![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиоведение как наука. Предмет изучения, научные взгляды на религию и основные разделы науки религиоведение.Стр 1 из 30Следующая ⇒ Религия — особая форма понимания мира, основанная на вере в сверхъестественное, в могущество нематериальных сил. На этом строятся моральные нормы и структура поведения. Кроме того, религия предполагает систему обрядов и наличие общественной структуры (чаще всего церкви). Подобная трактовка религии признана специалистами, но она очень схематична и порождает массу вопросов. Например, что такое «сверхъестественное», и чем оно отличается от «естественного»? Парадокс в том, что, пытаясь сжато ответить на вопрос о сущности религии, мы всегда вынуждены будем объяснять неизвестное через неизвестное. Не очень понятна даже этимология слова «религия». То ли имеется в виду корень «обрядовое действие», то ли глагол «связывать», то ли включаются другие ассоциации. Причем, эта неопределенность не современного происхождения, уже в Древнем Риме у Цицерона Во-вторых, весьма проблематично отделить «научное» от «ненаучного» в подходе к столь сложному общественному феномену. Подлинная наука предполагает описание своего предмета «как бы со стороны», она руководствуется фактами и наблюдениями, объективно не зависящими от ученого. На этом строятся все концепции современного естествознания. Разумеется, при этом остается место научному творчеству, смелым гипотезам, однако характер закона выводы науки приобретают только тогда, когда не зависят от воли ученого, и будут подтверждаться всякий раз в схожих условиях. Скажем, длина любой окружности на плоскости равна 2 π r; в физике в обычных условиях всегда будет соблюдаться закон Ома и так далее. Однако с религией все сложнее. Независимо от того, являемся ли мы верующими или атеистами, к какой конфессии мы принадлежим, мы все так или иначе связаны с религией, отношение к ней является частью нашего мировоззрения, поэтому ученому очень сложно отделить предмет исследования от самого исследователя. Представьте, как сложно было бы даже самому блестящему ученому Средневековья, глубоко верующему христианину, объективнорассуждать о причинах веры и сущности христианских обрядов! В реальности это просто невозможно. Может показаться, что ученый-атеист находится в более предпочтительном положении, но это не совсем так. Проблема в том, что атеизм Известный русский писатель В. Тендряков Но и опровергнуть существование Бога, продолжает свою мысль Тендряков, можно лишь в том случае, если мы знаем о мире абсолютно все, и можем с уверенностью утверждать, что Бога в мире нет. Однако совершенно ясно, что человек никогда не будет знать о мире абсолютно всего, всегда будет что-то, что находится по ту сторону его знаний. Далее нам остается только верить — либо в Бога, либо в его отсутствие. Поэтому наука «религиоведение» не может ставить перед собой задачу доказательства или опровержения Бога. Она может заниматься лишь теми сторонами религиозной теории и практики, которые могут быть рассмотрены в качестве объективно существующих. Именно поэтому «религиоведение» как наука в современном смысле слова появилось сравнительно недавно — с начала ХХ в., хотя, разумеется, корни ее уходят в глубину веков, и самые блестящие умы человечества пытались осмыслить и понять и феномен Бога, и место и роль религии в обществе.
|