КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранние формы религиозного сознания. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.С развитием цивилизации первобытный мифологизм постепенно сменяется более сложными мировоззренческими и идеологическими системами. Они еще очень тесно связаны с мифом, но гораздо более структурированы, упорядочены и социализованы. На этой стадии возникают религиозные институты, появляются профессиональные служители культа: шаманы, волхвы, жрецы и т.д. Начинают складываться собственно религиозные представления, канонизируется сонм богов. Веры в единого Бога на этой стадии еще нет, но мир богов начинает упорядочиваться, часто возникает идея «главного Бога», который почитается особо. Такая форма религиозного сознания называется язычеством . Стадию язычества в той или иной мере прошли все известные цивилизации. Остановимся лишь на некоторых. АНИМИЗМ(от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы. В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило вэпоху Возрождения в учении о мировой душе. Родоначальник греческой натурфилософии Фалес Милетский полагал, что все тела, приводимые в движение присущей им внутренней силой, одарены душою – «все полно богов». Свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо). Этот разум или душу Фалес представлял как нечто вещественное, существующее отдельно от видимого мира. В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело. Аристотель, Парацельс иКардано считали душу ваятельницей тела. ФЕТИШИЗМ (в антропологии) – почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается, пребывает дух, и который, как полагают, влияет на жизнь и судьбу индивида или группы. Термин используется также в психопатологии в более ограниченном смысле (см. ниже). Это слово было впервые употреблено португальскими исследователями при описании практики почитания аборигенами западной Африки некоторых деревянных изображений. Фетишизм является традиционным для большинства населения таких стран как Замбия, Ботсвана, Кот-Д’Ивуар, Мозамбик и др.
ТОТЕМИЗМ– вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное (реже – растение или предмет неживой природы). Кланы и прочие кровнородственные группы в составе первобытных племен обладали характерными комплексами верований, которые в рамках отдельного племени повторяли друг друга, различаясь лишь в деталях. Поскольку каждый человек принадлежал к тому или иному клану по рождению, он был естественным образом связан с этими верованиями и предписанными формами поведения. Тотемизм коренился в представлении о том, что существует мистическая связь между индивидом и некими природными силами и явлениями. В случае, если клан носил название животного или растения (что было далеко не всегда) обычно верили, что между членами клана и данным природным объектом существует своеобразная мистическая связь. Членам клана предписывалось особое отношение к нему и определенное поведение, в частности, уважение или почитание, запрет на его убийство и поедание и т.п. Характер и степень серьезности этих верований чрезвычайно разнообразны. Классическим является пример австралийских племен, где члены клана верили, что происходят от своего тотемического животного, совершали магические обряды, целью которых было его размножение; им было запрещено убивать или поедать его; они расписывали свои тела и оружие знаками их тотемической связи. Устойчивый комплекс таких обрядов и верований делал каждый клан самостоятельной религиозно-культовой группой. Пример другого рода можно найти у безымянных кланов индейцев марикопа в Аризоне, каждый из которых ощущал неясную связь с группой растений, животных и пр., которых они почитали и славили. Месяцы, составлявшие в этом племени годовой цикл хозяйственной деятельности, назывались в честь различных тотемов, а отдельные свойства тотемов лежали в основе женских имен. Иногда тотем получал воплощение в резных или живописных изображениях, подобно тотемным столбам индейцев с побережья Аляски, которые демонстрировали свое происхождение от животных предков. Другие первобытные формы социальной организации, помимо кланов, также имели черты тотемной идеологии: каста или община могла иметь пищевые ограничения и особое почтительное отношение к определенным животным или каким-либо природным объектам; племя в целом тоже могло иметь подобные тотемические проявления. Неприятие свиньи у мусульман и иудеев, эмблема орла у римлян, возможно, уходят корнями в тотемические представления. МАГИЯ(лат. magia), попытка человека достичь определенной цели с помощью действий и обрядов, основанная на вере в возможность подчинения его воле природных или сверхъестественных сил. Все народы мира в древности и в Средние века разделяли веру в мистические силы, влияющие на окружающий мир, но для разных территорий существовали различия в магической практике. Некоторые магические действия характерны преимущественно для Старого Света, например такие, как похищение и уничтожение обрезков ногтей или волос намеченной жертвы, втыкание булавок в ее изображение с целью причинить вред, вызвать ее болезнь или смерть; приготовление приворотного зелья; произнесение магических формул (например, молитвы задом наперед). Гадание в некоторых своих формах также было магическим актом, не выходившим за пределы Старого Света. Обычай же нацеливать косточку в сторону вражеского лагеря был характерен для австралийских аборигенов. В водуизме стран Карибского региона по сей день сохраняется немало колдовских обрядов подобного рода, принесенных в свое время из Африки черными рабами. В каждой культуре обычно имелся собственный набор магических действий, поскольку использование иных приемов не давало уверенности в том, что желаемая цель будет достигнута. О действенности магии судили по ее результатам; если их не было, то считалось, что причиной тому либо ответные магические действия, либо недостаточная сила проделанного магического обряда. Иногда магические акты производились лишь ради демонстрации; с помощью волшебного искусства – того, что сейчас мы бы назвали иллюзионизмом, – маги и знахари демонстрировали свою власть над оккультными силами перед восприимчивыми и легко поддающимися внушению зрителями.
|