Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Государство Древнего Китая. Реформы Шан Яна




История Др. Китая делится на ряд периодов по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу(XI - III вв. до н.э.), периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Изначально гос-во возникло во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ из родовых групп. Вследствие разложения родоплеменных связей выделяется управляющий слой родовой аристократии. Создание первоначального гос-ва связано с необходимостью организации орошения земель,защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, обладавшего значительной властью+верховной собств-тью на землю, и в образовании административного аппарата. Завоеванные земли передавались в наследственные владения родственникам и приближенным.

Первоначально власть владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители начинают приобретать полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность (междоусобные войны) → экономический упадок→ сближение народов Китая,"собирание" земель вокруг семи крупных китайских царств. Господствующя идеология - конфуцианство. Происходит резкий подъем экономики, развитие товарно-денежных отношений → разложение общины, создание частного землевладения + формируется слой крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Разложение общинной собственности на землю приводит к росту частного землевладения. Рента-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае.3 слоя: а) привилегировання аристократия(правитель, родственники, приближенные), б) свободные крестьяне-общинники; в) рабы.В дальнейшем формируется еще одно привилегированное сословие — чиновники, существующие за счет ренты-налога, получаемой в форме "кормления".

Государственный строй. Основные черты: деспотия, передача престола по наследию, сакральная власть монарха. Правитель обладал военной и законодательной властью, высшим судьей, назначал высших чиновников .Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. По сравнению с гос. аппаратом других государств этот отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий.

Местное управление. Гос. формы эксплуатации крестьянства требовали адм.-терр. деления. Китай делился на области или округа→уезды→волости→общины. Действовала сложная система управления.Община продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин.Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления.

Суд. Наличие специального судебного ведомства. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции. В качестве последней инстанции выступал император.Судебный процесс. В состязательном процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса. Расследование преступлений поручалось особому чиновнику.

Право Древнего Китая

Развитие права определяли две основные школы – конфуцианство и легизм. Общей чертой этих школ была их политическая направленность. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся компромиссом. В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе главную роль играли этические нормы. Правовые нормы входили в религиозные. Но все большее значение приобретают распоряжения и приказы правителя и чиновников. В VI в. до н.э. появляется конфуцианство - идея гармонии как главного условия всеобщего порядка. Средством поддержания справедливого порядка является не закон, а соблюдение традиций. Главной идеей является идея сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице. На втором этапе развития древнекитайского права было создано легистское учение – абсолютная власть правителя.Невозможность существования людей вне жесточайших наказаний. Легисты стремились лишить знать наследственных привилегий для укрепления центральной власти. С утверждением династии Хань происходит слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство. Доминирующей идеей была конфуцианская идея неравенства людей. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе с помощью жестких моральных норм.

Источники права. Появление писаных законов в Китае относится к VI-V вв. до н.э. Однако законы не вытеснили норм обычного права.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 453; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты