КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема периодизации истории западноевропейской музыки.Стр 1 из 12Следующая ⇒ 1 проблема: «несовпадение календарного века» с художественной эпохой (напр: Романтизм, Ренессанс и.т.д.), проблема определения времени начала и окончания той или иной эпохи, переходное время, рубеж веков. 2 проблема: Приведенные наименования заимствованы из архитектуры (барокко), литературы (романтизм, экспрессионизм), изобразительных искусств (импрессионизм) и сами по себе, строго говоря, не характерны для музыки, обладающей своим специфическим комплексом выразительных средств, далеким от архитектуры и литературы, своими материальными принципами звукооформления. Следовательно, подразумевается не тождественность художественных явлений разных видов искусства, каждый из которых конструируется из неповторимо особого „материала" и обладает собственными содержательными возможностями, а аналогии на высшем уровне их образно-стилевых тенденций. 3 проблема: Разграничение эпох по стилевому признаку. «Стиль эпохи». Употреблялось в разных значениях при размежевании: 1) старой манеры письма от новой, 2) жанров, 3) характера музыки, 4) национальных отличий 5) индивидуальный стиль Глубоко разработал эту проблематику Д.С.Лихачев: А) Прежде всего, не следует абсолютизировать понятие „стиль эпохи" — он не подавляет другие возможности, не исключает борьбу стилей, как проявление различий в идейных движениях эпохи. Б) Но вернемся к положениям Лихачева. Следующее из них гласит: необходимо учитывать неравномерность выявления определенных стилевых черт в разных видах искусства, как в одновременности (синхронно), так и в хронологической последовательности (диахронно). Проиллюстрируем примером: на рубеже XVI - XVII веков, то есть в краткий период между Ренессансом и барокко, возникло в ряде стран Европы особое поэтическое течение, неточно именуемое „прециозным" („изысканным", иногда — „маньеризм"), представителями которого являются выдающиеся авторы: Гонгора в Испании, Марини в Италии, Джон Донн в Англии. Но в музыке, за исключением, быть может, только мадригалиста Джезуальдо ди Веноза, данное течение не получило четкого отражения. Что же касается диахронии, то таких явлений множество. Например, если Генрих Гейне, полемически заостряя мысль, говорил, что в 10 - 20-х годах XIX века романтиками были почти все талантливые писатели, а в 30-х только посредственности, то как раз с третьего десятилетия начинается бурный расцвет романтизма в музыке — достаточно назвать „неистового" Берлиоза, раннего Вагнера. Аналогична ситуация и с импрессионизмом: он возник в живописи с середины 60-х годов, а в музыке спустя два десятилетия. Разумеется, вследствие такого временного разрыва психологически сместились смысловые акценты в разных видах искусства, хотя поименованы они одинаково. Исходя из этого бесспорного положения я еще в 60-х годах высказал соображение, что музыкальный романтизм XIX века „реалистичнее" литературного и одновременно реализм „романтичнее"*. В) Далее. Следует иметь в виду, что по ходу общественного развития — чем дальше, тем больше — сферы культуры дифференцируются, а посему воздействие стиля эпохи не распространяется на все виды творческой деятельности. Г) И наконец, резюмирующее определение: «Стиль это не только совокупность тех или иных формальных признаков, не только идеология, определяющая эти формальные признаки, но и то положение которое данный стиль занимает в искусстве и в истории искусства»***. 4 проблема: Недостаточно также обсуждались у нас принципы периодизации музыкального процесса. Как пережиток вульгарно-социологических воззрений, долгие годы (чуть ли не до начала 60-х годов) главенствовал принцип членения по общественно-экономическим формациям. 5 проблема: Наука ставит себе целью определить в множественности и разнообразии фактов закономерное. Дабы пристальнее изучить динамику развития закономерного, процесс расчленяется — вводится периодизация. Безусловна приблизительность таких членений, ибо процесс текуч, многосоставен, его исторические ряды сосуществуют во взаимодействии: одни прорастают в будущее, в других дольше сохраняются рудименты прошлого. Периодизации западные: В западном музыковедении предложено множество вариантов, которые в общем не столь сильно отличаются друг от друга. Прежде, как указывалось, ориентиром служила дробная смена генераций, школ. Сейчас эпохи укрупнены. Но во всех вариантах наблюдается пристрастие к круглым цифрам либо к переломным моментам в биографии гения. Поэтому преобладают членения по столетиям либо полустолетиям, а новой хронологической датой иногда избирается смерть художника. ПРИМЕРЫ ЗАПАДНЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЙ: В качестве примеров приведем два варианта. Такова прежде всего схема американского музыковеда О. Дери, предлагаемая в его труде, посвященном музыке XX столетия (1968) 43.
Романский стиль 800 - 1100 (300 лет) Готика 1100 - 1400 (200 лет) Ренессанс 1400 - 1600 (200 лет) Барокко 1600 - 1750 (150 лет) Классицизм 1750 - 1810 (60 лет) Романтизм 1810 - 1900 (90 лет)
Произвольность приведенных „округленных" временных членений очевидна. Их более осторожную дифференциацию предлагает Ф.Блуме в сводном труде «Эпохи музыкальной истории» (1974) 44, где собраны соответствующие главы, написанные разными авторами для капитального 17-томного словарного издания «Музыка в истории и современности» (сокращ. — MGG) 45. В MGG представлена такая схема:
Ars antiqua: ок. 1230 — 1320. Ars nova: XIV век до середины XV века. Гуманизм: с середины XV века до середины XVI века. Ренессанс: в центре — XVI век. Барокко: с конца XVI века до середины XVIII века. Классицизм: примерно с середины XVIII века до первых десятилетий XX века.
Романтизм: хронологические грани подвижны, ибо музыкальные эпохи классицизма и романтизма по сути едины, как „два аспекта того же периода", конечная грань — начало XX века.
Новая музыка: начальный этап — примерно перед первой мировой войной. Сравнивая приведенные таблицы, приходишь к выводу: первая схема в четырех разделах опирается на терминологию и хронологию зодчества, а музыкальный процесс во временном пространстве представлен огрубленно.
|