КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие представлений о человеке, душе и сознании в классической немецкой философии.(гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средства (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха). В немецкой философской классике было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Все предшествующие учения грешили созерцательностью: процесс познания представлялся им пассивным восприятием образов, поступающих извне. Немецкие мыслители впервые провозгласили (в идеалистической форме) активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрерывное взаимодействие. Сфера сознания предстала в трудах классиков немецкой мысли в более широких масштабах. В нее включили и бессознательные, неконтролируемые процессы. Системность мысли не исключает спонтанности, это две взаимосвязанные противоположности единого процесса. Бессознательная работа мысли присутствует и в единичном акте творчества, где решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Есть и коллективное бессознательное — мифологическое мышление, которое представляет собой необходимую ступень в развитии форм общественного сознания. В немецкой философской классике было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Все предшествующие учения грешили созерцательностью: процесс познания представлялся им пассивным восприятием образов, поступающих извне. Немецкие мыслители впервые провозгласили (в идеалистической форме) активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрерывное взаимодействие. Сфера сознания предстала в трудах классиков немецкой мысли в более широких масштабах. В нее включили и бессознательные, неконтролируемые процессы. Системность мысли не исключает спонтанности, это две взаимосвязанные противоположности единого процесса. Бессознательная работа мысли присутствует и в единичном акте творчества, где решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Есть и коллективное бессознательное — мифологическое мышление, которое представляет собой необходимую ступень в развитии форм общественного сознания. Знание, по Канту, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Ядро кантовской теории познания составляет обоснование активной роли познающего субъекта. Кант обращает это отношение между субъектом и объектом и утверждает, что именно субъект влияет на объект. Деятельность субъекта впервые выступает как основание, а предмет исследования — как следствие. Нашему познанию доступны только феномены. Сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же не будет знанием вещей, каковы они на самом деле. Иоганн Готлиб Фихте. преимущество человека состоит «в способности по собственной свободной воле давать потоку своих идей определенное направление, и чем больше человек осуществляет это преимущество, тем больше он человек Рассматривая свободу как существенную характеристику не только мышления, но и воли, Фихте выступает в защиту автономии и достоинства человеческой личности. Поставив понятие свободы в центр своей философии, он различает два ее вида: свободу истинную и свободу пустую. Фихте настаивает на том, что свободно действующее «Я» создает реальность. Фихте приходит к утверждению о существовании реально сущего мира знания и на этом основании называет свое учение «реал-идеализмом». Абсолютное бытие в его понимании — это ограничение знания. Им выступает Бог. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг — третий представитель немецкого классического идеализма. Его положение в философии определяется стремлением преодолеть субъективизм Фихте путем обращения теоретической мысли к природе. Природа обладает, по его словам, «абсолютной деятельностью». Рассматривая познание как «одиссею духа», как движение сознания от его начального состояния до высшего тождества субъекта и объекта, он выделяет ряд «эпох»: от первоначального ощущения до продуктивного созерцания; далее от продуктивного созерцания до рефлексии; и, наконец, от рефлексии до акта воли. В учении Гегеля снимается непереходимая грань между трансцендентным и имманентным, Творцом и творением, возникает удивительная ситуация: человек, с одной стороны, непомерно возвышается, выступая как человекобог, всемогущее существо, но, с другой стороны, это оборачивается полным уничижением человека как единичного существа. Гегелевская философия Абсолютного Субъекта — теоретическая база для социальных утопий. (+ см. след вопрос). 46. Гегель как предшественник культурно-исторической Ψ. Абсолютный дух, дух субъективный и объективный. (1770-1831) Говорит об исторической природе человеч сознания. Развивает аристотелевский принцип приоритета целого над частным на материале развития личности и общества. Не история объясняется действиями отдельных индивидов, а их индивидуальное сознание и духовные способности должны быть поняты из анализа целостного историч процесса. Историч процесс, отдельные явления природы, общ-ва или сознания выступают у Г. объективизацией единого «духа» - абсолютного саморазвивающегося целого. Идея о социальной структуре деят-ти: сознание индивида выступает своеобр отражением общественного родового самосознания, развивающегося по законам развития «духа», не зависимым от воли и желания отдельных людей, а наоборот, детерминирующим волю и мышление индивидов. Г. усматривает «хитрость божественного разума» в том, что он якобы даёт возм-ть каждому чел-ку действовать сообразно своим индивид-м целям и потр-ям, но в рез-те усилий отдельных людей получается общий рез-т, соотв не их желаниям, а необходимой логике абсолютного духа. Разв-е индивид-ного сознания сокращённо воспроизводит ступени, исторически пройденные общечеловеч сознанием. Пооцессом, в кот форм-ся сознание чел-ка явл соц организованная деят-ть, обществ труд. Преобразуя окруж предметы в соотв со своими целями и задачами, чел-к как бы опредмечивает себя в мире, но и подстраивается под св-ва этих предметов – через их требования распредмечивает свёрнутые в них духовные способности и строит свою личность по родовой логике. Т.о. чел-к формируется как рез-т собств деят-ти. Деят-ть – это не замкнутая в себе система индивидуальной деят-ти, а общественно детерминированный процесс. Идея о движении абсолютного «духа», воплощающегося в движении материального мира, явл своего рода мистифицированным отображением картины деят-ти чел-ка. Г. при оценке взаимоотн-ия практич и духовной деят-ти чел-ка исходил из позитивистской картины напоср-ого воспр-я. Представление о реализации изначального «духа» в материальные формы. Если у Аристотеля в кач-ве абсолютной целостности, детерм-щей движение всех процессов, выступала матер-я Вселенная, то у Г. такой целостностью стал бестелесный «дух», абсолютная божеств-я идея. философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея — это: — единственно существующая подлинная реальность; — причина всего окружающего мира, его предметов и явлений; — мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Человек в онтологии Гегеля — это носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Человек есть «конечный дух» мирового духа. Другой ведущий принцип гегелевской системы — способность духа к движению и развитию. Абсолютная идея развивается через противоречия от абстрактного к конкретному состоянию. Конкретное состояние означает полноту ее самореализации и достижение ею абсолютного тождества бытия и мышления, которое на протяжении всего пути было еще неполным, относительным, в определенной мере потенциальным. На этом пути Идея отчуждает себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческое мышление и историю человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа. Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека. Объективный дух — следующая ступень духа — «дух общества в целом». Выражением объективного духа являются право, нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух — высшее проявление духа. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия. Представления Г. о социально-историч детерминации человеч психики активно развив в философии 19 в, а в Ψ они находят отр-е только в 20 в.
|