь, входящая в обожествляемого человека и не отделяемая от Бога. Так и Павел говорил: «Живу больше не я, живет же во мне Христос»». Недоступный и непричастный в Себе, в Своей сущности, Бог выявляет Себя целостно и неделимо Своими действиями (энергиями). Весь человек, созданный по образу Божию, участвует уже здесь в этой несозданной Божественной жизни, не теряя своей тварной природы. Он, не отождествляясь с Божественным естеством, становится несозданным по благодати и безначальным. Это непосредственное единение человека с Богом сделалось возможным благодаря воплощению. Учение о возможности «умной молитвы» и созерцания фаворского света Святитель Григорий основывает не только на утверждении существования божественных энергий, но и на всей традиционной христианской антропологии.
По мысли всей святоотеческой традиции, изначальное, идеальное состояние человека, замысел Божий о нем – это возможность соединиться с Ним в одной Ипостаси. Падение Адама изменило и нарушило первозданную красоту и гармонию божественного плана. Человек умер для райской жизни. Но грехопадение не лишило человека совсем его богоподобности. Ему дана надежда подняться, расти и лечиться. Душа больна; больны все ее части и врач — Христос врачует душу. Для этого и совершается вочеловечение Христа.
Свт. Григорий Палама пишет, что «обожение есть воипостасное видимое воссияние, не имеющее в достойных возникновения, но лишь непомыслимое проявление; превышающее ум и смысл, совершающееся в нетленном веке таинственное единение с Богом, когда, созерцая свет сокровенный и пренеизреченной славы, вместе с вышними силами святые и сами становятся восприемниками блаженнейшей чистоты; и призывание великого Бога и Отца, служащее символом ипостасного и действительного усыновления по дару и благодати Святого Духа, когда в посещении благодати святые полагаются сынами Божьими, каковыми все они и пребудут».
Свт. Григорий Палама придерживается древней традиции. Для него обожение означает личную встречу с Богом. Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. Это таинственное Божественное Присутствие, независимое от трансцендентной Божественной Сущности, превосходит всякое понимание. Но от этого оно не менее достоверно. Недостижимый Бог таинственно открывается человеку в Своих энергиях.
Палама учит, что обожение человека возможно благодаря Божественным энергиям. Апостол Петр призывает христиан соделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет 1:4), что оказывается возможным только постольку, поскольку Бог, недоступный для приобщения в Своей сущности, становится доступным для приобщения и познавания в Своих энергиях. Эти нетварные энергии, превечно изливающиеся из Божественной сущности, являют Его существование. Все учение Свт. Григория предполагает действие Личного Бога. Не покидая неприступного света, в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием.
Таким образом, главная цель богословского учения Свт. Григория — защитить реальность христианского опыта. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека. И обновление достигается не высвобождением каких-то природных энергий, присущих тварному бытию человека, но "энергиями" Самого Бога, Который через них встречается с человеком, и объемлет его, и приемлет в общение с Собой.
Обожение, по мысли Св. Григория, достигается не механически, не в силу одного только внешнего воздействия благодати, но путем долгой борьбы со страстями, очищением себя, приготовлением своего естества к восприятию обоживающей энергии Утешителя.
|