КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Э. Фромм как фрейдо-марксист и как критик западного мира.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Фромм вполне обоснованно имел репутацию не-революционера, он не был сторонником насильственной революции, Фромм был психотерапевтом и, как всякий психотерапевт, был реформатором. Поэтому радикальные элементы в мировоззрении Фромма как бы завуалированы, скрыты под реформаторскими одеждами.. Будучи фрейдистом (его называют по-разному: «неофрейдистом», «левым фрейдистом», «фрейдо-марксистом»), он однажды обмолвился, что Маркс гораздо крупнее Фрёйда, потому что Фрёйд всё-таки был реформатором, а Маркс – радикальный революционер. Такое «инстинктивное» понимание того, насколько подход к миру радикального революционера является более глобальным осознанием мира и более серьезным, более глубоким подходом, внушает уважение. Тот факт, что Фромм, будучи сам реформатором, публично отдал пальму первенства радикально-революционному подходу к познанию и изменению мира – то есть, можно сказать, «занялся пропагандой против самого себя», безусловно, делает Фромму честь. Теория «социального характера». «Социальный характер» – это явление, распространенное на широкие слои населения, поскольку «социальный характер» этим слоям навязан. «Социальный характер» создаётся системой образования, религией, одобренными институтами культуры и плюс к тому – воспитанием в семье. это результат адаптации человека к той конкретной культуре, в которой он живёт, к конкретному типу организации общества. социальный характер» – это такой защитный механизм,механизм ответа особи на фрустрирующую ситуацию, на ту социальную среду, которая не даёт возможности человеку развивать себя как личность и полностью проявить заложенные в него природой возможности. Первый тип «непродуктивного» «социального характера» – рецептивная ориентация. Фромм говорит, что человек, отличающийся рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире, и считает, что единственный способ обрести желаемое (неважно что – что-то материальное или любовь, знания, удовольствие…) – это путь получения этого желаемого извне. Второй тип – эксплуататорская ориентация. Он также основан на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не создавать собственными силами. В отличие от рецептивного типа, эксплуататорский тип не ожидает получения желаемого как дара, а отбирает силой или обманом. Третий тип – накопительская ориентация. Безопасность в сознании людей этой ориентации основывается на накоплении и на сохранении уже накопленного, тогда как трата воспринимается ими как угроза. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира. Четвертый тип, которому Фромм специально уделяет много внимания, подробно критикует и который, по его мнению, становится преобладающим при капитализме, – это рыночная ориентация (рыночная ориентация становится преобладающей в современном капитализме, капитализме ХХ века; на более ранних стадиях, по Фромму, буржуазия отличалась накопительской ориентацией). Рыночная ориентация основана на том, что личность, особь, индивид превращается в товар, в один из товаров, которые циркулируют на рынке. Соответствующим образом эта личность и оценивается – именно как товар. Именно на критику товарных отношений направлен Фромм. Второй «кирпичик», изъятый из теоретических построений Фромма, это понятие Фромма об экзистенциальной дихотомии. Кратковременность человеческой жизни не даёт человеку возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий. Поэтому не нужно бояться, что чего то не успеешь, так как это все равно невозможно, и самое главное не нужно бояться смерти. Теория Фромма касалась и социальной некрофилии. Социальный некрофил – это такой человек, который ориентирован как раз не на жизнь, а на смерть (Гитлер). Для некрофила характерна установка на силу. Некрофил движим потребностью обращать органическое в неорганическое, он воспринимает жизнь механически – так, будто все живые люди являются вещами. Некрофил – это типичный взбесившийся мелкий буржуа. Критикует человека среднего класса, капиталистического общества, это человек автомат, автоматизированный человек. 62. К. Юнг, роль прошлого и образ “архетипов”. ”.Выделяет в строении личности различные инстанции: я (эго) – это поверхностное сознательное представление человека о себе реальное я находится глубже, процесс в котором человек идет от я поверхностного к реальному я – индивидуация. Самость – реальное я, является результатом и целью процесса индивдуации. Как и Фрейд юнг выделял бессознательное, однако помимо индивидуального бессознательного выделил и коллективное бессознательное. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Коллективное бессознательное" К. Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипы "коллективного бессознательного" — познавательные модели и образы (образцы). Структура личности: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное –психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими психологический опыт индивида. Юнг Основн. архетипы: Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном. Эго является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души. Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. Тень является центром личного бессознательно го. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг называл "техникой обращения с Тенью", помогает преодолеть ее негативное влияние. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека. Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это "архетип по рядка и целостности личности". Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании. Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности Юнг развивал уже в 50-е годы. К этому же времени относятся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся Юнгам в начале века, была для него особенно важна: Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции для нового в отличие от ортодоксальности теории Фрейда. Исходя из структуры души, Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстраверты и интроверты. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они в отличие от интровертов прекрасно ориентируются во внешнем мире и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил. Если интроверту угрожает полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, а интроверты – фанатиками. Однако Самость, стремление к целостности личности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не всегда может выстроить линию поведения, понять точку зрения собеседника. Интроверт либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Л.Н.Толстого к типичным экстравертам, а Ф.М.Достоевского – к интровертам. Развитие Самости связано не только с типологией личности по линии интроверсии – экстраверсии, но и с развитием четырех основных психических процессов- мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и индивидуализирует путь развития личности. Мышление и чувствование являются альтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки: люди с доминирующим мышлением превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее способы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные – на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в человеке, доминирующей является какая-то из них, которая частично дополняется второй. Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс одним из важнейших в личностном росте чело века. Один из вариантов такого осознания себя психотерапия, и врач-психотерапевт является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.
63. Психоанализ и психотерапия конца 20 века.Огромное развитие проделал психоанализ в 20-ом веке, какое культурное воздействие он оказал и насколько глобально он изменил наше обыденное сознание. Можно лишь отметить, что фрейдовское опасение, что в будущем (во второй половине 20-го века) психоанализ окажется всего навсего одним из многих методов терапии, который разве что иногда будет упоминаться в учебниках по психиатрии или психотерапии, но никакого другого значения иметь не будет, явно не оправдалось. Не наступило и пугающего явления, когда бы люди почувствовали обременительность предаваться своим воспоминаниям, считая встречу с самими собой лишь пустой растратой времени. Использование Фрейдом в теории преимущественно подхода с точки зрения влечений сменилось позицией, в которой первостепенное внимание стала занимать психология Я, хотя на неё обращал внимание и сам Фрейд в последние годы своей жизни. Человек не безнадёжно подвержен власти иррациональных страстей, имеющиеся в его распоряжении силы сферы Я, как, например, разум, позволяют человеку овладевать своими аффектами и импульсами-влечениями. А затем на передний план в теории всё больше стал выступать аспект межличностных отношений. Появившаяся в 60-ые годы 20-го века психология Самости больше внимания стала уделять переживаниям человеком своей Самости, то есть переживаниям и чувствам, связанным с Самооценкой, постулируя, что наши действия регулируются не только наслаждением и неудовольствием, как считала классическая психология влечений, но в точно такой же степени определяются принципом, неразрывно связанным с ощущением благополучия, уверенности и роста самооценки. Тезис о том, что человеческая «судьба влечений» формируется в столкновениях с условиями культуры, всё больше уточнялся на протяжении всего 20-го века. В наше время психоанализ, по-видимому, более важен, чем это было в начале 20-го века. И хотя психоанализ упоминается в многочисленных романах, театральных пьесах и кинофильмах, а психоаналитические выражения нашли себе место в повседневной жизни, вряд ли можно говорить об особой к нему любви. Именно поэтому и не замечается, что сегодня психоанализ практикуется во всём мире, что по оценке разных экспертов существует 20-30 000 практикующих психоаналитиков, что существует 70-80 интернациональных профессиональных журналов и что только в одной Германии существует сотня кафедр психоанализа, чаще всего в области психосоматической медицины. Изящество феноменологических, диагностических, психодинамических и лечебно-технических подходов в психоанализе основывается на накапливающемся опыте, на успешно проведённом психоаналитическом лечении и на постоянно продолжающемся увеличиваться богатстве идей, охватывающем целое столетие. В качестве традиционного метода психоанализ необходимо защищать, иначе может наступить такой день, когда весь психоанализ сведётся к довольно жалкому остатку идей, да и в качестве прагматического отрезка какой-либо «более интегральной» психотерапии его могут ограничить даже в деле исследования бессознательного. Поэтому психоаналитический исследователь и психотерапевт нуждается в строгом соблюдении рамок сеанса, в которые вряд ли кто-либо сможет вмешиваться. Существует и опасность давления со стороны профессиональных психотерапевтических обществ, требующих приводить доказательства эффективности лечения.
