Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Эпоха Средневековья в истории русской музыки.

Читайте также:
  1. Quot;Бостонская резня", "Бостонское чаепитие", акция "Паблиус" -роль данных исторических событий в истории PR.
  2. XVI-XVII вв в мировой истории.
  3. XVII век - новый период русской истории
  4. XVIII в. в европейской и мировой истории.
  5. XVIIвек в европейской и российской истории: модернизация и просвещение.
  6. Актерское мастерство и организация представлений в русской театральной культуре 19 века.
  7. Аллегорическое толкование истории двух сыновей Авраама (Гал. 4, 8-31).
  8. Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).
  9. Б4-в1 Устав, полуустав и вязь в русской письменности
  10. Билет 1. Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории.

 

9-10 – 14 века – раннее средневековье.

Эпоха С. в русской музыки происходила в период перехода от родового строя к феодализму. 10-11 века – становление Киева, культурный и экономический центр. Развиваются все виды искусства.

Музыка – жанры народного творчества. Первые формы церковного пения, музыка для сопровождения ритуалов быта княжеского двора. Происходит рождение знаменного пения, кондакарное пение как первая форма письменной фиксации в крюковой записи, профессиональное музыкальное искусство.

Благодаря сближению с Византией – крещение Руси. Развитие былинного эпоса, основные принципы знаменного – вариантность.

13 век – первая половина – центр – Киев, середина 13 века – Новгород, потом – Москва.

Знаменное пение – хоровая монодия с преобладанием речетации, расцвет в первой половине 14 века. Ритмическая свобода, звукоряд от Соль (Б) до ре (1). Система крюков напоминающая невменное письмо. Особенно русской церковной музыки – вокальный характер. Мелодия знаменного пения вошла в строй русского музыкального языка, внеся в него свою семантику. Преимущественно она связана с образами суровых высказываний.

Былины изучались только на основе устных традиции. Периодизация былин:

- киевский период 11-12 века

- владимиро-суздальский – 12-14 – об Илье Мурамце

- 14-17 века былины не возникали, а перерабатывались старые.

Первый сборник с напевами создан во второй половине 18 века Кириллом Даниловым.

13-14 века – гимническая поэзия калик-перехожих, связанных с религиозным восприятием мира. Духовные стихи были связаны с народным и знаменным пением. Духовные стихи привлекали многих композиторов….

Деревня преобладала над городом => широкое проникновение народного творчества в художественную практику феодалов и церковное искусство.

Скоморохи, сказители. Из народа приходят головщики – руководители хорового пения.

Древнерусские храмы не только культовые, но и общественные. Зарождение в Киеве письменности в 11 веке.

14-16 века – позднее русское средневековье – развитие народного творчества:

1) лирические песни

2) исторические: былины, новеллы, скоморошины;

3) развитие многоголосия, подголосочная полифония.

Центр Новгород – расцвет скоморошества. Большое развитие – музыкальные инструменты – гусли, гудок, домра.



Церковная музыка:

1) развилась и окрепла традиция колокольного звона;

2) сложилась новгородская традиция распевов благодаря Роговым.

3) в церковную музыку введено многоголосие (Савва Рогов)

4) И. Шайдур – первый русский теоретик, труд «Сказания о пометах еже пишутся в пении под знаменами» - о киноварных пометах.

5) развитие театральных традиции и театрализация церковной службы.

С конца 14 века – подъем русской культуры после битвы на Куликовом поле. Творчество Андрей Рублева (Троица), фреска «Идут святые в рай» (Рублев, Черный), Дионисий – автор фресок Ферапонтова монастыря. Все искусство того времени устремилось от церкви к живому человеку. Тенденция к созданию единого русского стиля. Яркое проявление архитектуры – Московский Кремль, Храм Василия Блаженного. В 15-16 веке возникает многоголосный путевой (подготовленная система осмогласия) и демественный распев – Василий Рогов.

Возникает хор государевых певчих дьяков (15 век) и патриарших певческих дьяков (16 век). Возникает церковный обиход.

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 20; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные черты григорианского хорала установились в 10-11 веках. | Проблемы западноевропейского музыкального Возрождения в ряду других искусств.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты