КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распространение.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских монахов приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма начали все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Присущая буддийскому учению терпимость позволяла им спокойно сосуществовать с любыми культами, религиями и социальными системами. Так было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае, в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии. Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения Будды. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины (главное требование – отказ от всего мирского), другая – для мирян (требования взяты из традиционных ведических религий). Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против жречества и стремятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. Брахманизм Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Наиболее полно выражен в "Законах Ману" (политический трактат, составленный между 2 в. до н.э. и 2 в. н.э.). Одним из главных положений брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений или если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека оценивалось выполнением предписания дхарм –обязанности, установленны богами для каждой варны. 1. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и обучение народа религии; 2. Кшатриям полагалось заниматься военным делом. 3. Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. 4. Шудры формально были свободными, но положение в «Законах Ману», мало чем отличалось от положения рабов. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории – ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. Государственную власть Законы Ману описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов. Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую всевластность в обществе.
|