КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности осуществления общественно-политического строя стран Древнего Востока.Стр 1 из 30Следующая ⇒ Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской).На Востоке впервые сложились соц. и политич. институты, которые породили дихотомию Восток - Запад. На Востоке частнособственнические отношения и рынок не занимали значит.места→застойный характер. Одна из основных соц. форм - сельская община (черты патриархально-родовой организации). Крепость общинных связей тормозила процессы классообразования, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения. Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в др.-вост. цивилизациях (IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати. Непосредственным владельцем- собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться царско-храмовые хозяйства. Здесь рано начал использоваться труд рабов. Социальный состав: 1) зависимые подневольные работники (в т.ч. рабы); 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники; 3) господствующий слой(аристократия, командный состав армии, верхушка земледельческих общин). Т.о., главная черта - традиционность. Специфические черты политической организации древневосточных обществ. В своем политическом развитии страны Др. Вост. прошли путь от племенных образований к централизованным империям. Признаки «восточной деспотии»: монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, надзором за бесправными подданными разветвленного административного аппарата. Однако во многих др.-вост. государствах власть правителей ограничивалась советом знати или народным собранием.Др-вост. общ-вам известны республиканские формы (Финикия, Месопотамия). Важное значение имела деятельность властных структур по поддержанию религиозно-культурного единства. Значение укрепления религиозной идеологии определялось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Право в странах Др.Вост. имело ряд общих черт. Оно закрепляло социальное неравенство. Раб на Востоке выступал в качестве вещи. Др.-вост. законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали. Основной источник права - обычаи, которые не записывались, а сохранялись в устной памяти. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом. Первые памятники права закрепляли наиболее распространенные обычаи. Отсюда их неполнота, казуистический характер. Нашли отражение нормы родового строя( коллективную ответственность членов семьи или членов общины, талион). Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются подчиненное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр. В др.-вост. праве нет отраслей права, четких отличий преступлений от правонарушений.
|