Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ответ. Об этом говорится во многих хадисах.




Так, например, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

"Верующий будет приближен к Господу своему настолько, что Он покроет его, а потом Он заставит его сознаться (во всех его грехах, говоря): "Признаёшься ли ты в таком-то грехе?", - и он будет говорить: "Признаюсь ", - и скажет: "Господь, призна­юсь! ", - дважды, и тогда скажет Он: " Я покрыл тебя в мире этом, и Я прощаю тебе их сегодня! ", - после чего свиток с запи­сями его добрых дел будут свёрнут. Что же касается прочих (или: ... неверных), то обратятся (к ним) при свидетелях (и будет сказано):

«Это те, которые возво­дили ложь на своего Господа!»Худ, 18.

Аль-Бухари.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "(Однажды) я спросила: "О посланник Аллаха, будет ли чело­век вспоминать о том, кого он любит, в День воскресения?"

Он ответил:

«О Аиша, что касается трёх (мест), то (, оказавшись там,) он не будет вспоминать: он не будет вспоминать о любимом, ока­завшись у Весов (, пока не выяснится,) тяжела или легка (чаша с его благими делами), и он не будет вспоминать о нём, когда станут разносить книги (с записями добрых и дурных дел, пока не выяснится), в правую руку подадут ему (его книгу) или в ле­вую, и он не будет вспоминать, когда покажутся языки (адского) пламени».

Ахмад, Абу Дауд (часть длинного хадиса).

 

Вопрос 113. Какие аяты Корана служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как бу­дет происходить взвешивание?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«И установим Мы весы верные для Дня воскресения, и не будет обижен никто и ни в чём, и даже если будет нечто весом с пылинку, Мы принесём и это, и вполне достаточно будет Нас для подсчёта!»

Пророки, 47.

Аллах Всевышний также сказал:

«И взвешивание в тот День (будет проводится сообразно) истине: те, у кого (чаша) Весов будет тяжела[268], преуспеют, а те, у кого чаша Весов окажется лёгкой, сами себе нанесли ущерб, проявляя несправедливость по отношению к Нашим знамениям[269]. »

Преграды, 8-9.

Что же касается неверных, то Аллах Всевышний также ска­зал:

«...и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса[270]».

Пещера, 105.

Примером могут служить также и другие аяты.

 

Вопрос 114. Какие хадисы служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет про­исходить взвешивание согласно сунне?

 

Ответ. Об этом говорится во многих хадисах, примером чего может служить хадис, где сообщается о той записке[271] с двумя сви­детельствами человека, которая перевесит собой девяносто книг с записями дурных дел, несмотря на то, что каждая книга будет простираться насколько хватит глаз.

В пример можно привести также и то, что пророк, (с.г.с.), ска­зал об Ибн Мас'уде, да будет доволен им Аллах (следующее):

«Вы удивляетесь тонкости его голеней? Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, на Весах они окажутся тяжелее (горы) Ухуд!»

Ахмад, аль-Хаким, аль-Хайсами.

Примером может служить и тот хадис, в котором сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, в День воскресения приведут огромного и тучного человека, который пред Аллахом окажется легче комарино­го крыла!», - (после чего добавил): «Читайте: «… и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса.» "Пещера", 105.

Аль-Бухари, Муслим.

Можно привести и другие примеры.

 

Вопрос 115. Какие указания на Сират имеются в Коране?

Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«И нет среди вас такого, кто не подойдёт (к аду[272]), а Госпо­дом твоим это решено окончательно. Потом Мы спасём бо­гобоязненных, а несправедливых оставим стоять на коленях.».

Марйам, 71 -72.

Аллах Всевышний также сказал:

«В тот День, когда увидишь ты верующих мужчин и женщин, и свет их будет изливаться перед ними и справа от них….».

Железо, 12

 

Вопрос 116. Какие указания на Сират имеются в сунне и как он описывается в хадисах?

 

Ответ. Об этом говорится во многих хадисах, например, в хадисе о заступничестве, в котором сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:

«Будет установлен мост и перекинут над адом». Люди спро­сили: "О посланник Аллаха, что это за мост?" Он ответил: «Сколь­зкое место, на котором будут всевозможные крючья и много места займут колючие растения с изогнутыми шипами, подоб­ные тем, что растут в Неджде[273] и называются ас-са'дан. Верую­щие будут проходить по нему (с быстротой) взора, и (с быстро­той) молнии, и (с быстротой) ветра, и (с быстротой) хорошего скакуна, и спасётся (тот , кого не заденут эти растения), как спа­сётся и тот, кто будет (только) поцарапан (этими крючьями и шипами), а те, которые окажутся сваленными в кучу, попадут в адское пламя, и (так будет продолжаться) до тех пор, пока не проволокут последнего из них».

Что же касается Абу Са'ида[274], да будет доволен им Аллах, то он сказал: "Дошло до меня, что этот мост будет тоньше волоса и острее меча ".

Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса)

 

Вопрос 117. Какие указания на воздаяние равным (аль-кисас) в День воскресения имеются в Коране?

Ответ: Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах не обидит (никого и) на вес пылинки, а если (кто-нибудь совершит) доброе дело, Он приумножит его и дарует от Себя награду великую.»

Женщины, 40

«B тот Лень каждому человеку воздастся за то, что он совер­шал, и не будет несправедливости в тот День. Поистине, Аллах скор в расчёте! И увещевай их(, напоминая о) Дне приближа­ющемся, когда сердца от страха (поднимутся) к горлу, сдержи­вая (скорбь). Не будет у несправедливых (в тот День) ни близко­го друга, ни заступника (, к которому могли бы) прислушаться. Знает Аллах о вероломстве глаз[275] и о том, что скрыто в серд­цах, и Аллах будет судить по истине...»

Прощающий, 17-20.

Аллах Всевышний также сказал:

«....и рассудят их по истине и не будут они обижены.»

Толпы, 69.

 

Вопрос 118. Какие указания на воздаяние равным в День воскресения имеются в сунне и что оно будет собой пред­ставлять?

 

Ответ. Об этом говорится во многих хадисах.

Так, например, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Прежде всего рассудят людей между собой в том, что связа­но с кровопролитием».

Аль-Бухари, Муслим

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Если есть у человека что-либо несправедливо присвоенное им и принадлежащее его брату, пусть освободится от этого се­годня[276], ведь(в мире вечном) уже не будет ни динаров, ни дирхе­мов (, а поэтому необходимо сделать это), прежде чем станут забирать у него его добрые дела (и отдавать их) его брату[277], если же не окажется у него добрых дел, то станут брать дурные дела его брата и бросать их на него».

Аль-Бухари, Ахмад, аль-Багави.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Верующие спасутся от огня и будут задержаны на мосту меж­ду раем и адом, где все они получат возмещение за несправед­ливости, допущенные ими по отношению друг к другу в мире этом, а когда они будут исправлены и очищены, им позволят войти в рай».

Аль-Бухари.

И хадисов такого рода известно много.

 

Вопрос 119. Какие указания на водоём имеются в Коране, и как он описывается в сунне?

 

Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал Своему проро­ку Мухаммаду, (с.г.с.),

«Поистине, Мы даровали тебе аль-Каусар[278]».

Аль-Каусар, 1

Известно великое множество хадисов, указывающих на его существование.

Так, например, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Я приду к водоёму раньше вас»[279].

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что (однажды) пророк, (с.г.с.), сказал.

«Поистине, я опережу вас, и, поистине, я буду свидетельствовать о вас и, клянусь Аллахом, поистине, сейчас я смотрю на свой водоём!»

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Мой водоём размером с месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее мускуса, а кувшины его подобны звёздам[280] небесным, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Я пришёл к реке[281], берега которой образовывали собой шатры из полых жемчужин, и спросил: "Что это, о Джибрил?" Он ответил: "Это -аль-Каусар. "»

Аль-Бухари, Ахмад.

И можно было бы привести в пример много других хади­сов.

 

Вопрос 120. Что является указанием на обязательность веры в рай и ад?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«….страшитесь же огня, топливом для которого послужат люди и камни, уготованного для неверных, и порадуй тех, кото­рые уверовали и совершали праведные дела, вестью о том, что для них (приготовлены) сады, где внизу текут реки.»

Корова, 24-26

И существует огромное количество других аятов. указываю­щих на это.

 

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что обраща­ясь к Аллаху перед началом добровольных ночных молитв, он говорил:

«И хвала Тебе, Ты - Истина, и обещание Твоё - истина, и встреча с Тобой - истина, и слове Твоё - истина, и рай - исти­на, и огонь -истина, и пророки - истина, и Мухаммад, (с.г.с.),-истина и Час этот[282] – истина. ..»

/Ва ля-кя-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва'ду-кя-ль-хакку, ва лика 'у-кя хаккун, ва каулю-кя хаккун, Ва-ль-джаннату хаккун, ва-н-нару хаккун, ва-н-набийуна хаккун, Ва Мухаммадун,салля-Ллаху 'аляй-хи васалляма, хаккун, ва-с-са'ату хаккун.../

Аль-Бухари, Муслим.

И сообщается что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Засвидетельствовавшего, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, и что Иса - раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух от Него, и что рай - истина и что огонь - истина. Аллах введёт в рай неза­висимо от того, какими будут его дела».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, также сказал:

«. . . через любые из восьми врат рая по его собственному желанию. . . »

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 121. Что подразумевает собой вера в рай и в ад?

 

Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждён­ность в том, что они сотворены и существуют уже сейчас и что по воле Аллаха они пребудут вечно и никогда не исчезнут. Со­ставной частью этого является и вера в блаженство рая и муче­ния ада.

 

Вопрос 122. Что указывает на существование рая и ада в настоящее время?

 

Ответ. Аллах Всемогущий и Великий поведал нам, что и то, и другое уже существует. Так, например, о рае Он сказал:

«….и уготованному для богобоязненных.»

Семейство Имрана, 133.

Что же касается ада, то о нём Всевышний сказал:

«...уготованного для неверных!»

Семейство Имрана, 131.

И Всевышний поведал нам, что Он поселил Адама и его суп­ругу в раю, где они и оставались, пока не вкусили плодов с зап­ретного древа. Кроме того, Всевышний поведал нам о том, что неверным, находящимся в своих могилах, показывают ад утром и вечером[283].

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он ска­зал:

«Мне был показан рай, и я увидел, что большинство из его обитателей составляют собой бедняки, и мне был показан ад, и я увидел, что большинство из его обитателей составляют собой женщины».

Аль-Бухари, Муслим.

Ранее же, когда речь шла об испытаниях и мучениях могилы, мы уже приводили слова пророка, (с.г.с.), который сказал:

«. . .когда умрёт любой из вас, ему будут показывать его место...»

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Откладывайте молитву[284], пока не станет прохладнее, ибо, поистине, жара усиливается от распространения жара ада...»

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

« ...(в своё время) пламя (ада) пожаловалось своему Господу, сказав: "Господь Мой, одна часть меня поглотила другую!" И (Аллах) позволил ему делать два выдоха[285]: выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Лихорадка (начинается) от распространения жара ада, охлаждайте же её водой».

Муслим.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Когда Аллах создал рай и ад, Он направил Джибрила в рай и сказал: "Посмотри на него..."»

Ан-Насаи, ат-Тирмизи (часть длинного хадиса).

Сообщается также, что однажды во время солнечного затме­ния пророку, (с.г.с.), были показаны рай и ад, как были они пока­заны ему во время ночного путешествия, и существует великое множество других достоверных хадисов, где говорится об этом.

 

Вопрос 123. Какие указания существуют на то, что рай и ад будут существовать вечно и никогда не исчезнут?

 

Ответ. Что касается рая, то о нём Аллах Всевышний сказал так:

«...(и где останутся) они навечно. Это - великий успех!»

Покаяние, 100.

«…. и не изгонят их оттуда.»

Аль-Хиджр, 48.

«… как дар неиссякаемый.»

Худ, 108

«...неиссякаемых и не запретных…[286]»

Воскресение, 33.

«Поистине, это - удел Наш[287], и он не иссякнет.»

Сад, 54

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, богобоязненные (окажутся) в безопасном месте, среди садов и источников, (и) станут облачаться в тончай­шие шелка и парчу, находясь, друг против друга. Так (будет)! И Мы дадим им в жёны гурий[288]. В раю (смогут) потребовать они любых плодов, пользуясь (полной) безопасностью, в нём не вкусят они смерти помимо смерти первой, и Он защитит их от мук ада.»

Дым, 51-56

И можно было бы привести другие аяты, являющиеся указа­нием на это.

Таким образом, Всевышний поведал о вечности рая, о вечно­сти жизни его обитателей, о том, что жизнь эта не прекратится, а также о том, что они не покинут рай.

То же самое касается и ада, о котором Всевышний, в частно­сти, сказал:

«…разве что (поведёт Он их) путём(, ведущим в) ад, в котором они (останутся) навечно...»

Женщины, 169.

«Поистине, Аллах проклял неверных и уготовал для них адс­кое пламя, в котором они пребудут вечно. Не найдут они ни покровителя, ни помощника...».

Сонмы, 64-65.

«А для тех, кто ослушается Аллаха и посланника Его, (уготовано) пламя ада, в котором они останутся навечно.».

Джинны, 23

«… и они не выйдут из огня!».

Корова,167.

«Не будет для них послаблений, и ох­ватит их там отчаяние.».

Украшения, 76

«С ними там не покончат так, чтобы они умерли, и не будут облегчены для них муки (ада)».

Создатель, 36

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, для того, кто явится к Господу своему как греш­ник, (уготован) ад, в котором не (сможет) он ни умереть, ни жить.»

Та ха, 74.

В этих и подобных им аятах Всевышний поведал нам о том, что обитатели ада, которые заслуживают его, для которых он был создан и которые были созданы для него, останутся в нём навечно. И Всевышний отверг возможность того, что они поки­нут его, сказав:

«...и они не выйдут из огня! »

Корова, 167.

И Он отверг возможность того, что мучения их прекратятся, сказав:

«Не будет для них послаблений, и охватит их там отчаяние».

