Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гражданское право в системе права России????????? 8 страница




Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе, является слабым местом современ­ного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих ви­дов организаций, сколько в последовательном применении вы­бранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. От­меченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими мето­дами статистического и бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116—123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множе­ства специальных нормативных актов, регулирующих деятель­ность отдельных видов организаций. Такое законодательное реше­ние представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организацион­но-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно от­личающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому если особенности организационной структуры юридиче­ского лица, способов обособления его имущества, его ответствен­ности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организаци­онно-правовой формы.

Потребительские кооперативы – объединения лиц на началах член­ства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которых складывается из пае­вых взносов.

Правовое положение потребительских кооперативов опреде­ляется ст. 116 ГК и рядом специальных законов, наиболее важ­ными из которых являются Федеральный закон «О потребитель­ской кооперации в Российской Федерации» в редакции от 11 июня 1997 г., Федеральный закон «О сельскохозяйственной ко­операции» от 8 декабря 1995 г. и Федеральный закон «О кредит­ных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г.

Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Фе­дерации» предусматривает создание единой централизованной си­стемы организаций потребкооперации. Она состоит из низовых потребительских обществ, а также районных, областных, краевых (республиканских) и центрального союзов потребительских об­ществ. Наряду с ними система потребкооперации включает также юридические лица других организационно-правовых форм (на­пример, учреждения или хозяйственные общества), единственны­ми учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Наименование потребительского кооператива должно содер­жать указание на основную цель (точнее, предмет) его деятельно­сти и слова «кооператив», «потребительское общество» или «по­требительский союз», например: «Потребительское общество по заготовке кормов «Лида».

Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив пре­вратится в объединение юридических лиц. Основным учредитель­ным документом любого потребительского кооператива является его устав.

Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом. Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание его членов. В промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет совет (в сельскохозяй­ственных кооперативах — наблюдательный совет). Коллегиаль­ный исполнительный орган потребительского кооператива назы­вается правлением. В отличие от производственных кооперати­вов члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему прави­лу, не отвечают по его долгам (единственное исключение преду­смотрено п. 4 ст. 116 ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих органи­заций потребительским кооперативам предоставлено право рас­пределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и не­коммерческими организациями.

Товарищества собственников жилья – некоммерческое объедине­ние лиц — собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондо­миниума).

Приватизация жилья и развитие рыночных отношений в дру­гих сферах экономики поставили перед законодателем проблему адекватного урегулирования отношений общей собственности на недвижимое имущество. Как объединить разнообразные интересы множества собственников помещений в многоквартирных домах? Одной из возможных форм такого объединения и выступает товарищество собственников жилья. Оно создается для согласования домовладельцами порядка осуществления принадлежащих им прав на недвижимое имущество (прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме), а также для обеспечения содержания, сохранения и приращения недвижи­мости в кондоминиуме.

Товарищество собственников жилья создается не менее чем двумя домовладельцами (собственниками помещений), однако во вновь создаваемых кондоминиумах закон допускает образование товарищества единственным участником (например, заказчиком строительства или застройщиком). С момента государственной ре­гистрации товарищества его участниками автоматически стано­вятся все домовладельцы кондоминиума, на базе которого создано товарищество (включая и тех, кто формально вообще не участво­вал в создании этой организации либо голосовал за выбор другой формы управления кондоминиумом). Учитывая, что эти положе­ния вступают в серьезное противоречие с п. 2 ст. 30 Конституции РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П2 пункты 1, 3 и 4 ст. 32 Федерального закона «О то­вариществах собственников жилья» в той мере, в какой они допу­скают обязательность членства в товариществе собственников жилья, без добровольного волеизъявления домовладельца, призна­ны не соответствующими Конституции РФ.

Высшим органом управления товариществом является общее собрание его членов. Исполнительных органов у товарищества два: коллегиальный — правление и единоличный — председатель правления. Вопросы разграничения компетенции между этими органами решаются в уставе — основном учредительном докумен­те товарищества.

Имущество товарищества образуется в основном за счет всту­пительных и иных взносов участников, других обязательных пла­тежей, в том числе на содержание аппарата товарищества, а также доходов от собственной хозяйственной деятельности. В отличие от потребительских кооперативов в товариществах собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда. Другой от­личительной особенностью является освобождение членов това­рищества от субсидиарной ответственности по долгам последнего.

Членство в товариществе жестко обусловлено наличием в соб­ственности (реже в хозяйственном ведении или оперативном управлении) участника помещения в кондоминиуме. Прекращение права собственности на помещение по любым основаниям (отчуж­дение имущества, смерть гражданина, ликвидация юридического лица и т. п.) автоматически прекращает и членство в товариществе.

Реорганизация и ликвидация товариществ производятся по об­щим для юридических лиц основаниям, которые дополнены п. 2 ст. 45 Закона о товариществах собственников жилья. Из содержа­ния этой нормы следует, что общее собрание членов товарищества должно принять решение о ликвидации юридического лица в слу­чае физического уничтожения комплекса имущества кондоминиу­ма. Это вполне естественно, поскольку такое уничтожение означает невозможность достижения основной уставной цели товарищества.

Статья 46 Закона о товариществах собственников жилья гово­рит о возможности создания объединений двух и более таких то­вариществ. Но несмотря на то, что управление такими организа­циями осуществляется на основе упомянутого Закона, по своей правовой природе они являются не товариществами, а объедине­ниями (союзами) юридических лиц.

Общественные объединения – некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей.

Общественное объединение — это родовое понятие, обознача­ющее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об об­щественных объединениях (ст. 8—13) относит:

общественные организации(объединения на основе членства);

общественные движения(массовые объединения, не имею­щие членства);

общественные фонды(не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его ис­пользовании на общественно полезные цели. Впрочем, законода­тель делает оговорку о том, что общественный фонд является од­ной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в по­рядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-пра­вовой формы некоммерческих организаций);

общественные учреждения(не имеющие членства организа­ции, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интере­сах участников);

органы общественной самодеятельности(не имеющие член­ства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы);

политические партии(объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представле­ние интересов граждан в органах государственной власти и мест­ного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах).

Учредителями общественных объединений выступают гражда­не (не менее трех человек), а также другие общественные объеди­нения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуаль­ными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заклю­чить из ч. 5 ст. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объеди­нения является его устав.

Особенностью наименования общественного объединения яв­ляется необходимость включать в него указание на территориаль­ную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, ре­гиональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова «Россия», «Россий­ская Федерация» и производные от них без специальных разреше­ний государственных органов (что невозможно для других негосу­дарственных юридических лиц). Средством индивидуализации об­щественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную разработку на усмотре­ние участников (ст. 15 Закона). Более подробно структура и ком­петенция органов управления установлены применительно к об­щественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.

Религиозные организации – объединение граждан, имеющее основ­ной целью совместное исповедание и распространение веры и облада­ющее соответствующими этим целям признаками,называется религиозной организацией. В таком понимании религиозная орга­низация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: об­щины, монастыри, братства, миссии и т. п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например духовные образовательные учреждения или объединения религиозных орга­низаций (централизованные религиозные организации). Их пра­вовое положение весьма неопределенно. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию рели­гиозной организации, сформулированному этим же Законом.

Так, с одной стороны, религиозная организация — это объеди­нение не менее чем десяти граждан (п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона). С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а местными религиозными организа­циями (п. 4 ст. 8). Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Наряду с правосубъектными религиозными организациями За­кон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» упо­минает и религиозные группы, не обладающие правами юридиче* ского лица. Представляется, что взаимные права и обязанности участников религиозных групп должны регулироваться нормами о договорах простого товарищества.

Фонд – некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем ис­пользования имущества, переданного в ее собственность учредителя­ми.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей соб­ственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые уч­редители определили ему в уставе, и положениями законодатель­ства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учреди­телей будет использовано должным образом, даже когда они пере­станут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо из­менений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О не­коммерческих организациях»).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммер­ческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйст­венных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной дея­тельности).

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в от­ношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества для достижения ус­тавных целей фонда, закон предусматривает дополнительное ос­нование его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна (подп. 1 п. 2 ст. 119 ГК).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты