КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Хафиз бин Ахмад аль-Хаками 5 страницаВ Своём величии, величественности, безраздельной власти и могуществе Он превыше того, чтобы кто-нибудь мог соперничать с Ним, или победить Его, или защищать Его от унижения или помогать Ему. В Своей вечности Он превыше того, чтобы иметь супругу, ребёнка, отца равного или подобного Себе. В Своём совершенстве, жизни, вечном существовании и могуществе Он превыше смерти, дремоты, сна, усталости или изнеможения. Обладая совершенным знанием, Он превыше небрежения, забывчивости и того, чтобы не знать о любой пылинке на земле или на небесах. Обладая совершенной мудростью. Он превыше того, чтобы создавать что бы то ни было ради забавы, или предоставлять созданное Им самому себе, ничего не повелевая и не запрещая Своим созданиям, или не воскресить людей, оставив их без воздаяния. В совершенстве Своей справедливости Он превыше того, чтобы хоть в чём-то обидеть кого-нибудь или не оценить должным образом добрые дела человека. Абсолютно ни в чём не нуждаясь, Он превыше того, чтобы Его кормили или наделяли чем-нибудь. Обладая всеми теми качествами, посредством которых Он охарактеризовал Себя Сам или же которыми охарактеризовал Его посланник Его, (с.г.с.), Он превыше как лишения[124], так и уподобления Его кому бы то ни было. Слава и хвала Всемогущему и Великому, Всеблагому и Всевышнему, не имеющему ничего общего с тем, что несовместимо с Его божественной природой, с Его господством, с Его прекраснейшими именами и с Его высочайшими атрибутами, ведь Аллах Всевышний сказал: «Он являет Собой наивысший пример[125] в небесах и на земле и Он - Могучий, Мудрый!» Румы, 27 Имеющие отношение к рассматриваемому вопросу аяты Корана и хадисы сунны пророка, (с.г.с.), известны, совершенно понятны и многочисленны.
Вопрос 67. Что означают слова пророка, (с.г.с.), который сказал о прекраснейших именах «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»[126]?
Ответ. Этим словам давались различные толкования. Так, например, они означают, что все имена Аллаха следует помнить, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами и воздавать Ему хвалу, используя их. И они означают, что раб Аллаха должен приучать себя к тому, на что указывают эти имена и чему позволительно подражать, стараясь, к примеру, быть милостивым и милосердным, при том условии, что раб действительно может обладать подобными качествами по мере своих возможностей. Что касается таких атрибутов Аллаха как Могучий (аль-Джаббар), Великий (аль-'Азым) или Возвеличивающийся (аль-Мутакаббир), то рабу следует признавать их, смиряться пред ними и не пытаться украсить себя ни одним из подобных атрибутов. Если же говорить об атрибутах, которые имеют отношение к обещанию, примером чего могут служить такие имена Аллаха как Прощающий (аль-Гафур), Благодарный (аш-Шакур), Милующий (аль-'Афу), Сострадательный (ар-Рауф), Кроткий (аль-Халим), Великодушный (аль-Джавад) и Щедрый (аль-Кярим)[127], то рабу следует ограничиться желанием и стремлением[128]. И, наконец, если говорить о таких атрибутах Аллаха, которые имеют отношение к угрозам, примером чего могут служить такие имена как Всемогущий (аль-'Азиз), Обладающий (возможностью) отмщения (Зу интикам). Суровый в наказанаии (Шади-ду-ль-'икаб) или Скорый в расчёте (Сари'у-ль-хисаб), то рабу следует ограничиться страхом. И слова пророка, (с.г.с.), указывают на то, что рабу следует принести свидетельство об истинности смысла этих имён и отдавать им должное, зная их и поступая так, как должен поступать раб. Примером может служить тот, кто свидетельствует, что Аллах Всевышний превосходит Свои творения и возвышается над ними, что Он утвердился на Своём троне, будучи отделённым от Своих созданий и в то же время обладая знанием о их в полной мере и распространяя на них Своё могущество, и т.