Украшения, 75

— как отверг Он и возможность того, что они умрут, сказав:

«Поистине, для того, кто явится к Господу Своему как греш­ник, (уготован) ад, в котором не (сможет) он ни умереть, ни жить.[289]».

Та ха ,74.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Что же до обитателей ада, которые заслуживают его, то, поистине, они не умрут в нём (, но) и жить не будут».

Муслим, Ахмад, Ибн Маджа (часть хадиса).

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Когда обитатели рая окажутся в раю, а обитатели ада - в аду, будет приведена смерть, которую поместят между раем и адом, после чего её зарежут, а потом глашатай возвестит: "О обитатели рая, смерти (больше) нет! О обитатели ада, смерти (больше) нет!", - и тогда к радости обитателей рая добавится (новая) радость, а к скорби обитателей ада добавится (новая) скорбь (и каждый навечно останется там, где он будет)».

В другой версии этого хадиса сообщается также, что, сказав это, посланник Аллаха, (с.г.с.), прочитал следующий аят:

«И предупреди их о Дне скорби[290], когда всё будет решено[291], (ведь) они беспечны и они не веруют!»

Марйам., 39

Аль-Бухари, Муслим.

И есть также и другие хадисы, в которых говорится об этом.

 

Вопрос 124. Какие указания существуют на то, что в мире вечном верующие увидят своего Всеблагого и Всевышнего Господа?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Лица в тот День будут сиять и на Господа своего взирать….».

Воскресение, 23.

«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей...»

Йунус, 26

Что же касается неверных, то о них Аллах Всевышний сказал так:

«Вовсе нет! Поистине, в День тот они окажутся отделённы­ми от своего Господа…».

Обвешивающие, 15.

Но если враги Аллаха окажутся отделёнными от Него, то не будут отделены те, кто к Нему близок.

Передают, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды , когда мы находились вместе с проро­ком, (с.г.с.), в четырнадцатую ночь месяца, он посмотрел на полную луну и сказал:

«Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы, несмотря ни на что[292], совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его[293], то совершайте (их)-.»

Аль-Бухари, Муслим.

Слова пророка, (с.г.с.), сказавшего «...как ви­дите это...», иными словами, «как видите вы эту луну» означают, что одно видение уподобляется другому, но это не означает, что один объект наблюдения уподобляется другому. То же самое относится и к словам пророка, (с.г.с.), сказавшего,

«когда Аллах, решает что-нибудь на небе, ангелы хлопают кры­льями выражая покорность сказанному Им (, и при этом разда­ётся звук), будто цепью проводят по камню».

Аль-Бухари и И6н Маджа

В данном случае одно слушание уподобляется другому, но вос­принимаемое на слух в первом и во втором случае друг другу не уподобляется, поскольку Аллах выше того, чтобы уподоблять Его сущность или Его атрибуты чему-либо сотворённому, что же касается пророка, (с.г.с.), то невозможно даже представить себе, что его слова имеют отношение к уподоблению, ведь он больше всех людей знал об Аллахе Всемогущем и Великом.

А в хадисе, передаваемом со слов Сухайба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:

«И будет снят покров и не получат они дара более желанно­го для них, чем (возможность) взирать на их Всемогущего и Ве­ликого Господа», - после чего он прочитал нижеследующий аят:

«Тем, которые совершали благие дела, - благое[294] и с прида­чей[295]....»

Йунус, 26.

Муслим, ат-Тирмизи.

На это же недвусмысленно указывает многие достоверные хадисы. Что же касается отвергающего это, то он не верит ни в Коран, ни в то, с чем Аллах направлял к людям Своих послан­ников, и такой человек относится к числу тех, о ком Аллах Всевышний сказал:

«Вовсе нет! Поистине, в День тот они окажутся отделённы­ми[296] от своего Господа...».

Обвешивающие, 15.

Мы же молим Аллаха Всевышнего о прощении и избавлении от подобного, а также о том, чтобы Он даровал нам возмож­ность насладиться взором на Его лик, аминь.

 

Вопрос 125. Что является указанием на (обязательность) веры в заступничество (шафа'а), кто станет заступником, кто получит право на заступничество и когда это будет?

 

Ответ. Аллах Всемогущий и Великий говорит о заступниче­стве во многих аятах Своей Книги, связывая его с целым рядом непременных условий. Так, например, Всевышний поведал нам о том, что всем имеющим отношение к этому заступничеству ста­нет распоряжаться только Он Сам и больше никто другой.

Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: "Заступничество всецело принадлежит Аллаху».

Толпы, 44.

Если говорить о том, когда заступничество будет иметь мес­то, то об этом Всемогущий и Великий поведал нам, что это слу­чится только с Его позволения.

Аллах Всевышний сказал:

«...Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?...».

Корова, 255.

«Не (появится) заступник иначе как с Его позволения».

Йунус, 3.

