Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Периодизация лит.процесса 19 века. Особенности литературного движения 1800-1825гг. 3 страница




Не подлежит сомнению, что в образе Чацкого Грибоедов хотел в полную меру своего сочувствия показать человека декабристского духа, человека с «оскорблённым чувством», поднимающего бунт против общества — в защиту личности, гуманистического утверждения прав личной свободы и человеческого достоинства.

Проблема авторской позиции (Грибоедов и Чацкий).

Пушкин не понимал, где в комедии умное лицо? И сам же ответил себе на этот вопрос – Грибоедов (не Чацкий). «А знаешь ли ты, кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело…». (Пушкин в письме Бестужеву).

Отражение в «Горе от ума» историко-философских взглядов Г.

Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне...

Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне...”
Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он — носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.

 

“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

 

17. Александр Сергеевич ПУШКИН.(1799-1837)

Родоначальник реализма. Лит.яз.

П.усвоил классицизм,стал крупнейшим русским романтиком и первым реалистом. Реалистич.тв-во П.сложилось из скрещения худ.принципов классицизма и романтизма и преодоления их ограниченности в свете идей историзма, а затем социального детерминизма (историч.и соц.обусловленности характеров), скорректированного учетом онтологических (бытийных) общечеловеческих проблем, из к-х главными были проблемы гуманности и совершенной красоты (категория прекрасного).

Переход к реалистич.тв-ву совершался одновременно с решением проблемы лит.яз.В худ.пр-иях П.явился создателем нац.лит.рус.яз., объединив разрозненные его стили. Он положил в основу лит.яз. «средний слог», сблизив его, с одной стороны, с книжным языком («высоким слогом», славянизмами и архаизмами), а с др.-с «низким слогом» (просторечными и простонародными формами фольклора и устного речевого общения). Все стили отныне самостоятельно, вне зависимости от жанра, выступали естественными словесными красками при изобр.действительнсти или выражении характера. Тем самым в св-ве П.было преодолено жанровое мышление и в рус.лит.на весь 19в.утвердилось мышление стилями.

 

Очень образованная, достаточно состоятельная семья. Их дом был лит.салоном (Жуковский, Батюшков, Карамзин бывали у него дома). У отца и дяди были большие библиотеки, оч.много читал, франц.языком владел как родным, первые свои стихи писал именно на франц.Но не лишен рус.нац.традиции: бабушка, няня. Он не стал рус.иностранцем, был воспитан патриотом.В 1811 поступает в Царскосельский лицей, лучшие преподаватели, разностороннее обр-ие.

Пестрота лирики лицейского периода, политич.взгляды молодого П.и их отражение в ранних посланиях и одах («Вольность» и др.).

Писать начал с первого дня, но дошли стихи только с 1813г. До этого периода ничего не сохранилось. Особенность – П.-великий подражатель, великий ученик, быстро достигал уровня оригинала. «Усы» - тонкая стилизация под Давыдова. Учился и у Державина, Жуковского, Батюшкова. К моменту окончания лицея знак, как писать в совершенстве, но не знал, о чем писать. Ему нужно было набраться опыта и найти свои темы.

 

Весь лицейский пер.проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия, славящая наслождение жизнью с ее радостями и весельем. П.следует анакреонтич.лирике Державина, усваивает стилистику Карамзина и в особ.Жуковского. П.пишет о беззаботном, беспечном отн-ии к жизни ее горестям. Особенность П.поэтики в лицее

– усвоение разных поэтич.школ. п.не стремится подражать Жуковскому или Батюшкову, а учится у них писать, желая понять, как ему это елать. Поэтому в посланиях П.объявляет себя сторонником «арзамасских» творческих деклараций и одновременно отстаивает собственный путь.

- игра поэтическими масками. Лицейская лирика была поэтически условной и не отражала ни реальное жизненное поведение П., ни его духовный и душевный мир. Но именно условность лирики была залогом поэтич.новаторства П., к-й позднее наполнил условные и устойчивые поэтич.формулы-сращения конкретным жизненным содержанием. Юный П.часто воображал себя то мечтательным грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то веселым и беспечным гулякой («Пирующие студенты»). В стих-и «Опытность»-др.маска: влюбленного гуляки, живущего простой и веселой жизнью. Смена масок это одновременно и смена жанровых и стилистич.примет.

- метафоричность стиля. В «Подражании»1816г прослеживается характерным метафорический стиль, иллюстрирующий мотив смерти: «Я видел смерть;она сидела// У тихого порога моего».

 

Темы, которые поднимает в лицее, волнуют его и дальше:

1.гражданские стихи(патриотические и вольнолюбивые). «Воспоминания в Царском селе»

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

1814 – написано в качестве экзаменационного стих-я. Высокая оценка Державина, который после прочтения этого стих-я назвал П.своим последователем. Лирич.герой гуляет по Царскому селу, это вечерний сад, герой не печалится, а с радостью размышляет о рус.воинской славе (завершение заграничного похода рус.армии), для юного поэта очевидно,что на земле воцарился мир, Наполеон повержен, поэт вспоминает о героях-победителях. Язык поэта величавый, устами младенца говорил «мудрый старец». Звучит лирический голос поэта, потрясенного событиями (пожар в Москве-родине Пушкина, многие его друзья уходили на войну…). Ориентация на традицию классицистич.оды, возвышенная манера повествов., глобальность, сходство с одами Державина. Но заметно и влияние лиризма стих-ий близкого друга – Жуковского, т.к. у П.тоже звучит лирич.голос автора. Это радостное стих-е, патриотическое. Ему дали высочайшую оценку. Другое стих-ие: «Послание Лицинии» - подражаение др.римскому сатирику. Лирич.герой – чел.благородный. с горячим сердцем и добрым умом, говорит, что мир стал ужасным, произносит тираду, к-я стала известной: «свободный Рим возрос, А рабством погублен». В П.сочитались любовь к сильной, мощной государственности и любовь к свободе. Он с одной стороны монархист, с др- свободолюбивый республиканец, и до конца своих дней будет соединять в себе эту двойственность: «певец свободы и империи».

2.поэт и поэзия. «К другу стихотворцу».


…Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,…

…Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!....

 

… Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!...

 

Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.


–по форме-дружеское послание, сложная форма-письмо к другу в стихах. Это веселое стих-е, хотя звучат в нем и грустные нотки. Это друж.послание с элементами сатиры. Адресат-друг юного поэта, к-го поэт(сам П.) просит не писать стихи,т.к. поэты пишут, не получая благодарности. То, что П.сам пишет, это объясняет своей болезнью, просит не подражать ему. Одназначно нельзя сказать, кто адресат (Дельвиг, Кюхельбекер).

3.Стихи, воспевающие любовь и дружбу, земные радости (жизнерадостные и грустные в то же время).

Пушкин боролся на стороне Карамзина.

«К Наталье»1813.


Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблён!
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Лёгким зефиром летал;
Как, смеясь во зло Амуру,
Я писал карикатуру
На любезный женский пол;
Но напрасно я смеялся,
Наконец и сам попался,
Сам, увы! с ума сошел…


Наталья-не выдуманная, она крепостная актриса, в к-ю П.был влюблен. Он был еще учеником, не было эмоционального опыта. Большого зн-ия любовная лирика П-лицеиста неимела, это лишь подражание.

Тема жизненных радостей. Тема дружбы – в эти тематики он сделал вклад, он был открытым человеком, легко находил друзей, как и врагов. Но его дружеские отн-ия были длительными, он был хороший друг. С Жуковским он дружил с Лицея до смерти, с Вяземским, Пущиным и др. Лицеисты за это его очень енили. Очень много стих-й на тему дружбы. Послания Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, друзьям из гвардейского полка, располагавшегося рядом с Лицеем. Лицеисты к ним тянулись. «Пирующие студенты» 1814. Фантазия, отчасти отклик на реальные события.