д. И такой человек служит Аллаху сообразно вышеупомянутому качеству Всевышнего, вследствие чего в сердце его возникает стремление к Аллаху и он начинает вести с Ним тайные беседы потупив взор и стоя пред Ним подобно тому, как покорный раб стоит перед могущественным властителем, чувствуя, что все его слова и дела возносятся к Нему и представляются Ему, и в силу этого стыдясь сказать или сделать что-нибудь такое, что, оказавшись в этих вышних сферах, покрыло бы его позором, и видя, что веления и распоряжения Аллаха постоянно нисходят ко всем концам различных миров, посредством чего Он управляет и распоряжается всем, умерщвляя и оживляя, прославляя и унижая, опуская и возвышая, даруя и лишая, отводя бедствия и насылая их, изменяя положение людей и единолично распоряжаясь Своими владениями, над которыми больше никто, кроме Него, не властен, многими иными путями. Что же касается Его распоряжений, то, в соответствии с Его волей, они находят путь ко всему, ведь Аллах Всевышний сказал: «Он распространяет (Своё) веление[129] с неба на землю, после чего оно (снова) восходит[130] к Нему в течение дня, равного тысяче лет по вашему счёту.» Земной поклон, 5. И тому, чьи познания и чьё служение в полной мере сообразуются с тем, о чём было сказано выше, достаточно одного лишь его Господа. То же самое относится и к тем, кто свидетельствует о всеобъемлющем знании Аллаха, о Его слухе, зрении, жизни, вечном существовании и прочих атрибутах, однако способностью такого свидетельства были наделены только приближенные из числа опередивших других в вере.
Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов? Ответ.Противоположностью этого являются всевозможные отклонения в том, что имеет отношение к именам, атрибутам и знамениям Аллаха. Подобные отклонения бывают трёх видов: 1 - Отклонение многобожников, отрицавших истинный смысл имён Аллаха Всевышнего и нарекавших этими именами идолов, что-то добавляя к ним, что-то отнимая и образовывая от слова аль-Илях (Бог) имя аль-Лят, от имени Всемогущий (аль-'Азиз) - имя аль-'Узза, а от имени Оказывающий благодеяния (аль-Маннан) - имя Манат.[131] 2 - Отклонение мушаббихитов[132], которые давали свои объяснения тому, как именно следует толковать атрибуты Аллаха Всевышнего, и уподобляли их свойствам людей. Отклонение такого рода является подобием отклонения многобожников, поскольку одни приравнивали сотворённое к Господу миров, а другие низводили Его до уровня сотворённых форм, уподобляя Всевышнего и Пресвятого этим формам. 3 - Отклонение му'аттилитов[133], отрицавших атрибуты Аллаха и разделявшихся на две группы: Некоторые из них признавали имена Всевышнего, но отрицали те атрибуты совершенства, которые эти имена в себе заключают. Они говорили: "Милостивый и Милосердный без милосердия, Знающий без знания, Слышащий без слуха, Видящий без зрения, Могущественный без могущества", - и т.д. Другие же открыто и полностью отрицали как сами имена, так и их содержание, характеризуя Аллаха как абсолютное небытие, не имеющее ни имён, ни атрибутов. Преславен Аллах! Он намного выше утверждений несправедливых, отрицающих и отклоняющихся, ведь Аллах Всевышний сказал: «(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение[134] в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё с таким именем?[135]». Марйам, 65. «Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»Совет, 11 Аллах Всевышний также сказал: «Он знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.» Tа xа, 110
Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (таухид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом? Ответ. Да, они действительно неразрывно взаимосвязаны друг с другом, и поэтому впавший в многобожие в чём-то одном становится многобожником и во всём прочем. Примером этого могут служить обращения с мольбами к кому бы то ни было, кроме Аллаха, и обращение к кому-либо с просьбой о том, что по силам одному только Аллаху. Подобные обращения являются не просто поклонением, но самой сутью поклонения, которое посвящается не Аллаху и является многобожием, несовместимым с признанием того, что божественной природой обладает только Аллах. Что же касается обращений с просьбами об удовлетворении каких-либо потребностей, связанных со стремлением обрести благо или отвратить зло, когда человек считает, что кто-то иной помимо Аллаха способен решить этот вопрос, то это является проявлением многобожия, несовместимого с признанием Аллаха единственным Господом. Объясняется это тем, что такой человек считает, что кто-либо ещё наряду с Аллахом способен распоряжаться чем-нибудь в Его владениях, ведь он обращается к другому со своими мольбами, не сомневаясь в том, что тот слышит его издалека и вблизи в любое время и в любом месте. Некоторые люди даже не скрывают подобных вещей, а между тем подобные действия являются проявлением многобожия, несовместимого с убеждённостью в том, что только Аллах обладает определёнными именами и атрибутами, ведь это связано с признанием того, что кто-то ещё может обладать слухом, способным воспринимать всё звуки независимо от расстояния. Таким образом, проявление многобожия в том, что имеет отношение к божественной природе Аллаха, неизбежно приводит и к многобожию, противоречащему признанию Аллаха единственным Господом и единственным обладателем определённых имён и атрибутов.
Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне? Ответ. В Коране имеется много таких указаний. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «...ангелы прославляют своего Господа и молят о прошении для тех, кто на земле.» Совет 5 «Поистине, те, которые находятся при твоём Господе[136], не отказываются от поклонения Ему из гордыни, они славят Его и склоняются перед Ним в земных поклонах.» Преграды.206 Аллах Всевышний также сказал: «...кто бы ни был врагом Аллаху, и Его ангелам, и Его посланникам, и Джибрилу и Микаилу(, пусть знает, что,) поистине, Аллах - враг неверным.» Корова, 98 Что же касается указаний сунны на обязательность веры в ангелов, то раньше мы уже приводили хадис о Джибриле и другие хадисы, а в "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Аллах Всевышний создал их из света[137], и хадисов об ангелах известно великое множество.
Вопрос 71. Что означает вера в ангелов? Ответ. Это глубокая убеждённость в том, что они существуют и относятся к числу созданий Аллаха, подвластных и подчинённых Ему, о которых Аллах Всевышний сказал: «Ведь это – только рабы, которых Он почтил! Они не говорят ни единого слова до того, как скажет Он, и действуют лишь по Его указаниям.» Пророки, 26-27. «...они не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят.» Запрещение, 6. Аллах Всевышний также сказал: «А находящиеся при Нём не пренебрегают поклонением Ему и не устают. Они без устали занимаются восхвалением днём и ночью». Пророки, 19-20 И ангелы не испытывают ни скуки, ни усталости.
Вопрос 72. Какие категории ангелов существуют, с точки зрения цели их создания Аллахом и того, что Он им поручил? Ответ. С учётом всего вышеупомянутого существует много видов ангелов: Среди них есть тот, кому поручено доставлять откровения посланникам, и это Верный Дух Джибрил, мир ему. Среди них есть тот, кому поручено следить за выпадением дождя, и это - Микаил, мир ему. Среди них есть тот, кому поручено вострубить в трубу в День воскресения, и это - Исрафил, мир ему. Среди них есть тот, кому поручено забирать души людей, и это - ангел смерти, у которого есть помощники. Среди них есть такие, кому поручено смотреть за делами людей, и это - благородные писцы. Среди них есть такие, кому поручено уберегать раба от опасностей, которые могут грозить ему спереди и сзади, и это - следующие. Среди них есть такие, кому поручено наблюдать за раем и его блаженством, и это - Ридван и те ангелы, которые находятся с ним. Среди них есть такие, кому поручено следить за адом и его мучениями, и это - Малик и находящиеся вместе с ним стражи ада во главе с девятнадцатью ангелами. Среди них есть такие, кому поручено испытывать покойных в могиле, и это - Мункар и Накир. Среди их есть те, которые несут престол Аллаха. Среди них есть тот, кому поручено следить за семенем в утробах женщин, наблюдать за формированием зародыша и записывать его судьбу. Среди них есть ангелы, которые входят в небесный храм (аль-Байту-ль-Ма'мур). Ежедневно туда входит по семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда не возвращаются в этот храм, и есть такие ангелы, которые ходят по миру, посещая те собрания, где люди поминают Аллаха. И среди них есть такие, которые стоят, выстроившись в ряды и не испытывая усталости. И среди них есть склонившиеся в поясных и земных поклонах и никогда не выпрямляющиеся.. И помимо упомянутых нами есть и другие, ведь Аллах Всевышний сказал: «И не знает (о количестве) воинов[138] Господа твоего никто, кроме Него, а это[139] - только наставление людям[140].» Завернувшийся, 31 Аяты Корана и хадисы, в которых говорится о видах ангелов хорошо известны.
