КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация лит.процесса 19 века. Особенности литературного движения 1800-1825гг. 1 страница1)литература 1 трети 19в- это период с 1800-1840. Академик Скатов этот период литературы называет началом всех начал. Именно в этот период закладывались основы всей русской классич литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить 3 вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития лит. Процесса связана с этими 3 именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем худ. Творчестве ориентировались на особенности лит. Н.19в. 2)литература 2-ой трети 19в.- это литература 40-60г. Время формирования реализма как типа художественного сознания. 1842г.-выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845-сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом натуральной школы. Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова и др. 3) литература 3-ей трети 19в.- 70-80г. Время рубежа в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали дыхание завершения, итога. В тоже время это период расцвета великих гениев: Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Литературу 19в. Определяют как классическую, образцовую. Особенности литературы 19в.: 1)отражает обществ. Жизнь и историческую обстановку 2)это литература вершинных имен, ярких индивидуальностей 3) это время когда происходит дальнейшее становление и развитие жанровых форм, стилей и направлений 4) в центре внимания писателей и поэтов: человек во всем многообразии его жизни и характерные соц. И нравственные явления и проблемы эпохи 5)герои достоверны, типичны 6) литература этого периода многосюжетна и многогеройна по сравнению с др. периодами 7) классическая литература-образцовая, наиболее значительная 8) это золотой век русской литературы, особенно поэзии. Для этого времени характерно существование 4 лит. Направлений. Из прошлого века еще живут классицизм (Крылов, Державин) и сентиментализм (Карамзин, ранний Жуковский), а новое время формирует романтизм и реализм(Пушкин). Самым крупным литературным направлением 1-ой трети 19в. был романтизм. 3 важных мотива романтизма:разочарование, одиночество, сожаление. В основе романтизма- конфликт человека и общества, мир идеальный и мир реальный(двоемирие), на 1-ом плане внутренний мир человека. Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой — alter ego. Можно выделить 3 этапа развития романтизма в России: 1) 1810-е г. Психологический романтизм (интерес к внутреннему состоянию героя)жуковский 2)1818-1825: гражданский романтизм (призыв к изменению, основные участники поэты-декабристы- Рылеев, Кюхельбекер). 3) 1825-1830-философский романтизм (мотивы: нет надежды самореализации из-за эпохи реакции Николая 1, оценка себя и окружающих, лермонтов, тютчев) Основные постановления романтиков: 1)пейзаж души вместо реального пейзажа 2) герой не нуждается в имени и биографии 3)читатель-соавтор произведения Сопутствует развитию лит.литературная критика. Литературная борьба стимулирует развитие критики. Литературная борьба велась устно в литературных салонах.
Начало XIX-го столетия в литературном отношении представляет резкую противоположность с концом XVIII века. В примечаниях к I главе «Евгения Онегина» Пушкин так охарактеризовал это время: «Наша, без сомнения, счастливая судьба, во всех отношениях, есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями». Литература XIX века, кажется, сразу проявилась во всей зрелости. Если литературу предшествующего века Белинский называл словесностью, то в XIX в. нашел литературу как выражение духовного самосознания народа. Неслучайно ее определяют как классическую, т. е. образцовую. Но таковой она становится, наследуя достижения предыдущих культурных эпох и развивая достигнутое. · Классицизм– культ разума, правил и норм. · Сентиментализм- антитеза классицизму, показал, что разум не всесилен. Культ чувств. · Предромантизм – идут дальше сентименталистов, еще больше отрицают культ разума. Осн.жанр-готический роман, роман ужасов. (льюис «монах», «песни» оссеана – зап. образцы). · Романтизм– первоначально появился в Германии в 18в. – реакция на французскую революцию, на реки крови.Лозунги были прекрасны «свобода, равенство,братство!»-революция пала, так и не воплотив все это в жизнь – разочарование, уход веры в просвещение. Возникла «мировая скорбь» - утрата веры в человечество. Философская база – субъективный идеализм(идея выше, чем материя). Одна личность по значимости равна целому миру. предпосылки возникновения – отеч.война 1812, поражение декабристов. Романтический герой: · всегда яркая индивидуальность · свободный, необычный · индивидуалист · одинок · судьба трагична · вне быта, натура возвышена · против бездуховности и прозы жизни · к.п.очень тесно связан с автором(романтик изображает самого себя, но искажая и преломляя свою жизнь)психологическая связь с автором · двоемирие (старается перенестись из бренного мира в прекрасную страну, где все счастливы) · стремление жить вольно и для себя · культ истории, особенно средневековой, идеализация прошлого, изучение унт · до романтиков история была только декорацией, теперь-она оч.важна, интересна сама по себе. Идеализация, приукрашивание, но все же стремление к достоверности. · Историзмом(стремление к точности географической, характер-менталитет, одежда, поведение) народность, психологизм знаменуют собой зарождение реализма.