«Городок»1815


Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
На тройке пренесенный
Из родины смиренной
В великой град Петра,
От утра до утра
Два года всё кружился
Без дела в хлопотах,
Зевая, веселился
В театре, на пирах…


– объект подражания – Батюшков и его стих-е «Мои пинаты». П.повторяет многие детали. Батюшков пишет грустное стихотворение, а П.наделил его другой тональностью. Его семьей стали лицеисты, поэтому он счастлив, он не одинок. Он изолирован от мира в Лицее, но в этом мирке он не одинок и не страдает, это радостное отшельничество.

 

Рядом с Лицеем находился гвардейский полк, с которым сблизились многие лицеисты, они к ним тянулись. У П.завязались с некоторыми дружеские отношения, н-р, с Чаадаевым.

Послание «К Чаадаеву», 1818г.


Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!


Адресат-Путр Яковлевич Чаадаев, к-го сейчас считают первым рус.философом. Он считал, что Россию ждет огромное будущее и рус.народ силой своей веры, духовностью, окажет свое влияние на др.народы. Чаадаев был членом декабристской огр., блестящим гусарским офицером, П.смотрел на него как на кумира. Начало – тихая элегия, далее- революционный гимн. Пушкин, не будучи декабристом, изобрел гражданскую поэзию. Пушкин, мечтая о революции, не хочет разрушения монархии, он против самодержавия, а не против монархии конституционной. Он еще не республиканец.

Ода «Вольность», 1817. Написана в кв.Тургеневых, почти экспромтом, после разговора с декабристом Тургеневым.


…Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…

 

…. И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.


П.выражает в стих-и идеи раннего декабризма. Он не развивает идеи Радищева, а наоборот, спорит с ними, с его словами о том, что свобода, республика быше монархии, но перейти к республике протсо так нельзя, необходима казнь монарха (цареубийство). В оде Радищева идет речь о казне короля в 164…г., в ходе англ.буржуазной революции. Ода Радищева кровавая. Ода Пушкина – иная, он сторонник конституционной монархии. Он мечтает о типе правления как в Англии. Эта мысль не П., а общее настроение раннего декабризма.(…Стоите выше народа,//Но вечно вышевас закон).

По мнению П., тираном явл-я Наполеон, др.тираном-рус.царь Павел1 (убит заговорщиками как тиран). П.говорит не т.о царях-императорах-тиранах, но и о республиканских тиранах. («…Восстаньте, падшие рабы!...») Думали, что П.призывает к вооруженному восстанию, но нет. «Восстаньте» - это «встаньте» в архаической форме Он говорит о том, что надо дать свободу и право народу, тогда все будет хорошо. Стих-е было запрещено. Декабристы распространяли его в списках. Впервые опубликовано в Лондоне в 1856 после смерти Николая1.

Принцип смешения жанров как отражение усложнившихся представлений о жизни. «Руслан и Людмила».

Поэма «Руслан и Людмила»1820г. - завершение лицейского периода.Жуковский хотел написать большую сказку о князе Владимире Русское солнышко. Но был очень занят и ему было трудно написать такое пр-ие, и он предложил Пушкину этот замысел, а тот в свою очередь заинтересовался. Писал поэму как пародию на балладу Жуковского, к-й восхищался поэмой Пушкина. Это его первая лиро-эпическая поэма. Здесь автор вмешивается в повествование. Пытается воссоздать рус.нац.ист.колорит. насыщает поэму большим количеством ист.деталей. Но историзм пр-ия декоративен Совмещал разные пласты речи. Но эта поэма не была ирои-комической, где бы это смешение речи было бы естественным. Такая стилистическая пестрота критиками воспринималась как неудача поэта. Теперь этот его языковой эксперимент воспринимается как удачный. Сюжети манера автора, к-й сам активен в пр-ии, оч.интересны. Ощущается рыцарский мотив, что тоже ущемляло народность и историзм поэмы. Несмотря на нек.минусы, эта поэма достойна, она новаторская. П.насыщает ее лиризмом(излияния автора, влюбленный герой). Т.о., П.впервые создает новую жанровую форму – лироэпическую поэму. Это оригинальная жанровая фигура. Эта поэма стала первой из цикла поэм П.

В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, к-е на путик счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит, но в поэму входит и героич.история. В последней (шестой) песни Руслан борется за независимость родины с захватчиками –печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушк.времени, чем на спенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтич.героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной.

Поэма вкл.разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, осн.слагаемы к-го- утрата-поиски-обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в лит.игру П., к-й то подделывается под известные лит.формы, то пародирует их. Текст «Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. П.ведет беседу с читателем и развивает сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, к-е наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы неприменно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы тоже балладное (Жук.). новаторский характер поэмы связан также с образом автора: современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэму сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все эти чудеся, о к-х рассказывает, он молод, весел, остроумен. Поэма – эго воображение, вымысел.

Отзыв Жуковского о поэме Пушкин ценил больше всех (написал на подаренном своем портрете: «Победителю ученику от побежденного учителя»)

Разные облики романтич.героя в лирике периода южной ссылки.

Отправлен в фактическую ссылку на юг. (1820-1824), справедливо считается периодом почти полного господства романтизма. Южный пер.твва связан с воплощением романтического характера байроновского типа («современного человека», представленного Чайльд-Гарольдом) в его рус.интерпретации – вольнолюбивого мечтателя и разочарованного индивидуалиста. П.овладевает романтической темой. Романтической проьлематикой и романтич.стилем. Сводит воедино стили двух течений рус.романтизма – психологич.и гражданского. Влияние Байрона и чтение его поэм определили устремленность к романтизму. +Том стих-ий стал любимым чтением П.в южный пер.Шенье с его пластикой, сдерженностью, гармонией явился для П.прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности. Лирика Юж.пер.отлич.своим откровенным, почти господствующим лиризмом. В элегиях П.возникакет конкретный образ изгнанника по неволе, рядом с которым появляется условно-романтич.образ изгнанника добровольного. П.переосмысливает факты своей биографии: не его, Пушкина, сослали на юг, а он, следую своим нравственным исканиям, покинул душное столичное общество.

«Погасло дневное всетило» 1820. Уже в первом стих-и, написанном на юге, присутствует господствующая для всей романтич.лирики интонация элегического раздумья. В центре элегии-личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. Гл.мотив- возрождение души, жаждущей свободы и нравственного очищения. Душа поэта устремляется к стихийной жизни природы. Ей свойственно активное начало, к-е олицетворено в образе могучего океана (рефреном проходят строки: «шуми, шуми, послушное ветрило,//волнуйся подо мной, угрюмый океан»). Сопровождая лирич.чувство, этот лейтмотив проясняет противоречивость душевного состояния и сохдает перспективу неограниченных желаний личности. Драматич.коллизия – разрыв с прошлыми неопределенность настоящего и будущего – развернута не только в пространстве, но и во времени. Временной план-самый важный. Романтическая тема «добровольного бегства» объясняется не внеличными, внешними обстоятельствами, а сугубо внутр.причинами. Подлинная причина «бегства» - душевные потребности. Разрыв получает психологическое обоснование вследствие нравственного недовольства обществом и собой. В этой элегии впервые возникает лирический характер современника, данный посредством самонаблюдения, самопознания. Вэто время П.создает множество романтич.стихотворений, связанных с разочарованием в прошлом и с порывом к свободе. Среди них значительные лирические признания («Узник», «Кинжал», «Война»…).

«Узник» 1822. Свобода понимается в узнике в духе фольклорных традиций: как безграничная воля, стихийное чувство, родственное проявлением природы. В стих-ии сопоставлены 2 мира-реальный и идеальный, переданные через зримый контраст ссуженного пространства («сижу за решеткой в темнице сырой…»)и вольной широкой жизни, открытой мысленному взору. Пушкин отказывается от жанрового типа поэта, от условных масок лирич.героя, а пишет от своего лица.

Пушкин тяжело пережил поражение революции в Европе – отсюда дух.кризис.1823г. Разочарованию подверглись не только «толпа», не только «избранные» - П.недоволен собой, своими «ложными» «идеалами», своими «иллюзиями».

«Демон» 1823. В центре стихотворении «Демона» разочарованная личность, ничему не верящая, во всем сомневающаяся, мрачная и отрицательная, олицетворяющ.душевную пустоту. Разочарованная личность – носитель протеста против господств.порядка- сама оказывается несостоятельной, т.к.не имеет никакого положительного идеала. Результат – омертвление души и неспособность ее к постижению жизни: «Он звал прекрасное мечтою;//он вдохновенье презирал;//не верил он любви, свободе,//на жизнь насмешливо глядел - // и ничего во всей природе//благословить он не хотел».

Ода «Кинжал» 1821. политическая тема – декабристская. Гражданский романтизм. Посвящено стих-е кинжалу – орудие против политич.тирании. П.рисует историч.ряд тираноборцев-цареубийц. Первым прославляется Брут-убийца Юлия Цезаря, герой, в понимании П. Вторая фигура – Шарлотта Кардэ. третий – немецкий революционер

 

Проблема внешней и внутр.свободы в «Южных поэмах», тема столкновений двух культур.

Южные поэмы – высшее достижение П.-романтика.

«Кавказский пленник» (1820-1821). Проблематика поэмы заявлена уже в нац.принадлежности героев – русский, «европеец», и черкешенка, «дева гор». Оба героя обрисованы в соответствии с романтич.представлением о «европейце», «русском» - вольнолюбивом и разочарованном, потерявшем вкус к жизни и о Черкешенке, дочери простого народа, обладающей цельностью натуры. Нац.характерность подчинена руссоистской проблематике – столкновению человека цивилизованного общ-ва и общества простого, более примитивного. Черкешенка – цельная и простая натура: полюбив Пленника, она не видит причин, к-е помешали бы их союзу. Она не может понять раздумий и сомнений Пленника, но остается верной своей любви, спасая своего возлюблено ценой собственной гибели. Пленник напротив полон сомнений, не позволяющих ему целиком отдаться чувству и мешающих разделить судьбу Черкешенки, к-я подает ему пример самоотверженности и тем способствует просветлению и возрождению его души.

Сюжет: В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.

В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

 

 

В романтическом тв-ве П. продуктивны два типа поэм:1.связан с воплощением волевой, сильной личности («Кавказский пленник», «Цыганы»). В поэмах этого типа на первый план выдвигается общественная проблематика. 2.главное внимание- личным мотивам – просветлению, обновлению и возрождению души, освобождающейся от мучительных и противоречивых страстей («Бахчисарайский фантан»). Этому типу поэмы свойствен лирический ход.

«Бахчисарайский фантан». Герой поэмы – Гирей – остывает к Зареме и пылает страстью к Марии. Здесь П.ставил себе в заслугу драматизм страстей, к-е вылились в открытое противостояние Заремы и Марии. Сюжет: В своём дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережёт преданный и злой евнух. Печальный Гирей идёт в обитель своих жён, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема. Но сама Зарема, бледная и печальная, не слушает похвал и грустит, оттого что её разлюбил Гирей; он полюбил юную Марию, недавнюю обитательницу гарема, попавшую сюда из родной Польши, где она была украшением родительского дома и завидной невестой для многих богатых вельмож, искавших её руки.

Хлынувшие на Польшу татарские полчища разорили дом отца Марии, а сама она стала невольницей Гирея. В неволе Мария вянет и находит отраду только в молитве перед иконой Пресвятой Девы, у которой горит неугасимая лампада. И даже сам Гирей щадит её покой и не нарушает её одиночества.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты