КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 1. Эволюционистский подход в понимании человеческих обществ. Представители линейного эволюционизма и социал-дарвинизма.Эволюционизм - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Он стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии, биологии (, философии и социологии. В основе лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало биологическое и психическое единство человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Цель эволюционистской антропологии: систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод. Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Основные идеи эволюционистского подхода к пониманию человеческих обществ: 1.Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур. 2.Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития; 3.В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции; 4.Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире; 5.Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. 6.Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом. На рубеже 19-20 вв. эволюционизм утратил позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса, которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории эволюционизма придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма в антропологии утвердилось негативное отношение к теории раннего эволюционизма, преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием неоэволюционизма в США. Основные представители линейного эволюционизма: Эволюционистский подход сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Лидер подхода - Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Д. Леббок предложил более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма через фетишизм, тотемизм и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму. Э.-Д. Мак-Ленан разработал гипотезу о происхождении брачных отношений, в том числе объяснил такие феномены, как экзогамия, полиандрия, женский счет родства, табу инцеста и т.д. Американский эволюционист Морган подверг критике взгляды Мак-Ленана и предложил собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи эволюционизма приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Лип-перт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Хару-зин), Беларуси М. Запольский, А. Богданович). Основные представители социал-дарвинизма: Предшественником социального дарвинизма был Т. Мальтус, утверждавший, что население имеет тенденцию к росту в геометрической профессии, а средства существования могут увеличиваться только в арифметической прогрессии, что чревато угрозой перенаселения. Основателем считается Г. Спенсер, считавший основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленных обществ. Л. Вольтман и Ж. Лапуж связывали социальный дарвинизм с расизмом. М. Ваккаро стремился выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей — с другой. Л. Гумплович подчёркивал ведущую роль социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству. Вопрос 2. Книга Рут Бенедикт «Хризантема и меч». Особенно японского традиционного общества. Рут Бенедикт писала книгу как исследование по просьбе правительства США, чтобы больше узнать о японском народе и их культуре. Она брала интервью у японцев, читала японские книги и изучала японские фильмы. В книге она выделяет системообразующие элементы японского общества: 1) Долг 2) Иерархия 3) Стыд 4) Искренность, чувства и собственное достоинство 5) Воспитание детей Долг (Он) определяет и подчиняет жизнь каждого японца. Долг подразделяется на 2 категории: 1) Неоплатный долг (гиму): долг императору и стране в целом (тю), долг родителям, предкам и потомкам (ко), долг работе (нимму). 2) Долг, который можно оплатить (гири): долг миру, князю, родственникам, другим людям за их одолжения, долг своему имени. Иерархия рассматривается Бенедикт через категорию «должного места» - того положения в обществе и семье, которое член японского общества должен занимать согласно социальному статусу семьи, полу и возрасту. Стыд ориентирован на внешнее отношение. Т.е. главное, чтобы недостойное поведение не вышло наружу, а пока о нем не знают люди, стыдиться нечего. Излишне поспешное признание, исповедь может только повредить. Отсюда особое отношение японцев к предусмотрительности и осторожности. Искренности нужно учиться. Японцы признают, что тело играет существенную роль в жизни человека, а потому и телесным удовольствиям надо относиться внимательно и разумно. Их следует ценить, культивировать, но при этом не позволять им покидать пределы «подобающего места». В любви японец готов жертвовать собой ради счастья любимого человека. Страдания в любви – знак того, что японец выполнил свой долг и не позволил чему-либо сбить его с верного пути. Отсюда случаи двойного самоубийства возлюбленных. В отношении себя и собственного достоинства японцам свойственна снисходительность. Их любимое телесное удовольствие — теплая ванна, а излюбленный способ снисходительности к себе — сон. Но ради долга они готовы жертвовать сном. Счастье для японца - одно из меньших удовольствий, которые человек себе может иногда позволить, но оно не может быть мерилом жизни. В воспитании детей важно отношение к ним. Максимальной свободой ребенок пользуется в раннем детстве, когда он «не ведает стыда». По мере взросления на него все тяжелее и тяжелее давит груз ответственности, подчиняя его строгим нормам культуры стыда. Тут и практика подтрунивания над детьми со стороны матерей, и почти обязательная «дедовщина» в школе и армии. Ребенок приобретает опыт ответственности за гири. Ребенок должен ограничивать себя. Он должен осознать свой долг. Теперь он переходит в статус должника, которому следует быть осмотрительным, если он хочет выплатить то, что задолжал. И лишь к старости японец вновь возвращается в состояние, когда он вновь «не ведает стыда».
|