Периодизация лит.процесса 19 века. Белинский называл в литературном процессе Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский, и иронично — Смирдинский, а по сути — прозаически-народный периоды. Немало споров велось позже. Одна из весьма оригинальных позиций связана с именем В. Кожинова, который в Пушкине и его творчестве видит тот период Возрождения, который мы признаем в европейских литературах и не находим в русской. Общепринятая точка зрения сформулирована А. Н. Соколовым. В соответствии с ней периодизация литературного процесса в России 1/3 XIX в. выглядит так: § ранний русский романтизм −1801-1815 гг.; представители — Жуковский и Батюшков; § гражданский романтизм — 1816-1825 гг.; представители — поэты-декабристы; § утверждение реализма начинается с 1825 г., т. к. к этому времени в русской литературе реализм представлен творчеством Пушкина(«Борис Годунов», «Евгений Онегин») и творчеством Грибоедова («Горе от ума»). § В 1845-46 гг. выходом «Петербургского сборника» и «Физиологии Петербурга» заявили о себе сторонники «натуральной школы». От сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия), третий — расцвет реализма (1856—1881), переходный период в развитии русского реализма (80-е годы), а 90-е годы рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х годов. Однако в последние годы произошел поворот литературоведения к проблемам жанров и отчасти родов, что позволяет вернуться к забытому делению литературы XIX в. на два этапа: «золотой век» поэзии с ее жанрами (первые четыре десятилетия) и расцвет эпической прозы: многотипных повестей, очерков, рассказов, романных циклов во второй половине столетия. Еще один вариант – по царствованиям: Александр1(мягкий, толерантный, демократичный)- Николай1 (его брат, жесткий, создал тайную полицию, декабристы были против него, ему давали прозвища «николай палкин»-избивал солдат палками, правил 30лет-первая половина правления успешна-победоносные войны, а вторая-менее удачна-страна в застое. Отравился, не вынеся позора в войне с Турцией) – Александр Николаевич 2 (его сын, отменил к.п., честный суд, мощное революц.движение, крестьянам было мало свобод от царя, освободившего народ – убит революционерами) – Александр3 (его сын, сделал Россию сильной, учел правление отца. Усилил критику в лит.) – Николай2 (скорее 20в,чем19).
Особенности литературного движения 1800-1825гг. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм. Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм. Поэты «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801) (радищевцы) (И.М.Борн, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, сыновья Радищева)-продолжали традиции гражданской лирики в духе классицизма, их называли поэтами-радищевцами за то, что они разделяли его идеи.Темой од этой группы стали не деяния монарха,не военные победы (как у классицистов), а просвещенный человек, обладающий высоким разумом. В этом виден общий поворот рус.лирики к человеку, к личности. Гнев направляют на тех, кто лишает человека свободы и принадлежащих ему прав (с помощью славянизмов, архаизмов, инверсий – классицистические приемы). Проявили интерес и к унт, к экспериментам в области стихосложения (ритмика, рифма-пробовали безрифменный стих). Переводили античных авторов. Перестали существовать из-за запрета царя (запрет собрания лит. обществ) «Дружеское литературное общество» (1801) (основатель- А.Ф.Войков)(Андрей Иванович Тургенев, его брат Александр Тургенев, Василий Жуковский и др.) Почти все шли вслед за отцом рус.сентиментализма-Карамзиным, но лидер группы-Андрей Тургенев, считая, что тот «хорошо пишет», все же говорил, что Карамзин увлекся «мелочными родами», уводит рус.словесность на ложный путь отвлеченных чувств и отрывает лит-ру от проблем совр.действительности. Время Карамзина, по его мнению, прошло. Андрей Тургенев вознамерился обновить гражданскую лирику, используя идеи гражданственности, мечтая о ревностном служении отечеству. (написал несколько стих-й в высоком стиле – небольшая его поэтическая практика все же сыграла роль в формировании декабризма, воплотив поэтические идеи гражданственного романтизма. Но взгляды Андрея Тургенева не получили поддержки большинства из Друж.лит.общества, которое оставалось верным Карамзину и идеям сентиментализма). Распались из-за конфликта сентименталистов и романтиков. Из них многие станут арзамасцами. Вокруг Карамзина собралась лит.молодежь (Жуковский, Батюшков, молодой Пушкин, Ал.Тургенев и т.д.) – все они приняли идею Карамзина о том, что поэтич.пр-ие должно отвечать хорошему вкусу: логическая ясность, точность словоупотребления, синтаксическая правильность и прозрачность выражения мысли; но вкус по карамзинистам –не абстакция, а отражение души, свойство человека, личности, а не рациональное его понимание. Отсюда новое правило – худ.пр-ие должно быть «приятно» читающему человеку, должно ласкать его слух и не допускать оборотов и выражений, затрудняющих его понимание. (язык д.б.очищен от устаревших оборотов, славянизмов, архаизмов, исчезнувших из разговорной речи слов).Основа языка – средний стиль, которым пользуется в реальной жизни обыкновенный дворянин. Высокое не допускается из-за его вычурности и искусственности, а низкое – из-за грубоватости и простоватости. Шишков– Карамзин. «Беседа любителей русского слова» (идейный вдохновитель-Державин)(1811-1816) «Арзамас» (практически глава-Жуковский) (1815-1818): Шишков, в прошлом морской офицер и адмирал, начал заниматься литературой уже в зрелые годы. Он изучал церковно-славянский язык, причем, рассматривал себя как видного ученого, превращая филологические штудии в орудие литературной борьбы. Карамзин, французское влияние, молодые литераторы - все вызывало у него сильнейшее раздражение. В 1803 году Шишков опубликовал знаменитое «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». (Статьи Карамзина встретили сразу же решительное возражение со стороны адмирала А.С. Шишкова, который откликнулся на них трактатом “Рассуждение о старом и новом слоге российского языка” (1803). Происходящее на заседаниях «Арзамаса» скоро, как и всегда бывает в таких случаях, обросло слухами и легендами. В особенности это касалось таких колоритных фигур, как дядя Пушкина - Василий Львович. Для арзамасцев «беседа…» - общество прошлого, там заседают, кроме Крылова и еще нескольких, косные старцы, во главе с Дедом Седым – Шишковым. Почти все они бездарны. Как писатели они мертвецы. Шишков и его братия, по мнению арзамасцев, достойны беззлобного вышучивания, т.к.их пр-ия пусты, бессодержательны и сами лучше всякой критики обнажают собственную несостоятельность. основным способом веселого издевательства становится «арзамасская галиматья» - устаревший высокий стиль, беспредельно поэтизирующий безумное содержание и языковое сумасшествие сочинений «беседчиков». Уходящую со света «Беседу…» сменяет «Новый арзамас». Вся история арзамаса распадается на 2 периода –«ветхий» - это «Дружеское литературное общество» (многие его участники стали членами Арзамаса). Оба взгляда на лит.яз.имели право на существование, но лит.яз.не мог сформироваться, следуя лишь за одной точкой зрения. Все три стиля должны были участвовать в его сотворении. так оно и случилось На основе разговорного литературного языка и «среднего» стиля, обогащенного «высоким» и «низким» стилями, усилиями писателей 19в.был создан единый литературный язык.(не способствовало объединению нации, напротив-пропасть между дворянами и крестьянами все больше углублялась, она стала предметом размышлений всех писателей и мыслителей; однако созидательно начало в самом факте создания единого языка сказалось в полной мере в литературе). Главная заслуга принадлежит Пушкину. От Арзамаса он навсегда унаследовал дух литературного озорства, нацеленность на полемику.Однако уже в 20е он неудовлетворен односторонностью и Карамзина и Шишкова.
Осн.закономерность лит движения 1800-1830х-в отказе от жанрового мышления и в переходе к мышлению стилями (высокий жанр-трагедия, ода; средний-послание, песня, романс; низкий-комедия, басня; смешение считалось недопустимым, хоть и осуществлялось на практике; - изжило себя, служило препятствием полета творческой мысли, выражению внутреннего мира человека – выработка единого нац.лит.языка), в создании рус.лит.яз., в формировании романтизма и зарождении реализма. Предпосылки изменений – кризис крепостнической системы. Защищали идеи фр.просвещения(равенство всех сословий, братство народа, гуманизм) лишь небольшая прослойка дворян, остальные – против. Крупнейшим событием стала Отеч.война 1812г, нашедшая свое отражение в тв-ве Крылова (басни «Ворона и курица», «Волк на псарне»), Жуковского (ода-элегия «певец во стане русских воинов»), Пушкина («воспоминания в Царском селе»)и т.д. Александр1 хотел дать конституцию и отменить крепостничество, но нерешительность его взяла верх(дворяне были против, считая, что неразумному неграмотному народу опасно даровать свободу, начнется хаос и кровопролития), но Александр1 сумел сделать другое: учрежден цензурный устав(ограничивал вмешательство власти в печать), разрешен ввоз иностр.книг, открыты Императорский лицей, гимназии, университеты, Пед.институт, помещикам разрешали отпускать крестьян на волю. Надежды на отмену крепостного права правительством оказались тщетны. В среде просвещенных дворян убедились в этом и русское офицерство стало организовывать тайные общества, носившие полуоткрытый характер-участники их не стеснялись публично высказывать свои мысли. Число заговорщиков достигало нескольких сотен. Союз спасения сменил Союз Благоденствия; возникли Северное и Южное тайные общества, во главе к-х стояли Рылеев и Пестель. Участников этих обществ и прозвали декабристами (они вывели 14дек.1825г.на Сенатскую площадь войска и отказалисьприсягать будущему самодержавцу – выступление подавлено, пятерых повесили, сотни сослали в Сибирь). Романтизм, возникший на рубеже веков, в русской литературе развивается в результате 1) влияния европейского романтизма, 2) пробуждения народного самосознания в Отечественной войне 1812 г. 3) формирования идеологий и эстетики декабризма. Как новый художественный метод романтизм утверждает проблему национальной самобытности (или народности — этот неологизм создан Вяземским в 1819 г.) и, углубляя, усовершенствуя изображение чувств и переживаний героя, что проявляется еще в сентиментализме, проблему психологизма. Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Главная святыня – человеческая личность, индивидуальность, а все, что препятстует ее свободе (в том числе и реальная действительность) – враждебно ей. Окр.среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств. Каждая личность – целая вселенная чел.воспринимает мир не только разумом, но всем существом. Подчеркивается значимость чувственных связей человека с миром, придают огромное значение эмоциям, лиризму, экспрессии, субъективному восприятию. Романтик не доверяет теоретическим знаниям, его мышление интуитивно. Романтическое двоемирие – земное и небесное, тайное, бесконечное, к которому все тянутся. Отсюда проблема: дух человека бессмертен и бесконечен, но сам человек-смертен; так как же воплотить бесконечное в конечном?...Печаль – одна из ведущих тем. Разочарование в реальности, в земном мире, все плохое – не случайность, а неотвратимый «удел», рок. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой — alter ego. К новым литературным направлениям относится реализм. Если его элементы исследователи находят в предшествующих литературных эпохах, то как направление и метод реализм оформился в XIX в. Само его название (realis — вещественный, то, что можно пощупать-руками) противостоит романтизму (роман-книга, романтический, т. е. книжный). Наследуя поставленные романтизмом проблемы, реализм отказывается от нормативности романтизма, становится открытой системой и принципом художественного отражения жизни. Отсюда его многообразие в формах и содержании. Сторонники различных литературных направлений не хотели сдавать свои позиции, и это состояние противоречащих представлений и вкусов вылилось в литературную полемику. В истории русской литературы десятых год" ХГХ в. остались два литературных общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» (или арзамасские безвестные литераторы). Литературные споры между ними касались судьбы и развития языка, его взаимосвязей с традициями, новых путей его литературного совершенствования. Полемика выражалась в создании (Шишков «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» −1803 г.), рецензий (Дашков, Блудов), сатирических стихотворений («Видение на берегах Леш» Батюшкова, его же — «Певец» в «Беседе любителей русского слова», написанный как — пародия на романтическое стихотворение Жуковского «Певец во стане русских воинов»), эпиграмм (лучшие принадлежали лицеисту Пушкину). Полного единства взглядов внутри каждого общества не было, что доказывает разнонаправленность творческих поисков; По большому счету эти мирные баталии способствовали движению литературы вперед. В середине 10-х годов перестала существовать «Беседа», через пару дет «Арзамас» также заснул вечным сном. На смену чисто литературных споров приближалось время первых тайных декабристских организаций, когда литературные вопросы присоединялись к вопросам политическим. Возникновение, развитие и смена литературных направлений позволяет поставить вопрос о периодизации русской литературы XIX в.
этапы развития русского романтизма. 1810е - возникновение и формирование психологического течения (романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека). Ведущие поэты-Жуковский, Батюшков. 1820е – возникновение и формирование гражданского течения (романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной общественной жизни, потому он предназначен для гражданской деятельности). Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский, зрелость психологического романтизма – А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский. 1830е – возникновение философского течения (романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах, и не зависит вовсе от социальных или психологических причин) в поэзии Баратынского, Тютчева, в прозе Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в тв-ве Лермонтова; признаки кризиса романтизма. 1840е – закат романтизма, вытеснение его с первого плана реализмом. *деление романтизма по течениям – условно, между ними нет непроницаемых границ. типы рус.романтизма: 1.созерцательный (философский)-Жуковский, Батюшков, Тютчев. 2.гражданский (революционный романтизм декабристов) – Рылеев, Кюхельбекер, Адоевский, Пушкин, Вяземский. 3.Синтетический (первое + второе) – романтизм Пушкина, Лермонтова.
15. Поэзия Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ. (1783-1852) ранняя лирика-сентименталист, с 1808-романтик(столкновение реальности и мечты), с1818до смерти-последний этам(стал германофилом, оч.много переводит из нем.лит.,часто ездил туда). «Романтическое двоемирие» как принцип миропонимания и его худ.воплощение. Родоначальник русского романтизма, карамзинист, почти глава «Арзамаса», воспитатель будущего наследника престола Александра2, при котором было отменено к.п. Для него «жизнь и поэзия - одно», жизнь, как человека и гос.деятеля была неотделима от жизни литературной. Считал поэтич.дар даром Божьим, ее назначение свято. Жизнь едина, она не прерывается и не исчезает, но разделяется на 2 области – земную («здесь») и небесную («там»).Истинно перкрасная и гармоничная жизнь, конечно, там, где Бог. Земная жизнь напротив грешная, временная, лишена совершенства и полна соблазнов, страданий. Компоненты понятия «элегический психологизм». Поэзия Жуковского — поэзия переживаний, чувств и настроений; ее можно назвать началом русской психологической лирики. Ее лирический герой исполнен своеобразного обаяния; обаяние это — в поэтической мечтательности, в возвышенности и благородстве душевной жизни. первым стихотворением, которое принесло Ж.известность в лит.кругах, была элегия «Сельское кладбище»(перевод одноименного стих-я Томаса Грея). Это сентементалистское пр-ие. Романтиком Ж.считается с 1808г.В центре элегии (с гораздо меньшим успехом переводившейся в России и до Жуковского) — образ мечтателя-поэта, глубоко воспринимающего диссонансы жизни и ее несправедливость, сочувствующего «маленьким», незаметным труженикам, чьи безвестные имена скрыты под плитами деревенского кладбища. Судьба была несправедлива к этим людям; но, с другой стороны, поскольку слава и власть, по мнению поэта, неотделимы в обществе от соблазнов и пороков, превыше же всего — нравственное достоинство человека, в элегии прославляется скромная участь простых поселян. Он жертвует конкретностью описаний, отдавая преимущество эмоциональному началу. Уже бледнеет день, скрываясь за горою, Сразу же печальные чувства и размышления вызывает сам заголовок и подзаголовок – элегия(в первоначальном своем содержании элегия-грустная песня о смерти-в античности, затем расширилось ее зн-ие до всякой грустной песни об утрате,т.к.разлука с любимой-тоже утрата и тоже смерть). Человек на кладбище то охвачен чувством безнадежности, то-надежды, то испытывает горечь, то-сладость, то подавлен разлукой, а то мечтает о встрече. Все смертны, и если смерть настигает обычного человека, не царя, не гос.деятеля, то все равно уходит из земной жизни неповторимый личный мир. Жалость, горечь и печаль никогда не исчезают, их достоин любой человек. Тон – глубокое раздумье, оно с самого начала окрашено личным чувством, в нем присутствует личность поэта, его душа. Ритм плавный, речь спокойная, приглушенная. Вся картина-настроение. За пределом земных дней человеку суждена вечная жизнь. А на земле он остается жить благодаря дружбе, к-я дается ему в награду за чувствительность, за сострадание, за доброту и кротость сердца («он кроток был, чувствителен душою»). Так Ж.подчеркнул преемственность своей элегии: она наследовала традицию сентиментализма. Ж.смягчал сердца, успокаивал души, видел задачу ис-ва в том, чтобы разрешить противостояние умиротворением. В этом ранний рус.романтизм отличен от европейского-нам нет разрешений противоречий, нет покорности судьбе, там торжествуют трагедия и драма. «Сельским кладбищем» начинается длинный ряд переводов Жуковского. Они имели для развития русской литературы огромное значение. Жуковский не стремился к буквальной точности перевода; воспринимая сам новые для него темы западноевропейской литературы и приобщая к ним русского читателя, расширяя идейный и тематический диапазон русской поэзии, Жуковский стилистически разрабатывал их по-своему. Создавая свой стиль, Жуковский исходил из лирики Карамзина (автора элегии «Меланхолия»), но довел этот стиль до высокой степени совершенства, придал ему истинную эстетическую ценность. Элегия, песня-романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского первого периода. В особенности его привлекает элегия, тематика которой — размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы — была уже закреплена общеевропейской традицией. Грустная настроенность поэзии Жуковского не являлась просто данью модной в те времена элегической «меланхолии». Она основывалась на общественной неудовлетворенности и подкреплялась характером его личной жизни. Вся его молодость прошла под знаком упорной и оказавшейся безнадежной борьбы за личное счастье. Тема самоотверженной, возвышенной и несчастливой любви, проходящая через всю его поэзию, имела глубокие корни в его чувстве к Марии Андреевне Протасовой. Чувство это было взаимным и очень сильным. Жуковский и Маша потратили долгие годы на борьбу и десять лет не теряли надежды, пытаясь добиться согласия матери Маши, Е. А. Протасовой, на их брак. Между тем Е. А. Протасова (урожденная Бунина, единокровная сестра Жуковского) ссылалась на родство и религиозные запреты и была непоколебима в своем отказе.
|