Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблемы западноевропейского музыкального Возрождения в ряду других искусств.




 

Основные особенности.

Черты раннего возрождения в итальянском искусстве.

Ars Nova 14 век – центр Флоренция. Представители – Ф. Ландино. Основные жанры – мадригал, баллада, качча. Развита городская культура. Появляется свет. искусство опирающееся на нар. песни, не латинский. а родной язык. Верхний голос – ведущий, нижний – гармоническая опора. Музыкальная изобразительность, вок. звучение обогащается инструментальным.

Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён).

Эпоха В. завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

У истоков литературы Возрождения, на грани со средними веками возвышается гениальная личность Данте, а завершает эпоху великий Шекспир, связывая ее с последующим развитием духовной культуры. В истории изобразительных искусств проявление духа Ренессанса ранее всего ощутимо в живописи Джотто; итоги же блистательного и мощного художественного движения по-разному дают о себе знать в искусстве многих итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов во главе с Микеланджело, а также в творчестве крупнейших немецких и нидерландских мастеров.

15 век – формирование нидерландской школы. Новый тип мадригала, лирическая углубленность. Маренцио – композитор. Появляется мадригальная комедия – основа для возникновения оперы.

Английский мадригал (16 век-начало 17) – Бёрд, Морли, Уилкс, Уилби.

Английская песня с лютневым сопровождением – Дауленд.

Французкое Ars Nova – Филипп де Витри, Г. де Машо. Зависимости от средневековой полифонии. Два стилевых этапа: более усложненный и более упрощенный (Дюфаи).

Шансон (16 век) – Жанекен, Лежен, Котле. Яркое проявление возрождение во французкой музыке. Народнобытовая жанровость и реалистическая программная изобразительность.

В Испании 15-16 век – появление песенных жанров вильянсико и романс. Интенсивное развитие инструментальной музыки, танцевальные формы которой объединены в сюиты. Появление вариаций, фантазий, ричеркаров, токкат, прелюдий.

С 15 века расцвет лютневой музыки. Развитие исполнительства на органе и струнных инструментах (клавесин, клавикорд) Развитие семейства виол.

15 век – расцвет нидерландского искусства. Беншуа – композитор переходного периода (Бургунская шансон), крупные жанры, части месс, мотеты. Дюфаи – появление строфичности в шансоне. Творчество Дюфаи соотносят с творчество Ван Дер Вейдена и Яна Ван Эйка. Для них характерен рационализм, религиозные сюжеты, реалистические зарисовки.

Й. Окюгем – мотет «Один как отшельник» проникнут светским содержанием.

Обрехт – фольклорные истоки музыкального языка.

Появляются сомнения в правоте гуманистов в творчестве Босха и Брейгеля. Параллель с Ж. Депре, который работал в песенных жанрах, сравнивают с Шубертом. Выразительность вокальных тем, гармонии. Написал Мессу, в которой каждая часть представляет мотет. Имитация становится главной в мотете, показывает внутренний мир человека.

Аффекты.

Орланда Лассо – расцвет нидерландской школы. В его творчестве – развитие реалистических тенденций.

Расцвет римской полифонии – школа Палестрины – гармонический строгий стиль.

Венецианская школа – Габриели.

Возрождение 15-16 века – сложная эпоха, фундамент для всего последующего развития:

- нотопечатание

- конструирование музыкальных инструментов

- рациональная нотация

- рост международных связей

- утверждение нового полифонического стиля

- прояснение музыкальной декламации

- освобождение от схоластики средневековых композиций

- многоголосное мышление

- хоровая полифония

- развитие инструментальной музыки

- кристаллизация мажорного и минорного лада

- музыкально-теоретическая мысль

Наиболее серьезные и крупные музыкальные жанры того времени — месса, мотет — могли быть предназначены либо для церкви (в мастерском исполнении хорошо организованной хо-ровой капеллы), либо (мотет) для двора того или иного короля, князя, герцога (в художественной передаче средствами придворной капеллы). Эта церковная или придворная по назначению музыка не слишком располагала к выражению собственно личностного начала. Лишь со временем, когда в гуманистических кругах сложилась иная эстетическая атмосфера, лирика и драматизм получили более широкое и свободное воплощение сначала в итальянском мадригале, а затем в ранних образцах нового жанра — «драмы на музыке», то есть итальянской оперы.

Хорошо известно, что живопись и скульптура Ренессанса как тематически, так и «территориально» были в большой мере связаны с церковью своего времени, хотя сильнейшие художники внутренне и освобождались от этой зависимости. Серьезной же музыке в крупных формах было попросту негде повседневно звучать, кроме церковных капелл, обычно и возглавляемых лучшими ее создателями. Поэтому неудивительно, что при всем внутреннем обновлении, «обмирщении», по-разному характерном для художественного творчества в XV—XVI веках, музыкальное искусство оказывалось еще не вполне свободным от воздействия церковной идеологии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты