КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Западноевропейский музыкальный неоклассицизм и тенденции европейской культуры периода между двух мировых войн.
После Первой мировой войны распались могущественные империи (Австро-Венгрия, царская Россия), по Европе пронеслись социальные бури революций (в России, Германии, Венгрии),ряд стран Европы поразила чума фашизма (Италию, Испанию, Португалию, Германию, Венгрию). На протяжении 20—30-х годов мир продолжали сотрясать военные конфликты. а вскоре многие державы были втянуты во Вторую мировую войну. Первая мировая война привела к острому кризису сознания. Война обнажила подспудно вызревавшие процессы и необратимо их ускорила. Среда обитания европейской цивилизации испытала превращения под влиянием урбанизации, нашествия всевозможных технических средств — электричества, телефона, кинематографа, радио, автомобиля, авиации, а также новой архитектуры, моды; иным стал весь стиль жизни. Изменилось ощущение темпа бытия: ход событий приобрел небывалое ускорение, совершенно новую динамику. Произошел переворот в системе ценностей, что обусловило охватившие европейское искусство 20-х годов поиски новых выразительных средств, простиравшиеся от обращения к принципам барокко до ультрасовременных экспериментов. Эти поиски опирались на новые философские теории, на иное видение природных и социальных явлений. В 1890—1900-х годах был сделан ряд фундаментальных открытий — деление атомного ядра (Резерфорд), квантовая теория света (Планк), общая и частная теория относительности (Эйнштейн). Мотивы «растворения материи» и бессилия позитивизма становятся ведущими. У нового поколения появились свои наставники: интуитивист Анри Бергсон, экзистенциалист Мартин Хайдеггер, неотомист Жак Маритен, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, футуристы и апологеты современного урбанизма, сторонники элитарного искусства и противники его, призывающие к борьбе с таким «высоколобым» искусством, к социальной ангажированности художника. Интеллектуальный климат тех лет создавали эстетики, писатели и поэты, художники, музыканты. Ярких из них: в Австрии — Франц Кафка, Kарл Kpayc, Стефан Георге, Стефан Цвейг, Нововенская школа во главе с Арнольдом Шёнбергом; в Германии — Томас Манн, Бертольт Брехт, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Ханс Эйслер, Курт Вайль; во Франции — Поль Клодель, Поль Валери, Анатоль Франс, Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Жан Конто, Пабло Пикассо, Артюр Онеггер; в Италии —- Габриэль д'Аннунцио, Бенедетто Кроче, Франческо Малипьеро; в Англии -Джордж Бернард Шоу, Томас Элиот, Герберт Уэллс, Ральф Воан-Уильямс. Искусство 1900—1910 гг – разные художественные тенденции, развивающиеся параллельно, иногда в соприкосновении или в отталкивании: поздний романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм, реализм, натурализм, конструктивизм, кубизм, неопримитивизм, сюрреализм, дадаизм... Дробность, множественность художественных тенденций. Творческая эволюция композиторов: ускоренность, лихорадочность, интенсивные поиски и смены стилевых манер (творчество Стравинского, Шёнберга, Хиндемита, Бартока, композиторов французской «Шестерки»). Отцветает и уходит в прошлое ведущее направление XIX века — романтизм. С конца 1900-х годов - бурная экспериментальная фаза развития европейской музыки, продлившаяся около двадцати лет. Радикальные изменения в музыкальном языке, системе жанров, композиционных средствах. Это была первая волна музыкального авангарда (открытия, исторически преходящие новации, принадлежавшие разным композиторским именам). Возникло понятие «новая музыка», призванное стать непримиримой антитезой музыке «старой». Поль Коллер, чья книга «La musique moderne» («Современная музыка») появилась в 1955 году, первым попытался обозначить начало нового периода: «после Дебюсси и Равеля во Франции, после Штрауса, Регера и Малера в Германии и Австрии, после "Пятерки" и Скрябина в России, после веризма в Италии». Можно со всей определенностью сделать вывод, что грань между двумя крупными периодами европейской истории музыки пролегает в годы от смерти Малера (1911) до кончины Дебюсси (1918). Предчувствие грядущих перемен выразили «Песнь о земле» Малера, «Прометей» Скрябина, «Весна священная» Стравинского, «Чудесный мандарин» Бартока. В ореоле художественных открытий выдвинулись имена композиторов «Шестерки», нововенцев, Хиндемита, Бартока. Эти имена знаменовали собой принципиально новые ориентиры в искусстве. Ведущими эстетико-стилевыми течениями 20— 30-х годов стали экспрессионизм, неоклассицизм, «новый динамизм», неофольклоризм.
|