КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиции и новаторство в современной архитектуре Японии. Творчество К.ТангеДля традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух "суровой простоты" и "примирения", поэтому излишества считались невозможными. Насчитывается свыше 100 типюв чайных домиков, начиная от имитирующих простую хижину и кончая напоминающими красиво оформленную шкатулку. Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и Камакура, так и "философские", символические "сады камней", культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее время. "Нигде в мире сады не кажутся более таинственными и символическими, чем те, которые были созданы мастерами секты дзэн", - писал итальянский писатель Ф. Мараини. Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их. Современная архитектура Японии представляет собой фантастического вида объекты (причём как в плане внешнего вида, таки используемых технологий). Города, которые более всего выделяются в этом плане это Токио, Хёго, Осака. Однако, не смотря на всю современность, очень прослеживается традиция почитания прямоугольных форм, которая сформировалась ещё несколько веков назад. Львиная доля современнейших зданий, возведённых в 70х – 90х годах прошлого столетия это удачное сочетание прямоугольных форм. Уже в двухтысячных, строго прямоугольные формы начали «разбавляться» элементами окружностей, полуокружностей и конусов. Что касается планировки зданий, что здесь японцы впереди всех, проповедуя принцип «вещь, прежде всего, должна быть функциональной». Пустующих и мало задействованных площадей у них нет. Проектируется всё с таким, расчётом, чтобы люди, работающие в таких зданиях как можно меньше времени тратили на бесполезные, с точки зрения рабочего процесса перемещения. Очень внедряются энергосберегающие технологии. Величайший архитектор ХХ века Кендзо Тангэ – создатель современной архитектуры Японии, строитель зданий, вошедших в историю, учитель многих нынешних знаменитостей. Его инженерные идеи во многом определили развитие архитектуры зрелищных сооружений второй половины ХХ века. Тангэ много внимаия уделил городскому планированию и разработке мегаструктур. Основой его творчества является не проектирование зданий и комплексов, а создание полнокровной, многофункциональной градостроительной и архитектурной среды, способной к трансформации и росту. Философия архитектора Кендзо Тангэ основывалась на том, что города должны представлять собой мегаструктуры, где строительство и транспортная система является единым организмом. Влияние Тангэ на архитекторов современной эпохи огромно. В конце 80-х годов в его компании работали более 130 архитекторов по всему миру. Особенностью фирмы Тангэ являлось то, что она была не только коммерческой организацией, но и школой для архитекторов. Он смог связать восточную архитектуру с ритмом и образом современной западной жизни, не только создав своеобразие японской школы современной архитектуры, но и сделав европейцев и американцев своими подражателями. При этом мэтр всегда умел тактично и мудро провести глубоко личную идею, не ущемляя проявления индивидуальности других архитекторов. Проектируя здания, Тангэ держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Интересно, что построенный мастером Токийский Кафедральный собор напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета: с неба силуэт здания выглядит как крест. 33.Кризис «современного движения» в архитектуре в середине 1960-х г.г. Появление новых архитектурных направлений.
Новый импульс к развитию функционализм /модернизм/ приобретает после Второй мировой войны. При этом "вторая волна" модернизма имеет разные стимулы, объемы и формы реализации в Европе и Америке. Разрушенные европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении. Рациональная основа функционализма и его ориентация на экономичные индустриальные методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда с минимальными затратами. В связи с этим в конце 1950-х и в 1960-е гг. функционализм получил несравненно более широкое распространение, чем в 1920-е гг. Помимо решения утилитарных задач по восстановлению жилищного фонда, функционализм стал основным эстетическим направлением в проектировании уникальных общественных зданий, поскольку применявшийся в период тоталитаризма неоклассицизм оказался этически и эстетически дискредитированным. Конец 1940-х - начало 1950-х гг. были связаны с проектированием восстановления разрушенных городов - Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства. Проекты восстановления центров исторических городов в значительной степени сохраняли старую уличную сеть, корректируя там, где это оказывалось возможным, ее пропускную транспортную способность. Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании весьма немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий. Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной, эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач. Так, сравнивая в конце жизни крайне аскетичные формы модернизма 20- х гг. с архитектурой 50 - 60-х гг., В. Гропиус отмечал развитие и обогащение форм: "Основной сдвиг заключается в растущей пластике объёмов. Ритм каркасов, кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания порождают богатство светотени, которое не может быть создано на плоских навесных стенах, столь долго служивших неотьемлимой принадлежностью новой архитектуры". В наибольшей степени это обогащение при одновременном "смягчении" аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже. Однако самой обширной областью применения принципов модернизма в послевоенной Европе стало массовое жилищное строительство. Столь широкое распространение эстетики функционализма придало и всеобщий масштаб его недостаткам. Как справедливо заметил Р. Бофилл "Современной архитектуре угрожает копирование, бездумное копирование, которое удовлетворяется воспроизведением, часто довольно плохим, оригинальных произведений. Дешевое жильё, а также "коробки", воздвигнутые посреди пустырей, всего лишь плохо повторяют то, что талантливо превозглашал Корбюзье". Условной датой "конца модернистской утопии" принято считать 15 июля 1972 г. - день уничтожения взрывом жилого комплекса для бедных в Сан-Луисе. Этот комплекс был возведён в 1951 г. по проекту выдающегося американского архитектора М. Ямасаки по всем канонам /функциональным и эстетическим/ модернизма. Комплекс содержал благоустроенные квартиры, в которые были переселены жители местных трущёб. Однако непреодолённые социальные конфликты и нарастающая криминализация среди населения комплекса толкнули администрацию штата на радикальное решение проблемы - уничтожение комплекса. Таким образом потерпела крах жизнестроительная утопия прогрессивных архитекторов начала ХХ века - ликвидировать социальную дисгармонию в обществе архитектурными средствами.
|