КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные черты григорианского хорала установились в 10-11 веках.Проникновение в григорианский хорал народной музыки. Содержание духовного гимна, поэтизация религиозных догматов. Предпосылка гимна в музыке (взволнованность, эмоциональный подъем, исполнение гимна всем хором…). Лирический характер гимна. Наличие стихотворного текста, строфичность стихов, музыкальная куплетность. Мелодии гимнов – популярные. легкозапоминавшиеся напевы. Народными чертами отличались гимны в шествиях, процессиях. Позже гимн преобретает все большее значение в церковной службе, образуя стержень мессы. Гимн наполнен переживанием, лирикой, волнением. Народная музыка просачивается в григорианское пение в виде секвенций, тропов, литургической драмы. Внедрение многоголосия в григрианские хоралы. Исходный момент в секвенциях и тропах – принцип тропирования (троп – стилистический прием речи, когда слова и выражения употребляются в переносном смысле). Юбиляция – орнаментально-мелизматическое расширение заключительного раздела псалмодия привела к появлению секвенции. Первые авторы секвенций – Ноткер Заика. Первые секвенции – подтекстовка под мелодию юбиляций. Литургическая драма – разновидность диалогизированного тропа с вопросами и ответами двух антифоннорасположенных групп хора. Первоначально исполнялось на григорианский напев. Позже исполнение индивидуализируется. появляются костюмы, расширение круга образов, вытеснение латинского языка народным диалекта, вместо прозы – стихи. Музыка литургической драмы – использование характерных речевых интонаций, значительное место занимаются музыкальные инструменты, открытие человека, победа народного искусства. «Празднество глупцов». Внедрение многоголосия в григорианское пение. Истоки многоголосия – ленточное, подголосочное, бурдонное. Первое многоголосие в 9 веке – органум, особое праздничное пение. В 15 веке – Англия новая разновидность – ведение голосов параллельными терциями, затем фобурдон (добавление к ранее данном голосу двух других голосов, непосредственно во время исполнения). 12 век – франция, новая форма многоголосия – дискант, сопровождавший основную мелодию, заимствованную из хорала или народной песни. Импровизация над основной мелодией. Дискантирование. Начало 17 века развивается искусство контрапункта – наслоение нескольких мелодий и их одновременное исполнение. Музыкальная эстетика – музыкальная теория в средние века связана с богословием. Исходила из учений античности. Августин – 6 книг о музыке и т.д. Боэций – об установлении музыки. Церковные лады – автентические и плагальные. Гвидо из Ореццо – нотная запись. 12 век – школа Леонина и Перотина – основоположники полифонии. 12-13 века – соборная школа Нотр Дам – университетская корпорация. Певческие школы. Музыка приобретает христианское толкование, как наука о числах. Музицирование – 8-11 века – светское искусство => новые формы и жанры в творчестве труверов, жонглеров.Традиции песенного творчества – синкретический процесс. Культура средневековой европы – менестрельная. Типы артистических способностей профессионализма: – зрелищноцирковой – акробаты, гимнасты; - профессионализм поющих поэтов; - инструменталисты; - синтетические формы профессионализма. Распространенные инструменты – арфа, висла, орган портатив, труба, барабаны, колокола, кастаньеты, волынка. Устные профессионализм жонглеров – основа музыкальной жизни. Вариации – основной тип вариационной техники эпохи средневековья. Некоторые менестрели оставили после себя нотные записи.
В конце 11 произошел перелом средневековой жизни – закрепляется феодальный строй. Образуются классы – военной и землевладельческой наследственной аристократии, вырастает роль рыцарства. У рыцарства – интерес к искусству. Замки феодалов- центры рыцарской культуры, свод правил рыцарского поведения. Города вокруг замков становятся как экономическая категория – мануфактуры, ярмарки и т.д. Города крепнут начинается борьба с феодалами. Монастыри – власть. Высшая светская власть рассматривает борьбу феодалов и городов. Эта борьба отразилась в музыкальной культуре. Расцветает одноголосная музыка у трубадуров, созревают музыкально-сценические представления, развивается многоголосие. Появляется музыкальня запись и светская музыка. Музыкально теоретическая область развивается. Мистичекая симаолика уступает место музыкальной практике – нотация, многоголосный склад. Большое развитие музыкальные инструментов. Начинают вырисовываться индивидуальность композиторов. В первые века, вторая половина 11, 12 века – рыцарская музыкально-поэтическая культура, 500 имен художников. Городская музыкальная культура только в раннем возрождении дает возможно воссоздать творческий путь композиторов. В городах больший вес преобретает значение обучения музыкантов. Волна светского бытового музицирования в университетах. Развивается народная музыка, песни сопровождаются инструментами, музыкальная запись. Закрепляется ярко выраженные мажор, подчеркиваются опорные функции лада, вводные тона, интервалы восходящей кварты, секвенционное развитие напева. Значима роль инструментов в танцевальной музыке. 11 век – музыкально-танцевальные жанры для инструментального сопровождения. с 11 -14 веков – расцвет светского музыкально-поэтического многоголосия, юг Франции в Провансе. Трубадуры выражали простые реальные чувства, любовная лирика или воинские служебные песни. Внимание к личным переживаниям противопоставлялось аскетичной средневековой идеологии. Анонимность сменяется утверждением авторства. Основная цель трубадура – доставить наслаждение, эстетические воздействие на слушателя. Важна мелодия, в каждой песне разная. Конфликт противоположных тенденции –обращение к народной поэзии, мелодии, с другой стороны – презрительное отношение к социальным низам. Так как трубадуры – рыцарская культура, они сами феодалы. Бернард открыл классический период искусства трубадуров. 13 век – разгром юга Франции отразился отрицательно на творчестве трубадуров. Появились песни – плачи. Труверы – северная франция. Происхождение традиции из социальных низов. Основы творчества – городской, музыкальный фольклор. Песни, рондо. Минезингеры – немецкое рыцарское искусство. Близко к творчеству трубадуров. Переосмысление свадебной, любовной лирики в духе рыцарской идеологии. 13 век – искусство М. склоняется к упадку, культу дамы подменяется культом богоматери. Разновидности музыкально поэтической культуры Т., Т., М.
|