64. Генетические теории психологии 20-го века.Генетическое толкование природы любого объекта предполагает раскрытие логики образования этого объекта. Проблема источника возникновения или субъекта, создающего и формообразующего человека, была одной из центральных проблем всех религий и древних философий. Логика построения судьбы человека, проблемы его жизни и смерти связаны с представлением о детерминирующем источнике, определяющем формулу нашей жизни. Без ясного представления об объективном источнике наших психических процессов и способностей любая генетическая теория психики просто слаба или несостоятельна. Материалисты, стремящиеся непосредственно вывести психику из движения материи, вынуждены по сути, приписывать материи те же функции субъекта-организатора и формирователя вещей и психических процессов, что в других трактовках приписывают Богу, духу или душе как объективной формообразующей нас инстанции. Психология, вплоть до 20-го века избегавшая в своих научных концепциях вопросы о происхождении психики, оставляла своим умолчанием эти вопросы в ведении религии. Глобальный кризис христианского общества в 19-20-м веках был одним из условий возникновения генетических теорий психологии, претендующих на постановку вопросов о развитии психики и дающих альтернативную религиям трактовку источников ее возникновения. Однако именно в области анализа источников возникновения психики мы видим слабость популярных психогене-тических теорий. Проблема обычно сводится психологами к развертыванию уже как-то возникших у индивида способностей и механизмов развития. Фрейд в объяснении источников личности опирается на инстинкты и напряжения, бушующие в подсознании человека. Но сами источники и механизмы возникновения потребностей и напряжений остаются за рамками объяснения. Пиаже стремится раскрыть механизмы развития психики в самоуравновешивающейся системе «S-O» (субъект-объект). Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX века. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования. Объект этой науки - изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека. 65. Ж. Пиаже - преодоление противоречий гештальтпсихологии и бихевиоризма. Своей теорией об интеллекте – как о системе адаптации человека к окружающему миру, как о равновесии между субъектом и объектом Пиаже преодолел противоречия между гештальтпсихологией и бихевиоризмом. У Пиаже равновесие выступает главным механизмом развития. Способность системы S↔Ο к самоуравновешиванию является одним из её главных качеств. При достижении устойчивого равновесия каждому воздействию среды сразу же противостоит компенсирующее его противодействие организма, что позволяет сохранить систему как целое. Если в бихевиоризме под действием стимула, объект изменялся, то здесь и объект в ответ может изменить стимул. В отличие от бихевиористов, видевших в мышлении лишь набор внутренних движений, Пиаже раскрывает сложную целостную структуру скоординированных между собой умственных операций, выделяет функциональные механизмы её формирования. Умственные структуры выступают у Пиаже не самостоятельными сущностями, а функциональными органами, включенными в систему S↔Ο и обеспечивающими её работоспособность. Принцип функционального включения операций в структуру задачи выявлялся ранее в работах Вергеймера и Дункера. Для того, что бы формировалась та или иная группа умственных процессов вначале должно было возникнуть функциональное напряжение в целостной неуравновешенной структуре и только затем для снятия возникшего рассогласования складывались нужные психологические операции. Однако у гештальтпсихологов функциональный принцип применялся только по отношению к отдельным звеньям психического процесса, но не к целостным психическим структурам, которые якобы уже никуда не включались и возникали как прямое отражение физических структур. Пиаже преодолел этот недостаток гештельтпсихологии, раскрывая психологические структуры как органы адаптации субъекта, которая достигается не только внутренним равновесием отдельных структур, но и общем равновесием системы S↔Ο. Пиаже критикует гештальт психологов за отсутствие у них генетического подхода к психическим системам. Но в своих работах Пиаже делает ту же ошибку, что и гештальтпсихологии при рассмотрении отдельных психических структур. Деятельность индивида рассматривается им как функционально замкнутая система, не включенная через свою функцию в более широкое целое. Функция S↔Ο заклюяается якобы только в сохранение собственного равновесия. 66. Понятие системы у Ж. Пиаже. Интериоризация как феномен становления психических процессов. Ассимиляция. Аккомодация. Координация.Главным понятие в концепции Пиаже становится мышление, которое понимается им как система внутренних актов сознания – умственных операций. В отличие от бихевиористов, видевших в мышлении лишь набор внутренних движений, Пиаже раскрывает сложную целостную структуру скоординированных между собой умственных операций, выделяет функциональные механизмы её формирования. В основу своей концепции он кладет такие важные понятия функциональной психологии, как понятия о биологической адаптации и внутреннем равновесии. Вместе с тем мышление является у Пиаже не просто системой чисто духовных идеальных актов, оторванных в своей организации от внешнего мира, а генетически происходит из внешних материальных действий с вещами. Пиаже кладет в основу понимания природы мыслительных действий представление об интериоризации – переносе предметных внешних действий в умственный план, где они выполняются по схеме, сходной со схемой исходного внешнего действия. Вторым решающим моментом формирования мыслительных операций у Пиаже является координация отдельных действий в сложные системы, подчиняющиеся законам формальной логики. Мышление представляет собой не просто сумму внутренних действий, а целостную систему взаимоскоординированных операций. Именно процессы координации приводят к возникновению логической структуры человеческого мышления. Одной из особенностей развитых операций является обратимость, которая возникает благодаря тому, что каждая операция координируется с предыдущей, с противоположной её по направлению. Психика понимается им не как замкнутый внутренний мир человека, а как форма неразрывной взаимосвязи организма со средой, возникающей в системе субъект – объект., где субъект и объект выступает частями единого целого Целостность системы S↔Ο определяется координацией двух противоположных процессов : аккомодацией S←Ο и ассимиляцией S→Ο, ассимиялия усвоении материалов, веществ, схем без их изменения, такими как есть. Аккомодация, противоположное воздействие субъекта на объекты – это изменение процессов и структур организма в сторону логики объекта. Скоординированность процессов ассимиляции и аккомодации обеспечивают адаптацию – приспособление к окружающей среде. 67. Стадии развития интеллекта. Логика и психология. Стадии - это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Формальная логика, по Ж. Пиаже, - это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне. Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребёнка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»). Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребёнок сосет лучше, чем в первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежутках - свои пальцы, любые предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки. На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции - повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребёнок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребёнка, которая доставляет ему удовольствие. Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребёнок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребёнок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т. п. Четвёртая стадия - начало практического интеллекта. Схемы действия, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект - новое впечатление, - ребёнок его повторяет и закрепляет новую схему действия. На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребёнок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует. На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребёнок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. Например, девочка, держа в обеих руках предметы, не может открыть дверь и, потянувшись к дверной ручке, останавливается. Она кладет предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся дверь их заденет, перекладывает в другое место. Можно выделить так же стадию наглядно-интуитивного мышления. Когда ребенок в своих суждениях ориентируется на один наиболее яркий признак предмета. Интуиция – сведение целого к части. Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период - репрезентативного интеллекта конкретных операций. Репрезентативный интеллект - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Ж. Пиаже назвал это явление реализмом. Дошкольник медленно, постепенно переходит от реализма к объективности, к учету других точек зрения и пониманию относительности оценок. Для ребёнка, имеющего дооперационные представления, характерны также нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее, тенденция связывать все со всем и др. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены главной особенностью мышления ребёнка - его эгоцентризмом.
68. Проблема эгоцентризма. Критика концепции Пиаже в работах Л.С.Выготского. Эгоцентризм - особая интеллектуальная позиция ребенка, проявляющаяся в каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания. Эгоцентрическое мышление является ведущим на наглядно-интуитивной стадии, сопровождается эгоцентрической речью, по поводу которой и возникла полемика между Выготским и Пиаже. По мнению Пиаже эгоцентрическая речь не имеет никаких специальных функций и когда ребенок переходит на стадию конкретных операций начинает отмирать и окончательно уходит на стадии формальных операций. Феномен эгоцентрической речи по Пиаже – это просто речевая активность ребенка, не рассчитанная на собеседника и сопровождаяющая выполняемые ребенком действия. Выготский же рассматривал эгоцентрическую речь как переходную форму от речи внешней, к речи внутренней. Выготский приводил ряд экспериментов, которые доказывали, что эгоцентрическая речь должно социально подкрепляться. Ребенка помещали в комнату с иностранными детьми, в зашумленную клмнату, изолировали других и смотрели на коэффициент эгоцентрических высказываний, во всех случаях они снижались. Повышались же, когда ребенок попадал в затруднительную ситуацию, обдумывал действия, оценивал действия. Следовательно, эгоцентрическая речь несет в себе следующие функции: оценочную, планирование, регулирование, контроль. По Пиаже коэффициент эгоцентрическая высказываний не изменяется в этих ситуациях и эгоцентрическая речь не несет в себе особых функций. По Выготскому эгоцентрическая речь это первая форма, ранняя форма внутренней речи. В дальнейшем она никуда не исчезает, просто сворачивается и переходит во внутренний план, становится средством мышления человека.
69. Проблема обучения и развития. Роль орудийности действия в преодолении закрытости психических систем.Выготский сравнивал историю психического развития ребенка с органическим развитием общества. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями или эпохами развития человечества. Длительные периоды психического развития аналогичны по своему характеру относительно спокойным периодам развития общества, а кризисы развития по своей природе подобны революциям, качественно перестраивающим структуру общества. Отправной точкой рассуждений Л.С.Выготского выступает противостояние различных научных решений проблемы обучения и развития,среди которых он выделяет три основные группы: 1. Процессы психического развития и обучения независимы. Обучение использует достижения развития, но не влияет на этот процесс.Циклы развития предшествуют циклам обучения (Ж.Пиаже). 2. Обучение и есть развитие. Развитие есть накопление опыта, реакций. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии, которое следует за обучением как тень за предметом (У.Джеймс, Э.Торндайк, рефлексология). 3. Попытка совмещения первых двух решений. Развитие складывается из созревания и обучения (обучение тоже может рассматриваться как развитие, поскольку никогда не бывает специфичным и обуславливает формирование у индивида психических структур общего значения) (К.Коффка). Идея формальной дисциплины (И.Ф.Гербарт). Вторая из перечисленных научных позиций отвергается Выготским, поскольку отождествляя обучение и развитие, закрывает путь для выяснения отношений между ними. Не устраивает Выготского и первая точка зрения, представленная в работах Пиаже, согласно которой биологическое и социальное в развитии ребенка разорваны, а педагог обречен на пассивность, что плохо согласуется с революционным, активно преобразовательским духом тех лет. Более созвучная его пониманию третья позиция: обучение ведет за собой развитие. "...личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части" – принцип целостности. принцип историзма - ярко выступает в предельно диалектической трактовке понятия "развитие". К характеристикам этого процесса Выготский относит имманентность (самодвижение), преемственность, стадиальность (cкачкообразное возникновение качественно нового), разновременность в вызревании различных сторон целого. Развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем...Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего в прежних ступенях" основу онтогенеза ребенка составляет "единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. обучение отвечает внутренним потребностям развития, что без обучения развитие невозможно, что отношение обучения и развития - это сквозной стержень онтогенеза психики ребенка. обучения "внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними" Обучение и развитие в школе относятся друг к другу, как зона ближайшего развития и уровень актуального развития. Ребенок в процессе жизни овладевает Нпф своими, по средством интериоризации внешних знаков. Интериоризирует знак. Впф – опосредствованность, произвольность, знаковость, социальность. Опосредствованность позволяет помочь механизмам развития, движениями от элементарных к высшим формам.
70. Л.С.Выготский. Преобразование идей Гегеля и Маркса в работах Выготского. Проблема опредмечивания духа в орудиях.Плодотворное применение положений марксизма к анализу структуры психический процессов и механизмов их формирования началось в советской психологии в середине 20 годов в работах Выготского. Отталкиваясь от идей Гегеля и Маркса об опосредствованном характере человеческой деятельности, выготский впервые сформулировал положение о специфической социальной структуре психических функций человека. Маркс, характеризуя специфику человеческой деятельности по сравнению с активностью животных, полагал, что для человеческой деятельности всегда характерно применение орудий. Орудия и способы деятельности имеют общественно-исторический характер, передаются людям от поколения в поколение, организуя деятельность в соответствии с её социально выбранной логикой. Применение людьми орудий труда перестраивает структуру их действий, меняет не только содержание операций, но и целевую направленность действий, способы их регуляции. Идея орудийности человеческой деятельности была развернута Гегелем в его концепции опредмечивания и распредмечивания духа. Орудия в этом случае выступали вторичными носителями логики социального духа, средством передачи этой логики новым поколениям. Для Маркса, отказавшегося от идеи детерминации деятельности логикой духа, орудия стали основными материальными носителями логики деятельности. Для последователей Маркса в этом раскрывалась возможность произвольно перестраивать логику деятельности с помощью включения в неё новых орудий. Рассматривая психику как деятельность, Выготский показывает, что психика, так же как и внешняя практическая деятельность человека, опосредствована системой социальных средств и способов выполнении. Орудиями психической деятельности выступают, как считал Выготский, различного рода знаки и в частности речь. Вначале эти знаки применяются другими людьми для управлениями действиями ребенка, а затем ребенок овладевает ими и сам применяет их для регуляции своего поведения. В результате усвоения и интериоризации социальных средств и способов регуляции деятельности субъект приобретает произвольность поведения и психических процессов, благодаря опосредствованию начинает контролировать свое мышление, память, восприятие, с точки зрения общественной позиции и логики. 71. Социальная детерминация психики как философская проблема и феномен экспериментального исследования.Концепция Л. С. Выготского - это совсем иное понимание роли общества в формировании личности. Речь здесь идет о изначально социальной детерминации развития человека. Человеку как бы неоткуда и взяться, кроме как возникнуть из той же социальной среды, с которой взаимодействуют все его психические системы. Индивид, по Выготскому, формообразуется внутри общества, формируется с самого начала как собственный компонент социальной системы. Формируется человек, очевидно, с теми качествами психики и личности, которые общество порождает в нем как в своем компоненте, как в частице единого и целостного общественного процесса. Представление о социальной детерминации психики заполняет теоретический вакуум относительно источника возникновения и формирования личности, наличествующий в концепциях автономного развития человека. Общество как целостная активная система может претендовать на роль внешнего субъекта, определяющего развитие психических процессов и способностей личности. В логически развитой форме идея социальной детерминации психики и сознания человека представлена в работах Г. В. Ф. Гегеля. Гегель разрабатывает представление об источниках и механизмах формирования человеческого сознания, гениально решая проблему функционирования субъекта, определяющего это формирование. По сути, Гегель конкретизирует представление о том, каким образом Бог или абсолютная инстанция Духа награждает человека качествами субъектности. Прежде всего Гегель отказывается от традиционной противоположности субъекта и объекта. Реальным и постоянным субъектом всего является у Гегеля абсолютный дух как непрерывный процесс вечного становления и Движения. На исходной стадии развития есть только саморазвивающийся нелокальный процесс, который является в той же мере субъектом, как и объектом. Субъект у Гегеля - это процесс, это вечное, саморазвитие, порождающее в ходе своего движения все объекты. Качества субъектности могут возникать у человека только в той мере, в какой он сам является частью этого мирового процесса. Человеческая активность и психика как компонент этой активности формируются путем локализации в человеке способности к деятельности. Человек функционирует только внутри определенного общественного процесса. Общественная деятельность выступает у Гегеля выражением и воплощением, моментом абсолютного духа, непосредственно включающим человека. Человечество - это целостный субъект, развертывающий свою деятельность по логике абсолютного духа. Общество выступает для человека опосредующей инстанцией духа или представителем детерминирующего мирового субъекта. Именно субъектность абсолютного духа выражается в реальности общественного процесса, конкретизируется в его формах. Для каждого индивида общественная деятельность, опосредованная историческими формами культуры, выступает тем, что формирует этого индивида, определяет его жизнь и сознание. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. общество как достаточно сложный целостный процесс вполне успешно претендует на роль субъекта, детерминирующего психическое формообразование человека. Орудиями психической деятельности выступают, согласно Выготскому, разного рода знаки, включая речевые. Вначале ребенок следует в своих действиях тем знакам, которые направляют к нему взрослые. Затем он регулирует свою активность с помощью тех же социальных знаков, становясь сам для себя представителем общества, носителем логики общественного действия.
72. Этапы творчества Л.С.Выготского.В 1917 г. Выготский начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Это были: "Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики", "Как надо сейчас преподавать психологию" и "Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.". В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда - А.Р.Лурия. Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского. Это десятилетие может быть разделено на три периода. Первый период (1924-1927). Только-только приехав в Москву и сдав экзамены на звание научного сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами. В плане дальнейшего развития задуманной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством. С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики - работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. По существу, весь его первый московский год можно назвать "дефектологическим". Занятия в Институте психологии он совмещает с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения. Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно-практического института. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции. Второй период творчества Выготского (1927-1931) в его московское десятилетие - инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись "История развития высших психических функций". Среди публикаций, предваривших указанную обобщающую рукопись, отметим "Инструментальный метод в педологии" (1928 г.), "Проблему культурного развития ребенка" (1928), "Инструментальный метод в психологии" (1930), "Орудие и знак в развитии ребенка" (1931). Во всех случаях в центре была проблема развития детской психики. Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Новая исследовательская программа стала главной в его третьем, последнем московском периоде (1931-1934 гг.). Итоги ее разработки запечатлела монография "Мышление и речь". Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. 73. Развитие идей Выготского в работах “харьковской группы” психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец и др.).Вслед за Выготским, понятие интериоризация разрабатывается в советской психологии Гальпериным. В 1936 году в экспериментальном исследовании процесса овладения детьми орудийными операциями с различными предметами Гальперин показал, что логика действия с предметом, которую усваивает ребенок, не является продолжением логики его руки, а является принципиально новой для ребенка логикой общественного действия, зафиксированной в самом предмете. Предмет своим устройством диктует ребенку логику его использования, что принципиально отличает орудийные действия человека от использования вспомогательных средств животными. У Человека, отмечает Гальперин, материал естественного средства получает новую общественную логику общественных приемов труда, и только с этого момента возникают орудия в собственном смысле слова. Поэтому с самого начала орудие несет на себе печать общественных приемов своего употребления. Логика действий человека на любом уровне их формирования определяется не биологической структурой организма, а социальной логикой общественного действия. В исследовании Гальперина подстраивание действий под свойства орудий выступило конкретным проявлением распредмечивания ребенком человеческой индивидуальности, предварительно опредметившей себя в форме этих орудий. Опредмечивание и распредмечивание как показал Гегель выступают двумя противоположными сторонами единого процесса детерминации личности. Изготавливая ту или иную вещь, человек приспосабливает материал к своим потребностям и логике своих действий – опредмечивает вещь. Используя эту вещь другой человек вынужден подстраивать свои действия к её устройству, подчинять свои индивидуальные свойства свойствам этой вещи – рапредмечивать её. Развивая идею Выготского об орудийном опосредствовании психики в применении к анализу ощущений и восприятий, Запорожец высказал положение о сенсорных и перцептивных эталонах. Сенсорными эталонами для человека служат чувственные представления о горько, сладком, соленом, холодном, теплом, красном, зеленом, а перцептивными эталонами служат представления о круглом, прямом, квадратном. С помощью таких представлений опосредуется и организуется процесс восприятия, и весь мир вещей распределяется по различным категориям форм и ощущений. Представление о сенсорных эталонах позволяет даже процессы моментального и непосредственного восприятия исследовать в качестве особых форм деятельности, имеющих социальную природу и детерминация и опосредствованными общественными орудиями. В теории деятельности А.Н. Леонтьева можно выделить два момента. Во-первых предметный и материальный характер психики определяется тем, что практическая деятельность человека рассматривается как система, детерминирующая формирование и природу психики. Психика выступает как необходимый момент деятельности. Во-вторых, сами психические процессы тоже рассматриваются в качестве особой формы предметной деятельности – внутренняя деятельность. Психика – особый вид функциональной системы. Деятельность представляет собой иерархическую систему действий и операций, побуждаемых мотивом и направленных на его достижение. Мотив – предмет деятельности, задает итоговую направленность всей системе целей, действий и операций субъекта. С самого начала система деятельности развертывается в направлении мотива и побуждается им. Психика как внутренняя деятельность является порождением внешней практической деятельности и включена в эту деятельность. 74. Развитие концепции Л.С.Выготского в работах российских психологов 60-70-х годов. Развивая идею Выготского об орудийном опосредствовании психики в применении к анализу ощущений и восприятий, Запорожец высказал положение о сенсорных и перцептивных эталонах. Сенсорными эталонами для человека служат чувственные представления о горько, сладком, соленом, холодном, теплом, красном, зеленом, а перцептивными эталонами служат представления о круглом, прямом, квадратном. С помощью таких представлений опосредуется и организуется процесс восприятия, и весь мир вещей распределяется по различным категориям форм и ощущений. Представление о сенсорных эталонах позволяет даже процессы моментального и непосредственного восприятия исследовать в качестве особых форм деятельности, имеющих социальную природу и детерминация и опосредствованными общественными орудиями. В теории деятельности А.Н. Леонтьева можно выделить два момента. Во-первых предметный и материальный характер психики определяется тем, что практическая деятельность человека рассматривается как система, детерминирующая формирование и природу психики. Психика выступает как необходимый момент деятельности. Во-вторых, сами психические процессы тоже рассматриваются в качестве особой формы предметной деятельности – внутренняя деятельность. Психика – особый вид функциональной системы. Деятельность представляет собой иерархическую систему действий и операций, побуждаемых мотивом и направленных на его достижение. Мотив – предмет деятельности, задает итоговую направленность всей системе целей, действий и операций субъекта. С самого начала система деятельности развертывается в направлении мотива и побуждается им. Психика как внутренняя деятельность является порождением внешней практической деятельности и включена в эту деятельность. 75. Л.С.Выготский на фоне проблем 21 века. Множество современных теорий опираются на положения выдвинутые когда-то Выготским. 21 век - это век психологии, науки о человеке. Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. дала возможность для реализации идей новой концепции среднего образования - идей демократизации, гуманизации образования. Она опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системы с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта. Развитие - процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками. Развитие есть проявление новообразований в психике ребенка. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики главными видами психической деятельности Занков считал наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности. 76. Развитие школ советской психологии до 60-х г.г. Господство ассоцианизма и борьба с ассоцианизмом.Естественно-научное направление - основано на работах Бехтерева" (1857-1927) и его «рефлексологии», которая привлекала для объяснения психологии явлений физиологии принципа. Этот подход развивали Павлов и Сеченов. • «Реактология» Корнилова рассматривала психологию как науку, о поведении. Психика трактовалась через понятие РЕАКЦИЯ, означавшее ответ целостного организма на внешнее воздействие. Реакция = рефлекс.
77. Дискуссия А.Н. Леонтьев - С.Л. Рубинштейн по проблемам деятельности.В 30- 40 годах известным советским психологом Рубинштейном развивается положение о связи сознания и деятельности. Опираясь на работы Маркса Рубинштейн выделяет роль деятельности человека в формировании его психики. Рубинштейн стремился показать органическую связь между поведением и сознанием. Благодаря связи сознания и деятельности считал Рубинштейн открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой это сознание формируется. Говоря о внешней детерминации психики и сознания, Рубинштейн в качестве детерминирующей силы рассматривал не деятельность, а условия жизни и внешние объекты, непосредственно воздействующие на психику в качестве активных факторов. Рубинштейн представляет детерминацию поведения как результат влияния внешних обстоятельств, преломляющихся через внутренне устройство и психическое состояние человека. В 30 -40 годы в работах А.Н. Леонтьева получает теоретическое развитие представление о психике как о форме предметной деятельности человека. Определяя психику как активную деятельность субъекта, такое представление преодолевает постулат непосредственности, характерный для механистических концепций. Оценивая выдвинутую Рубинштейном формулу детерминации психики, согласно которой внешние причины действуют через внутренние Леонтьев писал, можно по разному интерпретировать эту формулу, в зависимости от того что подразумевается под внутренними условиями. Если подразумевается внутренние состояние, то в сущности не вносится ничего нового. Другое дело если под внутренними условиями понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов. Психическая деятельность субъекта не просто опосредствует эффект внешних воздействий в качестве пассивного условия, а выступает процессом в котором порождается психическое отражение мира в голове человека. В работах Леонтьева преодолевается взгляд на психическое отражение как на пассивный результат воздействия внешних объектов. Рубинштейн рассматривал деятельность в качестве непосредственного взаимодействия, подчиняющего субъекта детерминации внешних условий, но не в качестве психической активной системы, детерминирующей отражение человеком мира. Критически оценивая теорию деятельности Леонтьева Рубинштейн говорил, что поскольку деятельность выступает в качестве взаимодействия, взаимосвязи между субъектом этой деятельности и окружающим миром, то именно поэтому нельзя объявлять деятельность ведущей и определяющей. Деятельность понималась Рубинштейном как активность, связывающая субъекта с внешним миром, но ещё не как система формирующая психические образы по логике собственного движения. Психика изначально внутренне образование. Леонтьев: психика – форма предметной деятельности, она активна, детерминирована деятельность. Интериоризация – это механизм формирования внутреннего плана Рубинштейн: психика – изначально внутренняя, природная. Д- ть посредник между психикой и внешним миром, она социальна, детерминирует все развитие. Не признавал понятие интериоризация.
78. Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.) Известный научный интеpес пpедставляет небольшая pабота Бехтеpева В.М. "Твоpчество с точки зpения pефлексологии" (как пpиложение к книге Гpузенбеpга "Гений и твоpчество"). Для Бехтеpев - твоpчество есть pеакция на pаздpажитель, pазpешение этой pеакции, снятие напpяжения, поpожденного этим pаздpажителем. Действия pаздpажителя: - pаздpажитель возбуждает pефлекс сосредоточения; - это порождает мимико-соматический pефлекс; - поднимает энергетический уровень, связанный с действием сосудо-двигателей и гоpмонов внутренней секреции, возбуждающих мозговую деятельность. Сосредоточение в сопутствии с мимико-соматическим рефлексом образуют в мозговой деятельности доминанту, которая привлекает к себе возбуждения всех других областей мозга. Вокруг доминанты концентpиpуется путем воспроизведения пошлого опыта весь запасный материал, так или иначе относящийся к pаздpажителю-проблеме. Вместе с тем все другие процессы мозговой деятельности, не имеющие прямого отношения к pаздpажителю-проблеме, затормаживаются. Материал отбирается, анализируется, синтезируется. Для всякого творчества, по Бехтереву, необходима та или иная степень одаренности и соответствующее воспитание, создающее навыки к работе. Это воспитание pазвивает склонность в стоpону выявления пpиродных даpований, благодаpя чему в конце возникает почти непpеодолимое стpемление к твоpчеству. Непосpедственным опpеделением ее задач является окpужающая сpеда в форме данной пpироды, материальной культуpы и социальной обстановки (последней - в особенности). Основные тезисы В.М. Бехтерева разделяли физиологи из "школы И.П. Павлова - Савич В.В.. В.Я. Курбатов, А.Е. Ферсман и др. Творчество, по их мнению, есть образование новых условных рефлексов с помощью ранее образованных связей. Б.Г. Ананьев видный психолог, действительный член АПН СССР (1968). Следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1 - человек как биологический вид; 2 - онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3 - изучение человека как личности; 4 - проблема человечества. Ананьев выделял иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида , личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутренняя противоречивость развития личности обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида. 79. Работа психологов в годы войны 1941-45 г.г. Развитие психологии в 50-х годах. К 40 годам относится возникновение инженерной психологии Установки – Узнадзе. Д.Н. Узнадзе- создатель грузинской школы советской психологической науки. Предметом исследования Д.Н. Узнадзе стала установка как складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. С помощью установки Узнадзе попытался объяснить собственную активность живого организма и преодолеть "постулат непосредственности". Тепловым была организована школа дифференциальной психологии. Исследовал индивидуальные способности, задатки, одаренность и т.д. При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".<
|