Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ВЕК-НОВЫЙ ЭТАП В ИСТ. РУС. КУЛЬТУРЫ.

Читайте также:
  1. Античный театр в системе античного типа культуры. Мифологические основы античного театра.
  2. Асноўныя метады і метадычныя прыёмы тэхналогіі развіцця крытычнага мыслення на занятках па айчыннай і сусветнай мастацкай культуры.
  3. Верхотурье: история, памятники культуры. Роль Верхотурья как торгового, таможенного, административного, религиозного центра.
  4. Внебюджетные источники финансирования организаций культуры. Сущность фандрейзинга.
  5. Возрождение как тип культуры. Предпосылки формирования театральной культуры Ренессанса.
  6. Вопрос 38. Технологии менеджмента в сфере культуры.
  7. Вопрос 47. Взаимодействие государства, права и культуры. Основные модели взаимодействия.
  8. Вопрос 52.Общая философия: познание - творчество - интуиция. Объяснение и понимание. Роль в познании знаковых систем и символических форм культуры.
  9. Выкарыстанне мультымедыа тэхналогій на занятках па культуры.

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. Идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформбыла европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой появились Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинское училище. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости". По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций..Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра.Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому. Его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса. Для разночинцев - училище при Академии художествОб образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией и поэтому не могло быть реализовано. В России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. Ломоносов был выше многих тогдашних европейских ученых..Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII веке получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и B.Н. Татищева. К концу ХVIII века появляется целый слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие. Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I. Главное в идеологи классицизма - государственный пафос. Русский классицизм воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма. Государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх, стоящий выше своекорыстных интересов отдельных сословий. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. Ломоносов, А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять. Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. В высоких жанрах изображались "образцовые" герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной "страстью". Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились в творчестве Фонвизина "Недоросль".





 

 

Определяющим этапом в рус.лит.18в. оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась молодая, единая, быстро возвышающаяся Россия. Завершается переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в европейский лит процесс. Завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) рус.лит. Рост интереса писателей к человеческой личности, углубляется гуманистическое начало в искусстве. Просветительская основа рус.лит.18в. влекла за собой утверждение внесословной ценности человека, развитие антифеодальной морали. со второй пол. столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантич. направления резко усилился рост реалистич. тенденций. Рус.лит. стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств.

1й период (до 30хг.г.) – лит-ра Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Осн.особенность-интенсивный процесс «обмирщения» (замена лит.религиозной на светскую).

2йпериод (30-50) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой лит.яз.

3й период (60-70) – эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4й период – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистич.традиций.

Петровские преобразования: армия нового образца, военно-морской флот, успехи в обл.промышленности и торговли, переустройство органов гос.власти, увеличение налогов, введение рекрутских наборов и подушной подати, увеличение гонения на раскольников (прежде всего легло на плечи трудового народа, крестьянства – классовые противоречия в стране). с 1702г. – издается первая в России печатная газета «Ведомости» (сообщалось о военных и иных делах, достойных знания и памяти…). Открытие учебных заведений (открытие цифирных школ, навигационное училище, гимназия, университет при академии наук), изменение отсчета начала года (не сентябрь, а 1января, и не от сотворения мира, а от рождества христова), книги нецерковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом, появились учебники, стали известными книги новейших естествоиспытателей (коперника, галилея, ньютона), работы философов (декарта, локка). Спор о существовании русского барокко (переход от барокко(кризиз искусства возрождения) к классицизму, или без барокко сразу классицизм?).

Классицистское искусство сложилось и оформилось в систему творчества в период дальнейшего развития социально-экономич.процессов, начавшихся в эпоху возрождения- возникнов. капиталистич.отн-ий, усиление борьбы с феодальной раздробленностью, зарождения буржуазии, образований наций и национальных государств. важнейшее звено филос.основы эстетики классицизма – рационализм (17в.ведущее направление европы, особенно во франции-рационализм, основоп. Рене Декарт). Классицизм опирался на передовые достижения философии своего времени. В центре внимания – человек, овладевший своими страстями и эмоциями, подчинивший личное общественному, превыше всему долг, высокие нравственные принципы. Эстетич.принципы: осн.задача – аристотелевское подражание природе, ориентация на пр-ия античности, считая их образцовыми, отброшены средневековая мистика и христианская фантастика (христ.чудеса противоречили здравому смыслу, не способны трогать чувства). Требовали отделить религию от искусства. Другое дело – античность с ее образной мифологией. –Все это ограничивало возможности писателей. Строгие правила. Образец – природа, но в центре классицистов была только человеч.природа, а сфера отражения чел.характеров ограничена социально (в высоких жанрах, например, в трагедиях, воспроизводят историч.героев, полководцев, дворян, а простой народ мог появляться лишь в кач.слуг). Внеисторичность и абстрактность – решали совр.проблемы на материале далекого прошлого. Строгое разделение героев на положительных и отрицательных. Сохранение неизменности характоров, однолинейность.

Формирование классицизма в рус.лит. –значительно позже, чем в европ.литературах, рус. писатели исходили из опыта зар. предшественников. Тоже нормативность и жанровая регламентация, рассудочность, абстрактность, условность. Но – наступательный дух, полный обществ.гражданского пафоса, в центре внимания – суровая современность, не осмеяние общечел. недостатков, а обличение социальных пороков, борьба с консерваторами. Связь с современностью и обличительная направленность, требование равенства людей, внесословных ценностей (крестьянская тема, антифеодальная мораль, использование материала отеч.истории), эстетич.идеал – новый человек-гражданин и патриот, убежденный в том, что для блага общества радостно трудиться , отказ от личного благополучия, подчинение своих чувст разуму, «должности»– характерные черты рус.классицизма.

