КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КЛАССИЦИЗМ. СУМАРОКОВ. ТРАГЕДИЯ «ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ». 3 страницаВ главе «Городня» описана судьба, вернее, трагедия крепостного интеллигента; начинается с пронзающего сердцевопля жен, детей, старцев, с причитаний матерей и невест забираемых в солдаты крестьян. Путешественник удивлен, заметив среди рыдающих человека бодрого и веселого. И этот рекрут Иван поведал ему свою историю: детство и юность его прошли при разумном барине, пытающемся как-то облегчит участь своих рабов, дал ему образование, как и своему сыну, обещал освободить, но старый господин умер, не успев исполнить обещания, а молодой женился на ужасной женщине, всячески угнетавшей крестьян, она хотела женить его на горничной обесчещенной ее племянником, но Иван отказался, и в наказание отдан в солдаты. В этой главе показана несостоятельность расчета рус.просветителей на улучшение доли крепостных у «гуманного» помещика. Т.к.если таковой даже и объявится, результаты будут кратковременными и приведут еще к худшим последствиям: Иван признается, что лучше бы ему жить в невежестве, чем осознать, что он человек, равный другим. Главный герой «Путешествия»-народ. Но Р.не изобразил его забитой, сломленной обстоятельствами жертвой, заслуживающей лишь сострадания. Народ у него прежде всего талантлив, именно в нем заложены те высокие нравственные принципы. На основе которых возможно обновление России. Но не идеализирует, понимая, что креп.право развратило не только помещиков, но и некоторых крестьян, заставив их быть рабами и по положению и по духу. Описание встреч, событий, впечатлений путешественника вырастает в жуткую картину беспросветного произвола и беззакония, насилий и издевательств помещиков и чиновников над беззащитными крестьянами. Содержащаяся в "Путешествии" критика "злых помещиков тем отличается от журнальной критики отдельных пороков и недостатков, что впервые в русской литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного человека", как система, при которой от "доброго помещика", пожалуй, даже больше вреда, чем от "злого", хотя бы уже потому, что сколько-нибудь просвещенный крестьянин еще болезненнее чувствует и труднее переносит свое бесправие. В главах "Путешествия" изображены слуги самодержавия, казнокрады, бездушные бюрократы, самодуры. Каждый из чиновников связан круговой порукой со всем дворянским сословием, объединенным общей заинтересованностью в совместной охране сословных "ривилегий, подавлении угнетенных и недовольных. Эту круговую поруку, неразрывную связь "дворянского общества" и "верховной власти" Радищев красочно рисует, описывая дворянский суд над крепостными в главе "Зайцово", вызвавшей особенно злобные замечания Екатерины II. Она обнаружила здесь идеи "совершенно те, от которых Франция вверх дном поставлена... Надежду полагает на бунт от мужиков".Критика идеи "философа на троне" у Радищева органически связана с опровержением надежд на реформы "просвещенного монарха". Во-первых, монарх не может стать просвещенным ("Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?"). Во-вторых, монарху нет выгоды ограничивать свой собственный произвол. В главе "Хотилов" излагается проект постепенного освобождения крестьян, о возможности которого Радищев, однако, пишет скептически: свободы следует ожидать не от соизволения помещиков, "но от самой тяжести порабощения". Впервые в истории русской политико-правовой идеологии Радищев выдвинул концепцию народной революции. Завершается «Путешествие» «Слово о Ломоносове»: когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов могут выйти много талантливых людей, поэтому так логически обоснована концовка пр-ия. очень нужны люди, подобные Ивану-рекруту, ведь Р.ратует не за стихийный бунт. Такие, как Иван, крепостные интеллигенты, станут связью между крестьянской массой и их руководителями в будущей революции. Критика надежд на совестливость помещиков или "просвещенность" монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: "Из мучительства рождается вольность". Широкий охват жизни рус.общества последних десятилетий 18в. В «Путешествии…» не имел себе равных ни у кого из писателей, предшественников м современников Р. Отличает книгу и впервые осущ.в ней анализ и оценка важнейших гос.институтов со стороны политич.,экономич,юридич.и моральной. Выводы из этого анализа лежат в основе приговора самодержавию, крепостному праву и всему тому, что приносит общественный вред, унижает человеческую личность. В нем воедино слились мысль и экспрессия автора. Главный враг – самодержавно-крепостнический строй. В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство.Радищева мало интересует описание какого-то реального путешествия, он показывает читателю путешествие идей. Все события здесь развиваются как бы независимо от автора, но в то же время они связаны друг с другом.С первых же строк Радищев обращается к реальному положению дел в России,которое воспринимается Радищевым нетерпимым. Отправная идея книги — просветительская.Просветительская идея действенна, когда направлена к «сочувственникам» - и не более того.Да, парадоксально, что, пропагандируя просветительскую идею, Радищев начинает с обозначения препятствий на этом пути. Кульминация развития просветительских идей в книге Радищева – глава "Крестьцы". Особо привлекает здесь связь теории с практикой.Путешественник становится свидетелем расставания местного дворянина со своими сыновьями, которых он провожает в самостоятельный путь жизни, давая последние наставления.Главой "Крестьцы" просветительская идея в содержательном плане в основном исчерпана; в "Городне" и в финальном "Слове о Ломоносове" находим важное дополнение: народ, в массе своей лишенный доступа к просвещению, представляет собой благодатную среду для восприятия идей просвещения; народ потенциально талантлив, и просвещение будет способствовать проявить и развить этот талант.Трактат о Ломоносове имитирует устное слово, произнесенное на кладбище умогилы великого сына России.Тем самым просветительская идея, от посвящения до "Слова о Ломоносове", пронизывает всю книгу и замыкает ее на кольцо, т.е. именно эта идея становится выделенной композиционно.Радищев объективно и очень точно оценивает возможности просвещения. Они не заменимы ничем иным, но и не всесильны. Просветительские идеи действенны,когда предполагается встреча сочувственников.Они бесплодны, когда встречают на своем пути социальные преграды.Мы видим картины жизни крепостного крестьянства. В главе "Пешки» описывая избу, одежду, обувь крестьян, автор показывает нищету народа. О том как крестьянин работает рассказывает глава Любани- 6 дней в неделю крестьянин работает на барина. Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Р. В гл. Вышний Волочок. Говорится о помещике который отнял у крестьян все их земли и заставил работать круглый год. В главе Медное описывается продажа крестьян с публичного торга. Р. Заканчивает описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков а от самой тяжести порабощения. Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Призыв к революции звучит как основной мотив в книге. В главе Городня автор говорит что не только произойдет народная революция но о том что у народа появится своя культура. Для автора источник зла – самодержавие, для писателя не может быть доброго царя. С негодованием говорит писатель о царской власти в главе Спасская полесть и в оде Вольность, которую Р. Помещает в книгу наряду со Словом о Ломоносове. Радищев показывает что самодержавие и власть помещиков над крестьянами могут быть уничтожены только насильственным путем. Каждое действующее лицо наделено отличит. Чертами: запоминается и крестьянин-пахарь (Любани) и гордую девушку Анюту (Едровово) и крепостного интеллигента(Городня). Значительное внимание уделяется волнениям сердца. Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях. В книге немало славянизмов: окрест, мраз, ведаешь. Он вводил их чтобы достигнуть возвышенного звучания худ. Слова. Достоевский по поводу стиля Р. Говорил что обрывки и кончики мыслей у него соседствует с вольными переводами французских просветителей.Мудрость Радищева состоит в том, что он дал образец решения сложных проблем. Его характерность - умение расчленить сложную проблему на обоснованные составные части, проанализировать каждую, показав их взаимодействие,произвести оценку альтернатив. Новое понимание проблемы патриатизма как борьбы за свободу и равенство всех граждан гос-ва. "Русский народ очень терпелив, — писал Радищев, — и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость". Напоминая помещикам о крестьянской войне, когда восставшие "не щадили ни пола, ни возраста", Радищев предостерегает дворянство: "Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение". Ода «Вольность». Воспевает нар.революцию. Предпосылки формирования взглядов Р.-успешная борьба американского народа за независимость+ восстание Пугачева и рус.действительность в целом. Новаторское пр-ие и по сод-ю и по форме: завершает трансформацию жанра оды, начатую Ломоносовым, продолженную Державиным – их усилиями торжественная хвалебная ода стала переходить в обличительный жанр. Р.,используя ораторскую интонацию, публицистичность, повышенную экспрессивность, сумел превратить ее в стих-е, призывающее к революции. Органическое слияние общественных идей с личностными переживаниями. Даже вступление уже необычно-это обращение не к царям или полководцам, а к «дару бесценному» - вольности: «О! Лар небес благословенный// источник всех великих дел,// О вольность, вольность, дар бесценный,// Позволь, чтоб раб тебя воспел». Агитационное воздействие оды в составе «Путешествия» выигрывало в силе еще и потому, что она резко контрастировала с соседними главами «Медное» и «Городня»,в к-х особо ярко изображены картины крепостного рабства, бесправия народа. В оде "Вольность" красочно описываются народный суд над царем и его казнь: "Ликуйте, склепанны народы. Се право мщенное природы на плаху возвело царя". "Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою, — возмущалась Екатерина. В то время многие даже радикальные мыслители опасались, что народная революция не сможет привести к положительным результатам, боялись ужасов революции. Эти опасения были чужды Радищеву. Действительно, бесчеловечность и жестокосердие господ, доводящих до отчаяния рабов, неизбежно порождают мстительность, жестокость, "пагубу зверства" восставших. Но и поголовное истребление дворянства не привело бы к урону для страны. "Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их изторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны". Не случайно "Путешествие" завершается "Одой Ломоносову". В Ломоносове Радищев видел пример ученого-самородка, каких во множестве выдвинет Россия, освобожденная от ига рабства. В будущей России должен установиться республиканский строй: "На вече весь течет народ". Вопреки господствовавшей абсолютистской идеологии и дворянской историографии Радищев стремился примерами истории доказать способность русского народа к республиканскому правлению: "Известно по летописям, что Новгород имел народное правление". В Новгородской республике Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии: "Народ в собрании своем на вече был истинный Государь". Так же будет управляться и будущая Россия. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России союза небольших республик: "Из чедр развалины огромной... возникнут малые светила; незыблемы свои кормила украсят дружества венцом". Основой общества будет частная собственность, которую Радищев считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором: "Собственность — один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество". Понимая, насколько трудно добиться того, чтобы эта программа вошла в сознание многомиллионных масс крестьянства, Радищев замечал: "Но не пришла еще година, не совершилися судьбы; вдали, вдали еще кончина, когда иссякнут все беды". Народная революция осуществится нескоро, однако она неизбежна: "Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие". …Жизнь Радищева окончилась трагично. В 1801 г. ему было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. В комиссии Радищев выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.
13. Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766-1826) Идейно-политическая эволюция писателя. Новаторский характер: новые пути в трактовке характеров, тематики, стилистич.средств. Родился в семье дворянина, детство прошло в деревне, получил достаточно широкое обр-ие гуманитарного профиля. Его интересовали вопросы морали, нравственного воспитания (на занятиях этому уделялось большое внимание). Юношей почувствовал тягу к лит.тв-ву. После военной службы повел рассеянный образ жизни, но все резко меняется со знакомством с И.П.Тургеневым, видным масоном(позднее пути масонов и К.разошлись). И.П.Тургенев привез К.в Москву, здесь он проводит годы в кружке Новикова (85-89), что оказывает на писателя большое влияние. Стремление масонов к самопознанию, их интерес к внутренней жизни чел.оказали большое влияние на молодого писателя. Личность с индивидуальными переживаниями ее души и сердца станут неотъемлемой частью тв-ва К.. а нередко и структурообразующим началом пр-ий. Одной из своих статей «Что нужно автору?» К.говорит, что каждый писатель «пишет портрет души и сердца своего». К.говорил: «я в душе республиканец, и таким умру». «Не требую ни конституции, ни представителей, но по чувствам останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, не только мнимое!». Масонство привлекло Карамзина своей просветительской и благотворительной деятельностью, но отталкивало своей мистической стороной и обрядами. В к. 1780-х Карамзин участвует в различных периодических изданиях: «Размышления о делах Божиих…», «Детское чтение для сердца и разума», в которых публикует собственные сочинения и переводы. К 1788 Карамзин охладевает к масонству. В 1789—90 совершает 18-месячное заграничное путешествие, одним из побудительных мотивов которого был разрыв Карамзина с масонами. Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, охваченной революцией Франции и Англии. Будучи свидетелем событий во Франции, неоднократно посещал Национальное собрание, слушал речи Робеспьера, завел знакомства с многими политическими знаменитостями. Этот опыт оказал на дальнейшую эволюцию Карамзина огромное воздействие, положив начало критическому отношению к «передовым» идеям. Так, в «Мелодоре и Филалете» (1795) Карамзин ярко выразил неприятие и шок, вызванный реализацией идей «Просвещения» на практике, в ходе т. н. «Великой Французской революции»: «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!». Восшествие на престол Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 он выпустил в свет написанное в 1801 «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому царю, где он формулирует монархическую программу и ясно высказывается в пользу самодержавия. Карамзин развернул активную издательскую деятельность: переиздал «Московский журнал», предпринял издание «Пантеона российских авторов, или собрание их портретов с замечаниями», выпустил первое свое собрание сочинений в 8 т. Главным событием первых лет XIX в. стало издание «толстого» журнала «Вестник Европы» (1802—03), выходившего 2 раза в месяц, где Карамзин выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя. В нем он четко формулирует свою государственническую позицию (ранее для него государство было «чудовищем»). Примечательно также, что в своих статьях Карамзин довольно резко выступает против подражательства всему иностранному, против воспитания русских детей за границей и т. д. Свою позицию Карамзин недвусмысленно выражает формулой: «Народ унижается, когда для воспитания имеет нужду в чужом разуме». Более того, Карамзин призывает прекратить безоглядное заимствование опыта Запада: «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках… Хорошо и должно учиться: но горе … народу, который будет всегдашним учеником». В 1809 он впервые был представлен Александру I. К 1810 Карамзин под влиянием занятий русской историей становится последовательным консерватором-патриотом. С точки зрения Карамзина, Самодержавие представляет собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была «великим творением князей московских». Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия. 1818 вышли 8 томов «Истории» тиражом в 3 тыс. экз., которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая». Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 дек. окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, простуда перешла в чахотку и смерть). Роль Карамзина как деятеля культуры и русской историографии в целом, как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую патриотическую мысль велика. Как ни менялись воззрения Карамзина на протяжении его жизни, идея прогресса оставалась их прочной и постоянной основой. Выражалась она в представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества. Синтез Европ.и рус.традиций в тв-ве К. Карамзин испытывает все нарастающий скепсис по отношению к идеалам «Просвещения», однако в целом остается на западнических, космополитических позициях, будучи уверенным в том, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути: «все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». Как литератор, он создает новое направление, т. н. сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. Это нашло отражение в таком произведении как «Бедная Лиза» (1792). Впрочем, стремление Карамзина «офранцузить» русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 он утверждал: «в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». Кроме того, тогдашний космополитизм Карамзина сочетался с своеобразной литературной борьбой за возвращение к русским истокам. К примеру, его повесть «Наталья, боярская дочь» (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу..? Карамзин как глава рус.сентиментализма. Классицисты видели мир в ореоле блеска. Карамзин сделал шаг к тому, чтобы увидеть человека в домашнем халате, наедине с самим собой, отдавая предпочтение перед юностью и старостью «среднему» возрасту. Величавость рус.классицистов не была отброшена К.,-она сгодилась при показе истории в лицах. К.пришел в лит, когда классицизм потерпел первое свое поражение: Державин в 90хг.г.18в.уже был признан крупнейшим рус.поэтом, несмотря на полное его пренебрежение к традициям и правилам. След.удар классицизму нанес К.Теоретик,реформатор рус.дворянской литературной культуры, К.ополчился против основ эстетики классицизма. Пафосом его деятельности юыл призыв к изображению «естественной, не украшенной природы»; к изобр «истинных чувств», не связанных условностями представлений классицизма о характерах и страстях; призыв к изобр.мелочей и повседневных деталей, в к-х не было ни героизма, ни возвышенности, ни исключительности, но в к-е свежему непредубежденному взгляду открывались «неизведанные красоты, свойственные мечтательному и скромному наслаждению». Мировоззрение, связанное с дворянским сентиментализмом К., как и мировоззрение, связанное с классицизмом, располагало лишь к ограниченным и во многом искаженным представлениям о мире и человеке (не реализм). Карамзиным восторженно оценивался Шекспир. Восхищало в Шекспире, что он с равным искусством изображал и героя, и шута, умного и безумца, а также высоко ценил Карамзин умение Ш.проникать в «человеческое естество», знать «все тончайшие пружины человека, сокровеннейшие его побуждения». Особо ярко новая эстетика Карамзина с ее резким неприятием догматических правил, с ее требованием ничем не мешать свободному полету воображения гения, отражена в следующих его словах: «Не хотел он соблюдать так называемых единств, которых нынешние наши драматургич.авторы так крепко придерживаются. Не хотел он полагать тесных переделов воображению своему. Дух его парил яко орел и не мог парения своего измерять той мерой, которой измеряют свой воробьи». Определив эстетику как «науку вкуса», К.все же может воскликнуть: «Нет, нет! Никогда не буду украшать природы. Дикость для меня священна: она возвеличивает дух мой». Но он все же корректировал свое тв-во «просвещенным» вкусом, который выбирает из прекраснейших частей природы не отходы от натуральности. Поэтому и утверждал: «И часто прелесть в подражанье// милее чем в природе, нам…». Но изящный вкус не стал препятствием на пути нарастающей потребности в рус.лит.»чувствительного» изображения действительности, а служил фильтром, через к-й не могли пройти в ис-во низкие идеи или ужасные сцены.
Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века. С олимпийских высот хвалебно-торжественной одописи, из аристократического мира трагедий литература спускается в обыкновенную жизнь обыкновенных людей. Соответственно этому происходит коренная перегруппировка и решительные изменения всей жанровой системы. Вместо стихотворных жанров на первое место выходят жанры прозаические, в которых в связи с повышенным вниманием к внутреннему миру человека повествование, как правило, ведется от первого лица. Наиболее известная повесть Карамзина – «Бедная Лиза». В ней есть все, что внес сентиментализм в русскую литературу: изображение нравственного мира представителей крестьянства, выбор в качестве героя произведения обыкновенного человека, интерес к внутреннему миру персонажей, приближение языка произведения к разговорному. К.признался: «Поэт имеет две жизни, два мира; если ему скучно и неприятно в существенном, он уходит в страну воображения и живет там по своему вкусу и сердцу».
Повесть «Бедная Лиза»: проблема ответственности людей за их чувства, гуманистическая тенденция, отказ от сословных предрассудков. Сделала К.кумиром читающей публики. ИЛиза, и ее мать, и покойный отец – люди высоких моральных качеств. Отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» мать верна памяти мужа и сногие годы проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!». Она воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, внушает ей правило «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Горячие симпатии автора неизменносопутствуют главной героине на всем протяжении повести, на ее стороне он и в решении гл.конфликта. Крестьянского быта нет, о нем лишь упоминается в фразах Лиза «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом – ягоды – все продавала в Москве». В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Трагический конец- результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Персонажами из пастушеской идиллии воспринимают себя и сами герои: Эраст, к-й «читывал романы», и неграмотная Лиза. Отказавшись от социального подхода к изобр.рус.действительности, К.осн.внимание сосредоточил на психологии героев, достигнув значительного мастерства. Сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства. Настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках. Лиза — идеал «естественного человека», за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и телом», но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем», но при этом «слаб и ветреней». Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей.Карамзин заставляет Лизу скрывать свои страдания от старушки-матери, но при этом глубоко убежден, что очень важно дать возможность человеку открыто проявить свое горе, вволю, дабы облегчить душу. Социальный по сути конфликт повести автор рассматривает сквозь философско-этическую призму. Эраст искренне хотел бы преодолеть сословные преграды на пути их с Лизой идиллической любви. Однако героиня куда более трезво смотрит на положение вещей, понимая, что Эрасту «нельзя быть ее мужем». Рассказчик уже вполне искренне переживает за своих героев.С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести
Своеобразие историзма К.в повестях «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница». Сентиментально-психологической, как и «Бедная Лиза», явл-ся повесть «Наталья, боярская дочь», действие к-й проходит во времена царя Алексея Михайловича. Обращение к ист.прошлому рус.народа было вызвано, во-первых, патриотич.стремлением писателя бороться с галломанией(страстное почтение ко всему французскому, желание подражать). Получившей в то время в среде рус.дворянства широкое распр. Вступление к повести гласит: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу..? По крайней мере, я люблю сии времена, люблю на быстрых крылах воображения летать в их мрачность, под сенью давно истлевших вязов искать брадатых моих пердков..., беседовать с ними о характере славного народа русского…».
|