Вопрос 73. Что является указанием на обязательность веры в Писания? Ответ, Таких указаний имеется множество. Так, например. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Веруйте в Аллаха[141], и в Его посланника, и в Писание, которое ниспослал Он Своему посланнику, и в Писание, которое ниспослал Он прежде[142]...». Женщины, 136. «Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йа'кубу и коленам[143], в то, что было даровано Мусе и Исе, и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия...». Корова, 136. Известно и много других подобных аятов. В целом же достаточно знать, что Аллах Всевышний сказал: «И скажи: "Я уверовал в послание, ниспосланное Аллахом...». Совет, 15.
Вопрос 74. Все ли ниспосланные свыше Писания упомянуты в Коране?
Ответ. В Коране Аллах назвал следующие Писания: Тору, Евангелие, Псалмы, Свитки Ибрахима и Свитки Мусы, упомянув об остальных ниспосланных свыше Писаниях в целом. Аллах Всевышний сказал: «Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Он ниспослал тебе Писание[144] с истиной как подтверждение тому, что было до него[145]. И ниспослал Он Тору и Евангелие….». Семейство Имрана, 2-3. «….И даровали Мы Дауду Псалмы». Женщины, 163. «Или не поведали ему[146] о том, что (содержится) в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен[147]?» Звезда, 36 - 37. «Мы уже направляли Наших посланников с явными доказательствами[148] и ниспосылали с ними Писание и весы[149], чтобы люди придерживались справедливости.» Железо, 25 Таким образом, нам следует верить во все детали того, что Аллах говорил о Писаниях подробно, что же касается упомянутого Им в целом, то мы должны верить в это в целом, а о том, что повелели Аллах и посланник Его, мы говорим: «И скажи: "Я уверовал в послание, ниспосланное Аллахом..."». Cовет, 15.
Вопрос 75. Что подразумевает собой вера в Писания Аллаха Всемогущего и Великого?
Ответ. Tакая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что все они ниспосланы от Аллаха Всемогущего и Великого, и что Аллах действительно произносил те слова, которые содержат в себе эти Писания. Среди них есть такие, слова которых были услышаны от Всевышнего из-за преграды, и они не ниспосылались через посланника-ангела, и среди них есть такие, которые посланник-ангел доносил до посланника из числа людей, и среди них есть такие, которые Аллах Всевышний написал собственноручно. Аллах Всевышний сказал: «Не бывало (такого, чтобы) Аллах говорил с человеком иначе как (посредством) откровения, или через преграду или посылая посланника[150], чтобы (посланник этот) с дозволения Его открывал (человеку) то, что Он пожелает.» Совет, 51 И Всевышний сказал Мусе: «О Муса, поистине, Я избрал[151] тебя (среди других) людей (, ниспослав тебе) Своё послание и (обратив к тебе) Свои слова (непосредственно)….». Преграды, 144. Аллах Всевышний также сказал: «...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно).» Женщины, 164 Что же касается Торы, то о ней Аллах Всевышний сказал так: «И Мы начертали для него[152] на скрижалях обо всём[153] назидание и подробное (разъяснение) всему[154]...» Преграды, 145. И сказал Он об Исе: «И Мы даровали ему Евангелие ...» Трапеза, 46. И Всевышний также сказал: «….и даровали Мы Дауду Псалмы.» Женщины, 163. И ранее об этом уже упоминалось, когда речь шла о ниспослании. Что же касается Корана, то о нём Аллах Всевышний сказал так: «Однако Аллах свидетельствует о том, что ниспосланное Им тебе ниспослал Он по знанию Своему[155], и ангелы свидетельствуют (о том же) и достаточно Аллаха как свидетеля!» Женщины, 166. И Аллах Всевышний сказал о нём так: «И Мы разделили Коран, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспосылали его по частям[156].» Ночное путешествие, 106. И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, он[157] - ниспослание Господа миров, с которым снизошёл верный Дух[158] на твоё сердце, чтобы ты стал (одним) из увещателей, (и ниспослан он) на ясном арабском (языке).». Поэты. 192 - 195 И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, тем, которые не уверовали в напоминание[159]е, когда оно пришло к ним, Книгу, поистине, великую, (воздастся за их неверие)[160]! Не подступиться к нему[161] лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это -) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!» Разъяснены. 41 - 42. И есть много других подобных аятов.
Вопрос 76. Какое положение занимает Коран по отношению к ниспосланным прежде Писаниям? Ответ. Об этом Аллах Всевышний сказал так: «И Мы ниспослали тебе это писание с истиной для подтверждения и сохранения[162] того, что было в Писаниях прежде…». Трапеза, 48. «Не был этот Коран измышлен без (участия) Аллаха (, но является он) подтверждением (ниспосылавшегося[163]) до него и разъяснением Писания[164], в котором нет сомнения (и которое исходит) от Господа миров.» Йунус 37 Аллах Всевышний также сказал: «(Коран) является не измышленным рассказом, а подтверждением (ниспосылавшегося) до него, и разъяснением всего[165], и руководством и милостью для верующих людей.» Йусуф, 111 Толкователи Корана указывали, что слова о том, что Коран содержит в себе ниспосланное в прежних Писаниях, свидетельствует об этом и подтверждает это собой, означают, что он подтверждает истинное, отрицая внесённые в эти Писания искажения и то, что подверглось частичному или полному изменению, и вынося решения об отмене ложного и подтверждении истинного. Вот почему покоряются ему все те, кто веровал в прежние Писания и не отступался от своей веры, как сказал об этом Всеблагой и Всевышний: «Te, кому Mы дapoвaли Писание дo негo[166], - веруют в нeгo[167]. Кoгдa им читaют(Коран), oни гoвopят: "Mы yвepoвaли в нeгo, ведь oн действительно - иcтинa oт нaшeгo Гocпoдa. Mы eщe paньшe этoгo были предавшимися[168]». Рассказ, 52-53 Подтверждением этому служат и другие аяты.
Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины? Ответ. Обязательно следовать ему явно и тайно, крепко держаться за него и отдавать ему должное. Аллах Всевышний сказал: «И это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему и будьте богобоязненными.» Скот, 155. «Следуйте тому, что было ниспослано вам от Господа вашего и не следуйте (никаким) покровителям помимо Него.». Преграды, 3 Аллах Всевышний также сказал: «А (что касается тех,) которые придерживаются Писания и совершают молитвы, то, поистине, не оставим Мы без награды совершающих праведные дела.» Преграды, 170. Сказанное имеет отношение ко всему Корану в целом, на что указывают многие аяты. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что, давая людям наставление относительно Корана, он сказал: «.. .возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко!»[169] Муслим.
Вопрос 78, Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?
Ответ. Это значит запоминать и читать его, заниматься им днём и ночью, размышлять над его аятами, считать дозволенным то, что он разрешает, а запретным - то, что он запрещает, подчиняться его велениям и отстраняться от того, от чего он удерживает, принимать в расчёт его притчи и извлекать уроки из приводимых в нём рассказов, действовать в соответствии с тем, что является в нём полностью ясным, и принимать то, что остаётся неясным, не преступать установленных в нём границ, защищать его от искажений, вносимых фанатиками, и необоснованных утверждений лжецов, проявлять искренность по отношению ко всему тому, о чём в нём говорится, и призывать к этому на основе знания.
Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия? Ответ. С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и того обстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут является таким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещё и производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всех знает о том, что Он ниспосылает. С учётом же того обстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данный атрибут является атрибутом действия. Вот почему наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речи является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. Аллах Всевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовался этим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касается произнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Его же желания и воли. Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когда пожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает, и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками и пределами. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил». Пещера, 109. «И если бы (превратились) все деревья земли в перья, после чего к морю (добавились бы воды) ешё семи морей, то (и тогда) не иссякли бы слова Аллаха.»[170] Лукман, 27 Аллах Всевышний также сказал: «Исполнилось слово[171] Господа твоего как истина[172] и (проявление) справедливости[173]. Никто не (в силах) заменить слова Его[174], (ведь) Он - Слышащий, Знающий!» Скот, 115
Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?
Ответ. Таких указаний в Коране и сунне имеется множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, и хотят отделить (веру в) Аллаха от (веры в) Его посланников и говорят при этом: "Мы веруем в одних посланников и не веруем в других", - желая избрать средний путь, — они и есть подлинно неверующие, а Мы уготовали неверующим унизительное наказание. Тем же, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников и не делали меж ними никаких различий, - им дарует Он их награды...» Женщины, 150-152 Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его». Апь-Бухари, Муслим
Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что Аллах Всевышний направлял к каждому народу посланников из числа людей, составлявших собой этот народ, и эти посланники призывали их к поклонению одному лишь Аллаху и неверию в то, чему они поклонялись, кроме Него, что все эти посланники были правдивыми и достойными доверия, являлись благонравными и шли правильным путём, отличались благочестием и благородством, были богобоязненными и верными, указывали на путь истинный и сами были ведомы этим путём, что Господь их оказал им помощь явными доказательствами и очевидными знамениями и что они довели до сведения людей всё то, с чем Аллах направил их к людям, ничего не утаив и не изменив, а также не добавив к этому ни единой буквы от самих себя и не отняв. Аллах Всевышний сказал: «Разве возлагалось на посланников (нечто иное), кроме ясного сообщения?» Пчёлы, 35 И такая вера подразумевает собой убеждённость в том, что все они придерживались очевидной истины, и что Аллах Всевышний избрал Ибрахима Своим возлюбленным (халиль), как избрал Он им и Мухаммада, (с.г.с.), и что Он говорил с Мусой непосредственно, и что Он вознёс Идриса к высокому месту, и что Иса являлся рабом Аллаха, и Его посланником, и словом, с которым Он обратился к Марйам[175], и Духом от Него и что Аллах отдал одним из них предпочтение перед другими, возвысив некоторых из них на много ступеней.
Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?
Ответ. Призывы всех посланников от первого до последнего ничем не отличались друг от друга, если говорить об основах поклонения, то есть о единобожии, требующем посвящения всех видов поклонения независимо от того, идёт ли речь об убеждениях, словах или делах, одному только Аллаху Всевышнему и неверия во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха. Что же касается таких обязанностей как молитва, пост и так далее, являющихся средством осуществления поклонения, то одним людям могло вменяться в обязанность то, что не вменялось в обязанность другим, точно также как одним (Могло запрещаться то, что разрешалось другим, однако всё это являлось не чем иным как испытанием от Аллаха Всевышнего, который сказал: «...чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).» Власть, 2
Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения? Ответ.Указания такого рода в Коране подразделяются на два вида - общие и частные. Что касается общих указаний, то примером могут служить такие слова Аллаха Всевышнего: «Мы направили к каждому народу посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута[176] !»
|