«Сколь много в небесах ангелов, заступничество которых принесёт пользу только после того, как Аллах позволит засту­питься , кому пожелает, (за тех, кем) Он будет доволен!»

Звезда, 26.

«...и не принесёт пользы заступничество пред Ним, кроме (заступничества) того, кому Он позволит.»

Саба, 23

Что же касается вопроса о том, кому будет позволено обра­титься к Аллаху со словами заступничества, то Всевышний по­ведал нам не только о возможности этого лишь с его позволе­ния, но и о том, что Он не позволит сделать это никому, кроме близких к Нему избранных.

«Не заговорит никто за исключением тех, кому позволит Милостивый, и скажет он истину».

Весть, 38.

«….(и) не (смогут) они[297] заступиться (ни за кого), кроме давших пред Милостивым обет.[298]»

Марйам, 87,

Что касается тех, за кого можно будет заступиться, то Аллах поведал нам, что позволит Он заступаться лишь за тех, кем Он будет доволен.

«….а (смогут) заступиться они только за тех, кем будет доволен Аллах ...».

Пророки 28

«В тот День бесполезным окажется (любое) заступничество, кроме (заступничества) тех, которым Милостивый позволит и словами которых Он ос­танется доволен.»

Та ха, 109

Но Он, слава Ему, будет доволен только исповедующими единобожие и искренними людьми, а обо всех прочих Аллах Всевышний сказал:

«Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника (, к которому могли бы) прислушаться.».

Прощающий, 18.

И Аллах Всевышний также поведал, что в День воскресения они будут говорить:

«... и нет у нас ни заступников, ни преданного друга!»

Поэты, 100-101.

Алах Всевышний также сказал:

«Не принесёт им пользы заступничество заступников.»

Завернувшийся, 48.

Если же говорить о пророке, (с.г.с.), то он поведал нам, что ему было даровано право заступничества, как поведал он нам и о том, что он придёт к престолу Аллаха, совершит около него земной поклон и воздаст Аллаху хвалу такими словами, кото­рым Аллах научит его, и он не станет заступаться ни за кого до тех пор, пока ему не будет сказано:

«Подними голову и проси - будет даровано тебе(то, о чем ты попросишь,) и говори - будет услышано (то , что ты скажешь), и заступайся - будет даровано тебе (право) заступничества».

Аль-Бухари, Муслим и другие (часть длинного хадиса).

Кроме того, пророк, (с.г.с.), сообщил, что ему будет предос­тавлено право заступничества не за всех ослушников из числа исповедующих единобожие сразу.

Он сказал:

«Установит Он для меня определённый предел, а потом вве­дёт их в рай»[299] , - после чего указал, что снова вернётся и скло­нится в земном поклоне пред Аллахом, а Он снова установит для него определённый предел и так далее, о чём говорится в хадисе о заступничестве.

Сообщается , что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, (с.г.с.),: "Кто станет счастливейшим из людей благодаря твоему заступничеству?"

Он ответил:

"Toт, кто от чистого сердца скажет: "Нет бога, кроме Аллаха».

Аль-Бухари, Ахмад.

 

Вопрос 126. Сколько насчитывается видов заступничества, и какой из них станет величайшим?

Ответ.

1 - Величайшим станет заступничество в День вос­кресения, когда люди будут стоять на месте (маукыф) в ожида­нии окончательного решения, которое Аллах примет о Своих рабах. Право такого заступничества будет предоставлено толь­ко нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и это - то самое достохвальное место (аль-макаму-ль-махмуд), которое было обещано ему Всемогущим и Великим Аллахом, о чём Он сказал так:

«...и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному.»

Ночное путешествие, 79.

Здесь имеется в виду то, что когда людям станет невмоготу и дальше находиться на этом месте, и пребывание их там затянет­ся, и волнение их усилится, и они погрузятся в свой собственный пот настолько, что им станет трудно дышать, они станут искать заступничества, желая того, чтобы Аллах принял о них окончательное решение. И они сначала обратятся к Адаму, потом - к Нуху, потом - к Ибрахиму, потом - к Мусе, потом - к Исе, сыну Марйам, и каждый из них скажет: "Я сам, я сам!"[300], - и это будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), который скажет, что он готов обратиться с просьбой о заступничестве.

Аль-Бухари, Муслим и другие.

, о чём подробно говорится в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", а также и в других источниках.

2 - Заступничество, которое выразится в мольбе о том, чтобы врата рая были открыты. Первым, кто откроет их, станет наш пророк Мухаммад, (с.г.с.), а первой общиной, которая войдёт туда, станет его община.

3 - Заступничество за тех, кого Аллах велит ввергнуть в ад, чтобы они не оказались там.

4 - Заступничество за тех исповедовавших религию единобо­жия людей, которые окажутся в аду. Оно выразится в мольбе о том, чтобы их вывели оттуда, после чего они будут выведены из ада обгоревшими и подобными углю, а затем их бросят в реку жизни, и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, подхватываемое потоком.

5 - Заступничество, целью которого станет возвышение сте­пени тех, кто попадёт в рай. В трёх последних случаях засту­паться перед Аллахом за людей будет позволено не только на­шему пророку, (с.г.с.), но здесь он будет первым, а за ним после­дуют другие пророки, ангелы, угодники (аулийа) и малолетние дети, умершие прежде своих родителей (афрат), после чего Ал­лах Всевышний по милости Своей выведет из огня бесчисленное множество людей и введёт их в рай.

6 - Заступничество, целью которого является облегчение му­чений некоторых неверных, право которого предоставлено только нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и касается его дяди Абу Талиба, о чём сообщается в "Сахихе" Муслима и других источ­никах.

Этот хадис приводит также и аль-Бухари. В нём сообщается, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Может быть, моё заступничество в Лень воскресения прине­сёт ему пользу и он будет помешен в верхний слой огня, кото­рый будет доходить ему (только) до пяток и от которого станет кипеть его мозг».

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«He перестанут бросать (людей) в aд и (не перестанет) он говорить: "Будет ли добавка?", - до тех пор, пока Господь славы не наступит на него Своей ногой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: "Довольно, довольно, клянусь славой Твоей и щедростью Твоей!" А в раю будет продолжать оставаться свободное место до тех пор, пока Аллах не создаст для него (новых) людей, которых Он поселит на это место».

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в рай или спас­тись от ада благодаря своим делам?

 

Ответ. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

"Приближайтесь[301], старайтесь придерживаться правильного и знайте, что никогда не спастись никому из вас благодаря де­лам его». (Люди) спросили: "И даже тебе, о посланник Аллаха?" Он сказал: «В том числе и мне, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие и не окажет милость».

В другой версии этого хадиса сообщается, что когда пророк, (с.г.с.), сказал:

«Старайтесь придерживаться правильного, приближайтесь, радуйтесь (и знайте, что), поистине, никого дела его не введут в рай», - (люди) спросили: "Даже и тебя, о посланник Аллаха?" Он ответил: «И меня, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие, и знайте, что больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их и будет немного».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего:

«И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в на­следство за то, что (би-ма) вы делали».

Преграды, 43 ?

 

Ответ. Хвала Аллаху, между этим хадисом и словами Все­вышнего нет никаких противоречий. Дело в том, что подтверж­дающий предлог " би" , использованный в данном аяте, указыва­ет на причинность, ведь именно праведные дела станут причи­ной того, что человек окажется в раю. а без них это будет невозможно, ведь следствие существует только в силу существования причины.

Что же касается хадиса, то в нём отрицается, что предлог "би" является показателем оценки, поскольку даже если раб Ал­лаха проживёт до скончания веков и всё это время он будет по­ститься днём, молиться по ночам и не совершит ни единого гре­ха, то и тогда все его дела не уравновесят собой и одной сотой части наименьшей из числа явных и тайных милостей, оказан­ных ему Аллахом, но как же в таком случае они могут послу­жить платой за вход в рай?

«Господь мой, прости и помилуй, (ведь) Ты - лучший из мило­стивых![302]»

Верующие, 118.

 

Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?

 

Ответ: Аллах Всевышний сказал:

«А веление Аллаха предопределено[303]».

Сонмы, 38

«...чтобы Аллах свершил дело решенное...».

Добыча, 42

«А веление Аллаха будет выполнено (непременно)».

Сонмы, 37.

«Любое бедствие поражает лишь по соизволению Аллаха, а сердце того, кто верует в Аллаха, Он направит на правильный путь.»

Взаимный обман, 11

«A то, что постигло вас, когда встретились две рати[304] (, случилось) с дозволения Аллаха...».

Семейство Имрана, 166.

Аллах Всевышний также сказал:

«... и порадуй терпеливых, которые говорят, когда их по­стигает несчастье; "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, по­истине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благо­словения Господа их и милость, и это они следуют правильным путём».

Корова, 155-157

Примером могут служить и другие аяты.

А в хадисе о вопросах Джибрила сообщается, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«...и чтобы верил ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».

Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а то, что обошло тебя стороной, не могло случиться с тобой».

Абу Дауд. Ибн Маджа, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«...а если постигнет тебя что-либо, не говори: "Если бы сде­лал я то-то и то-то, это не постигло бы меня! ", - но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал"»

Муслим

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Всё предопределено, в том числе неспособность и сообра­зительность»

Муслим, Ахмад, Малик.

Примером могут служить и другие хадисы.

 

Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?

 

Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ус­кользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали[305] (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям[306].

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Ал­лах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.

Аллах Всевышний сказал:

«A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небе­сах, ни на земле[307], ведь Он - Знающий, Могущественный.»Создатель, 44.

 

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!

 

Вопрос 131. Что может служить указанием на первую сту­пень, которой является вера в знание?

 

Ответ: Аллах Всевышний сказал:

«Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное.»

Собрание, 22

«... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием.»

Развод, 12

«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о со­кровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрыва­ется от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»

Саба, 3.

«И у него ключи к сокрыто­му[308]! Знает о них только Он.»

Скот, 59

«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.»Скот 124

«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.»

Калям, 7

«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?»

Паук 10

«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместни­ком) на земле того, кто станет на ней грешить[309] и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято[310]?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."»

Корова, 30

Аллах Всевышний также сказал:

«Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете.»

Корова, 216,

Сообщается, что один человек спросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"

Он ответил: «Да».

(Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?"

Пророк, (с.г.с.), сказал:

«Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено[311])».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается, что однажды пророка, (с.г.с.), спросили о детях многобожников[312], на что он ответил:

«Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав[313] их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов».

Муслим, Абу Дауд, Ахмад.

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, может человек совершать то, что людям пока­жется делами обитателей рая[314], тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек со­вершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю».

Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), однажды сказал:

"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое ме­сто он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал:

«Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты:

«Что касается того, кто отдавал[315], и был богобоязненным и признавал наилучшее[316], то Мы облегчим ему (путь) к легчай­шему[317]. А тому, кто скупился[318], и обходился[319] и считал ло­жью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[320]».

Ночь, 5-10

Аль-Бухари, Муслим.

Указанием на это могут служить и другие хадисы.

 

Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую сту­пень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«....и всё перечислили Мы в Книге ясной[321]».

Йасин, 12

«Поистине, это есть в Книге[322]...».

Хаджж, 70.

А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее:

«(Фараон) сказал: "А каково же положение первых поколе­ний?"[323] (Муса) сказал: "Знает о них Господь мой(, и это запи­сано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает."»

Та ха, 51 - 52.

Аллах Всевышний также сказал:

«И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. По­истине, это для Аллаха легко».

Создатель, 11

Указаниями на это служат также и другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным».

Аль-Бухари, Муслим.

В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил про­рока, (с.г.с.),:

"О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже за­писано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?".

Он сказал:

«Нет, со­образно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спро­сил: "Так зачем же тогда делать что-то[324]?"

Тогда (пророк, (с.г.с.), сказал:

«Действуйте, a каждому будет облегчено».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«….каждому будут облегчены дела его».

Аль-Бухари, Муслим.

Указаниями на это служат также и другие хадисы.

 

Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?

 

Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.

ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределе­ние, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям[325].

ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связан­ное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.

Аллах Всевышний сказал:

«Раз­ве Я не Господь ваш?»[326]

Преграды, 172

ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.

ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распро­страняется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения[327].

ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространя­ется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.

Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.

 

Вопрос 134. Что является указанием на предвечное пре­допределение (ат-такдиру-ль-азали)?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге[328] до того, как Мы сотворили это.»

Железо, 22

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».

Он также сказал:

«И Его престол покоился на воде».

Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям[329], которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Гос­подь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судь­бы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"».

Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой».

Аль-Бухари, Ахмад.

 

Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и име­ющее отношение ко дню заключения договора?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем».

Преграды, 172.

Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (с.г.с.), с воп­росом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людь­ми) или они были давно предрешены?" Он ответил:

«Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. бу­дет облегчено совершение дел обитателей ада».

Ат-Табарани

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

"(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (с.г.с.), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. "Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:

«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке:

«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал:

«Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь[330], ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак руками и отбросил их[331], после чего сказал:

«Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад».

Ат-Тирмизи

Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: "Этот хадис яв­ляется хорошим, достоверным и неизвестным[332] ".

Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее от­ношение к первым этапам пребывания семени в утробе?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и ког­да были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же[333] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым».

Звезда, 32.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей мате­ри, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семе­ни), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляет­ся ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, лю­бой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не при­близится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (мо­жет) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написа­но ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)».

Аль-Бухари

Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они зак­лючают в себе один и тот же смысл.

 

Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следую­щего года?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«В эту ночь решается всякое мудрое дело[334] (согласно) На­шему велению, которое Мы посылаем...».

Дым, 4-5

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал:

"В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет от­ношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, от­носительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[335]

 

Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«...а Он каждый день занят делом.»

Милостивый, 29.

В "Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

"Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Со­храняемая Скрижаль (, сотворённая) из белой жемчужины. По­кров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней -свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каж­дым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умер­щвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов:

«...а Он каждый день занят делом.»

Милостивый, 29.

Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предоп­ределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так тол­ковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего:

«...требовали Мы записывать[336] (всё,) что вы делали!»

Коленопреклонённые. 29.

А источником всего этого служит знание Аллаха, являющее­ся атрибутом Преславного и Всевышнего.

 

Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?

Ответ.Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также в соответствующих хадисах пророка, (с.г.с.), выражена мысль о том, что предопределённость всего не может служить препятстви­ем для деятельности, и не означает, что людям следует полагать­ся на это, наоборот, она обязывает их прилагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почему когда пророк, (с.г.с.), поведал своим сподвижникам о том, что всё предопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на каляме, которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: "Так не положиться ли нам то, что нам предопределено, и не отказаться ли от дел?", - он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет) облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, в которых сказано:

«Что касается того, кто отдавал[337], и был богобоязненным и признавал наилучшее[338], то Мы облегчим ему (путь) к легчай­шему[339]. А тому, кто скупился[340], и обходился[341] и считал ло­жью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[342]....».

Ночь, 5-10

Аллах Всевышний, слава Ему, предопределил всё то, чему суж­дено быть, и подготовил всё то, что должно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даровав людям средства для жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому из созданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах. Таким образом, это Он устраивает и облегчает.

И если раб Аллаха знает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определёнными средствами, используя кото­рые он может достичь желанной цели, он будет изо всех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связано с обеспечением его мирских интересов.

Очень хорошо понимал это тот сподвижник, который, услы­шав хадисы о предопределении, сказал: "Сейчас я буду старать­ся как никогда раньше!"

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки».

Муслим, Ахмад, Ибн Маджа[343]

Сообщается также, что когда пророка, (с.г.с.), спросили: "Ска­жи мне, могут ли лекарства и заклинания, к которым мы прибега­ем, отвратить хоть что-нибудь из предопределённого Алахом?", он сказал в ответ:«Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха», - имея в виду, что Аллах предопре­делил не только хорошее и дурное, но и всё то, что приводит к этому.

 

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах.»

Человек, 30.

«И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает Аллах".

Пещера, 23-24

«Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь.»

Скот,39

«A если бы пожелал Аллах, Он непременно сделал бы вас одной общиной.»

Пчёлы, 93

«A если бы пожелал Аллах, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них[344]….»

Корова, 253.

«А если бы пожелал Аллах, то Он непре­менно покарал бы их...»

Мухаммад, 4.

«Делает Он, что хочет.».

Знаки Зодиака, 16

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает.»

Йа син, 82

«Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает.)

Пчёлы, 40.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...»

Скот, 125.

Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает».

Муслим

Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади[345], пророк, (с.г.с.), сказал о том, что он увидел во сне, следующее:

«Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает».

Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете воз­награждены, а Аллах через Своего посланника вынесет угод­ное (Ему) решение».

Аль-Бухари, Муслим

Сообщается, что когда посланник Аллаха, (с.г.с.), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал Аллах и ты", он сказал (ему):

«Heт, как пожелал один лишь Аллах!»

Ахмад

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии».

Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-ни­будь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её нака­занию уже при жизни её пророка».

Муслим

Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.

 

Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязнен­ных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его послан­ника, (с.г.с.) и что следует из смысла Его атрибутов. Он дово­лен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в та­ком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не лю­бит"?

 

Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах:

С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Алла­ха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание,

любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти напере­кор ей, о чём Всевышний сказал так:

«Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...»

Скот, 125.

Аллах Всевышний также сказал:

«Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию[346], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это - те, сердца которых Аллах очистить не захотел».

Трапеза, 41

Указанием на это могут служить и другие аяты.

С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего:

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения….»

Корова, 185.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас[347] и принять ваше покаяние[348], (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый.»

Женщины, 26

Примерами могут служить и другие аяты.

Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое име­ет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Алла­ху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же ка­сается нечестивого и непокорного человека, то на него распрос­траняется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет от­ношение к бытию и предопределению.

Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что явля­ется угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:

«Аллах призывает к обители мира[349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.»

Йунус, 25

Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распростра­няет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»

Звезда, 30

 

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую сту­пень веры в предопределение, которая связана с творением?

 

Ответ: Аллах Всевышний сказал:

«Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.»

Толпы, 62.

«Разве есть помимо Алла­ха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!»

Создатель, 3.

«Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!»

Лукман, 11.

«Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!»

Румы, 40

«И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».

Выстроившиеся в ряд, 96.

«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...»

Солнце, 7-8.

«Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.»

Преграды, 178

Аллах Всевышний также сказал:

«. . .однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.»

Комнаты, 7

Указанием на это являются также и другие аяты.

О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, ко­торый сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает».

Аль-Бухари, аль-Байхаки

Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, про­рок, (с.г.с.) говорил:

«О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить![350] Ты - Покровитель её и Благодетель!»

/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! /

Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).

Указанием на это являются и другие хадисы.

 

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» / ...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?

 

Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Ве­ликого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губитель­ному, о чём Аллах Всевышни ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228270']=__lxGc__['s']['_228270']||{'b':{}})['b']['_698049']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты