КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИТАЕ. ВОССТАНИЕ ИХЭТУАНЕЙФормирование китайской нации. В конце XIX — начале XX столетия процесс формирования китайской нации значительно продвинулся. На этой основе возникло буржуазно-национальное движение, одним из первых проявлений которого была деятельность реформаторов, развернувшаяся в конце XIX в. Зарождение реформаторского движения. Среди китайской интеллигенции, помещичьей и чиновничьей по своему происхождению, появилась прослойка, выражавшая интересы формирующейся национальной буржуазии. Из ее среды вышли люди, призывавшие к осуществлению ре-форм, которые могли бы укрепить страну и спасти ее от иностранного порабощения. Призывы к реформам стали раздаваться вскоре после франко-китайской войны 1884—1885 гг. Появились книги и брошюры, авторы которых настаивали на проведении серьезных экономических и политических преобразований. Выдвигались идеи созыва парламента и превращения Китая в конституционную монархию. К этому времени наиболее видным представителем реформаторского движения становится Кан Ю-вэй (1858—1927). Кан Ю-вэй был крупным ученым, изучавшим древнюю китайскую литературу, историю и философию. Он проявлял также большой интерес к истории и политическим теориям капиталистических стран Запада и Японии и пытался соединить некоторые положения конфуцианского учения с буржуазными идеями Запада. Он выдвинул программу реформ, которая, по его мнению, могла спасти Китай от порабощения. При этом Кан Ю-вэй выступал как убежденный сторонник монархической власти, считая, что реформы должны быть осуществлены императором. В 1896—1897 гг. Кан Ю-вэй вел пропаганду в Цзянсу, Чжэцзяне, Гуандуне, Гуанси. В провинциях стали возникать группы и общества сторонников реформ, учреждавшие свои школы, издававшие газеты. Число газет и журналов, издаваемых реформаторами, достигло тридцати. Ближайшим сподвижником Кан Ювэя стал видный китайский историк и литератор Лян Цичао. В провинции Хунань реформаторское движение возглавлял один из наиболее радикальных его представителей — Тань Сытун.
«Сто дней реформ».Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторонниками императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники императора склонялись к сближению с реформаторами, рассчитывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть. В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику реформ. Проекты реформ были разработаны Кан Ю-вэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими теперь доступ к политической власти. В течение 103 дней, с 11 июня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы. Однако политика реформаторов встретила решительное сопротивление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси. Большинство чиновников в центре и на местах саботировали выполнение императорских указов о реформах. Единственным реальным успехом реформаторов в этот период было завоевание условий для легальной деятельности их организаций и пропаганды их идей. Но реакция, в руках которой находились армия и государственный аппарат, быстро перешла в наступление. В некоторых провинциальных городах были разгромлены помещения обществ и редакций газет реформаторов. В столице противники реформ, возглавляемые Цыси и генерал-губернатором столичной провинции Жун Лу, готовили переворот. В этой сложной обстановке реформаторы пытались привлечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи предотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентября клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя отстранили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю и Лян Цичао удалось бежать в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.