Сатиры Кантемира. (1708-1744)

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские.

Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Первый ввел в рус.лит.жанр стихотворной сатиры, выработанной поэтикой классицизма на основе античных образцов. Кантемир смог придать своим сатирам неповторимый колорит. Способствовали этому связь его пр-ий с унт и отеч.сатирической традицией. Решающее обстоятельство успеха – основной источник содержания- соврем.ему рус.действительность, увиденная и оцененная ревностным сторонником Петровских реформ.

Отличное образование, тяга к науке с детства (привила семья). Стал одним из образованнейших людей своего времени, получил назначение дипломатич. Представителя (в Англию, затем во Францию).Подобную «ссылку» подготовили его сатиры (к тоу времени было написано по крайней мере 5). Один из первых ярких представителей рус.культуры за рубежом, талантливый дипломат.

Не бросает лит-ру даже во время бурной служебной деятельности, за границей написал 6,7 и 8 сатиры, тщательно переработал первые 5, стремился их опубликовать в России. Тщетно. Так и не увидет свои сатиры опубликованными (умер).

Особенности: правдивость, тема- непосредственно из быта, общественная значимость, типичность изображаемых явлений (только типичность – она вечна, живуча).

Первая сатира «На хулящих учение» («К уму своему»): бичуя соц.пороки своего времени, К. продолжал развивать традиции, сложившиеся в отеч. сатирич.лит. предшествующего времени. Основа – прием портретной галереи. Содержание: К.обрушиватся на представителей церковной и светской реакции, пытавшихся после смерти Петра вернуть Россию к дореформенным порядкам. В многоголосом хоре хулителей науки объединились «безмозглый церковник» епископ, пьяница, судья, грубый помещик. «…больше врет, кому далось больше разумети; // Приходит в безбожие. Кто над книгой тает…». Наука бесполезна и вредна, не дворянское дело. Никакой в ней нет пользы, ни в химии, ни в медицине, ни в астрономии. Героям непонятно, как «за любопытством одним лишиться покою, ища, солнце ль движется, или мы с Землею?..». Для помещика главное и единственно значимое знание – что «учить множить доход и расходы малит». Пьяница Лука предпочитает товарищество живых друзей «мертвым»- книгам. Легкомысленный щеголь Медор тоже не понимает, зачем учиться. Епископ и судья – наибольшая степень обобщения образов, они не имеют даже условных имен, в отл.от др.героев. Епископ в богатом пышном одеянии, подчеркивает лишь внешнюю сторону религиозности. Под внешним благолепием скрывается озлобленное сердце, которое «с гневу трещит». В науке никакой пользы для церкви. Судья – бессердечен, презирает слезы бедных, решает дела только за взятки.

Из портретных зарисовок носителей невежества, врагов просвещения, складывается значительная и опасная социально очерченная сила, к-я стремилась ликвидировать петровские завоевания. «гордость, леность, богатство – мудрость одолело…». Невежество на хороших местах в богатом убранстве, а наука «ободрана. В лоскутах обшита, изо всех домов с ругательствами сбита. Знаться с нею не хотят. Бегут ее дружбы…»

Открыто подчеркнута гражданская позиция: за сохранение прогрессивных достижений Перовского времени. (во всех сатирах)

Высокая оценка Прокоповича.

Вторая сатира «На зависть и гордость дворян злонравных». («Филарет и Евгений»)Посвящена защите Петровской табели о рангах (защита внесословной ценности людей, равенства). Строится по форме спора между носителями двух враждебных др.другу идеологий. Дворянин Евгений гордится заслугами своих предков. Они чинами владели. И умны, и чисты совестью, всем хороши. Ему обидно, что теперь блистает тот. Кто еще недавно на рынке торговал, плечи истер. А такие славные люди как он, с такими предками, забыты. Филарет высказывает мнение автора, он-любитель добродетели. Он понимает разницу между тем, быть ли потомком благородных или благородным. Истинное благородство для него – в общественно полезной деятельности. Ставится естественный вопрос: готов ли дворянин Евгений, кичащийся своим «благородством», к выполнению тех обязанностей, которые налагаются на людей, наделенных родовыми преимуществами? – Нет. Его жизнь пуста и паразитична. Сатирик осмеивает подавляющее большинство современных ему дворян – бездельников, занятых глубоким трудом – расчесыванием и укладкой волос, а ноги этих щеголей –жертвы «в две мозоли» тесных до такой степени сапогов, что когда слуга их надевает, с него «пот валится». Спутники Евгения – пьянство и обжорство, кутежи, картежная игра и разврат. Все это, по убеждению сатирика, приведет Евгения к разорению. Слова Филарета, обращенные к бездушному и жестокому помещику, наполнены гневом и болью: «Бьешь холопа до крови. Что махнул рукою // Вместо правой – левою…».

Две первые сатиры показали, каким должен быть новый человек, гражданин передовой страны.

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 24; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРОТОПОП АВВАКУМ. | КЛАССИЦИЗМ. СУМАРОКОВ. ТРАГЕДИЯ «ДМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ». 1 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты