КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия национальной и мировой религииПринятое в религиоведении (особенно русскоязычном) деление религий на мировые и национальные носит условный характер и принципиального значения не имеет. По сложившейся традиции национальной религией признается та, которая связана с конкретным этносом, доминирует на территории какой-либо страны, а если и выходит за ее пределы, существует в традиционном виде, не приспосабливаясь к новым условиям и не меняясь качественно. Численность приверженцев религии играет не самую важную роль. Скажем, даосизм или индуизм имеют миллионы приверженцев, однако за пределами Китая и Индии влияние этих религий невелико. И самое главное — они не ассимилированы другими народами, существуют в едином виде (насколько вообще возможно говорить о единстве, например, индуизма). Мировые религии отличаются не только большим количеством сторонников, но широким распространением по миру, причем, в разных странах и культурах мировая религия выглядит по-разному. Другими словами, мировая религия адаптируется к принявшей ее новой культуре. Критерий этот довольно ненадежный, поскольку элементы адаптации есть в любой религии, а ареал религии, за исключением христианства, как правило, относительно локализован в мировом пространстве. Современные западные специалисты классификацией религий по основанию «мировая — национальная» пользуются редко, там чаще используется географическая классификация (религии Ближнего Востока, Индии и Китая, Америки, Африки, Европы и т.д.). Христианство при таком подходе понимается как религия Запада, несмотря на современную распространенность. Такой подход тоже имеет свои изъяны, так как теряется ощущение масштаба распространения религии, ее роли и национальных специфик. Словом, вопрос о классификации остается открытым, но это не самый принципиальный вопрос. В русской традиции обычно выделяются три мировые религии: ислам , буддизм и христианство . За остальными религиями — независимо от числа сторонников и степени влияния — признается статус национальных. С этим согласны не все специалисты. Например, Д.В. Альжев в своей книге «История и теория религий» настаивает на том, что иудаизм должен рассматриваться как мировая религия, поскольку оказал и оказывает огромное влияние на формирование религиозного сознания человечества. К такой же оценке склоняются и западные религиоведы и социологи. Например, известный специалист Дэвид Харли начинает разговор об иудаизме с характерной фразы: «Иудаизм — старейшая из трех великих монотеистических религий мира, от него произошли и христианство, и ислам». В то же время религиоведы советского периода склонны были принижать значение иудаизма, отводя ему весьма скромную роль. Тут, несомненно, сказывались отголоски политической конфронтации Советского Союза и Израиля. Скажем, Л.С. Васильев в «Истории религий Востока» пишет, что иудаизм сохраняет влияние только в еврейских общинах и по масштабу воздействия несопоставим с тем, что дали миру христианство и ислам. С позиций сегодняшнего дня такая точка зрения кажется неверной. В рамках нашего курса мы придерживаемся традиционной для российской науки схемы, вычленяя три мировые религии (христианство, буддизм, ислам), при этом хорошо сознавая условность такой классификации. Конечно, в пределах нашего краткого курса невозможно хоть сколько-нибудь подробно рассказать об основных религиях современности, каждая из которых имеет богатую историю и мифологию. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь самыми общими сведениями, а заинтересованных студентов отсылаем к прилагаемому в конце списку литературы, где, среди прочего, есть и специальные исследования по конкретным религиям. ИНДУИЗМ,основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бóльшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений. За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь. Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым. Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма. Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты,Бхагавадгита, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгитаближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма. ИНДУИСТСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ Вселенная и наивысшая реальность. Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Вселенная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля – седьмая сверху. Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества, жизни богов и эволюции всего космоса. Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхармауменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра – кали юга – началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение кали юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу – один день в жизни бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя вселенной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком состоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрождается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет. В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуистском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универсальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, такие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют – неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество. Цели человека. Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме – правильному поведению; и мокше – освобождению от цикла нескончаемых перерождений. Дхарма. Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее – как одушевленная природа, так и неодушевленная – с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота – это желтый цвет и блеск, дхарма тигра – его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов – разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты). По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. ВБхагавадгите говорится: «Лучше исполнить собственный долг [дхарму],пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого».
|