Начало революционной деятельности Сунь Ят-сена. «Общество возрождения Китая».Кан Ювэй и его сторонники представляли правое, соглашательское крыло зарождавшегося в Китае буржуазно-национального движения. Но одновременно с либерально-реформаторским движением в Китае возникло и революционно-демократическое направление буржуазно-национального движения, возглавляемое Сунь Ят-сеном. Сунь Ят-сен родился в 1866 г. в одной из деревень провинции Гуандун в крестьянской семье. Его брат эмигрировал на Гавайские острова, вел там торговлю. В 1878—1883 гг. Сунь Ят-сен жил у брата в Гонолулу, где учился в миссионерской школе. После поражения Китая в войне с Францией Сунь Ят-сен решил посвятить себя борьбе за возрождение родины. Еще будучи студентом медицинского института в Гонконге, который он окончил в 1892 г., Сунь Ят-сен начал вести революционную агитацию. Медицинская практика позволила ему глубже узнать жизнь и чаяния народа. Вначале Сунь Ят-сен примыкал к реформаторам, но со времени войны с Японией он выступает решительным сторонником революционной борьбы против цинской династии, за республику. Вскоре после нападения Японии на Китай Сунь Ят-сен направился в Гонолулу, где стал объединять китайских эмигрантов и подготовлять создание тайной революционной организации. В феврале 1895 г. в Гонконге состоялось формальное основание «Общества возрождения Китая». Сунь Ят-сен понял, что одними реформами не спасти Китай, он призывал к революционной борьбе. В 1895 г. под его руководством готовилось восстание в Гуанчжоу. Однако власти раскрыли революционную организацию. Несколько соратников Сунь Ят-сена были казнены. После этой неудачи Сунь Ят-сен в течение нескольких лет посетил ряд стран Азии, Европу и Америку, где вербовал себе единомышленников среди китайских эмигрантов. Он знакомится с общественными идея-ми Запада. В 1900 г. Сунь Ят-сен делает еще одну попытку организовать вооруженное восстание на юге Китая, но и эта попытка окончилась неудачей. Если Кан Ювэй и его группа представляли верхушечные слои национальной буржуазии, вышедшие из феодальной среды, то Сунь Ят-сен выражал интересы мелкой и средней китайской национальной буржуазии. Он искренне и глубоко сочувствовал нуждам и чаяниям китайского крестьянства. Нарастание стихийных выступлений народных масс. Движение «Ихэтуань». Усиление бедствий, переживаемых трудящимися города и деревни в связи с превращением Китая в полуколонию, вызвало новый взрыв возмущения народных масс. Если в начальный период колониальной агрессии капиталистических держав она затронула главным образом приморские провинции Южного и Центрального Китая, то в последней трети XIX в., особенно после японо-китайской войны 1894 — 1895 гг., усилилась колониальная эксплуатация населения Северного Китая. В Шаньдуне начал хозяйничать германский империализм. Контрибуция Японии, новые кабальные займы при-вели к увеличению налогов и поборов. Помещики повышали арендную плату. Тяжелое положение крестьян и городской бедноты усугублялось стихийными бедствиями. Среди китайского крестьянства по-прежнему большим влиянием пользовались тайные общества, в частности «Ихэтуань» («Отряды мира и справедливости»), или, как его иногда называют, «Ихэцюань» («Кулак во имя мира и справедливости»). Его социальный состав был пестрым. Преобладали крестьяне, но было и немало разорившихся ремесленников, кули, солдат, чиновников, шэньши. Организации общества «Ихэтуань» начали превращаться в центры, возглавлявшие стихийные выступления крестьянства и других слоев населения против иностранных колонизаторов. Ареной деятельности общества стала провинция Шаньдун. Общество выдвинуло лозунг: «Поддержим Цинов, смерть иностранцам!» Члены общества поставили своей целью изгнать «заморских дьяволов» из Китая. Их призывы находили всеобщую поддержку среди населения. В 1898 г. общество, раньше действовавшее в глубоком подполье, начинает открытую пропаганду. По его призыву формируются вооруженные отряды. С начала 1899 г. ихэтуани стали контролировать значительную часть провинции Шаньдун. Среди высших чиновников провинции Шаньдун, да и при дворе в Пекине не было единой позиции по отношению к ихэтуаням. Особенности восстания ихэтуаней. Восстание ихэтуаней было ярким проявлением стихийной борьбы народных масс Китая против иностранных колонизаторов. Делавшее в то время первые шаги буржуазно-национальное движение не оказало на него какого-либо влияния. Реформаторы были решительными противниками народных выступлений. Возглавляемое Сунь Ят-сеном демократическое направление не нашло еще путей к сближению с народными массами. Китайский пролетариат тогда только начинал складываться и не мог стать вождем народного восстания. Не удивительно, что восстание ихэтуаней носило религиозно-мистический характер и отражало отсталую идеологию. Пестрый состав участников движения, отсутствие четкой программы и единого руководства, присущие движению реакционные черты, иллюзии его руководителей относительно возможности сотрудничества с цинской династией, превратившейся уже в опору иностранных колонизаторов, единый фронт всех империалистических держав, организовавших интервенцию против китайского народа,— все это привело к поражению антиимпериалистического восстания китайского народа.
|