КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская архитектура начала 20 века 1 страница
Классицизм господствовал в русской архитектуре 19 века до 40-х годов. Для построек, возведённых в таком стиле, характерна четкость и спокойность, уравновешенность и фундаментальность, гармоничное сочетание частей и целого. Характерно применение портиков, которые увенчивает фронтон, выделяющихся цветом колонн, арок и куполов. Пример такого стиля - Михайловский замок.
Поздний классицизм этой эпохи перерос в стиль ампир, отражающий идеи военной мощи России, ей политического триумфа. Он выражался в монументальности, строгости линий, наличии богатых украшений, в виде скульптурных композиций или отдельных скульптур. В таком стиле построены здание Адмиралтейства, Казанского собора, арки на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Русский стиль в архитектуре. 19-й век. Казанский собор (1801—1811). Фото: tetrabrain ©
Русско-византийское направление возникло в результате всеобщего европейского интереса к своей национальной культуре, в частности к архитектуре и выражается в искусном сочетании с другими стилями, начиная от романтизма. Например, в начале 19 века он господствовал в архитектуре церквей. Для такой архитектуры характерен ряд приёмов и мотивов построения композиций, свойственный византийской культуре. Но в тоже время для него характерны истинно русское пятиглавие, узкие закруглённые окна и характерный русский и византийский декор. Яркий пример тому Храм Христа Спасителя, Оружейная палата в Москве и Большой Кремлёвский дворец, в Ельце Вознесенский собор и др. Другое направление русского стиля - сочетание романтизма и древнерусской архитектуры. В таком стиле была построена, например, на Девичьем поле Погодинская изба.
С 30-х годов того периода широкое распространение получил в русской архитектуре стиль эклектика, для которого свойственен «умный выбор» при строительстве, т.е. смешение различных стилей. Например, сочетание классицизма и новогреческого стиля отразилось в здании Нового Эрмитажа, а мотивы итальянского ренессанса в Николаевском дворце в Санкт-Петербурге, зданиях доходных домов и магазинов того периода.
Сочетание народной культуры, русской архитектуры и крестьянского зодчества легло в основу построенного в Абрамцеве под Москвой Терема Ивана Ропета. Ачуть позже представители архитектуры такого стиля стали буквально копировать мотивы декоративного творчества русской архитектуры раннего периода. Для них свойственно построение зданий из белого кирпича или камня, построенных в традициях декоративного народного зодчества. Сводчатые потолки, тёмные и низкие, узкие окна, представляющие собой бойницы, высокие «пузатые» колонны – вот характерные черты построек того времени. Фрески с растительным орнаментом, декоративная ковка и использование многоцветных изразцов украшали хоромы такого терема. Образцом такого направления можно считать Верхние торговые ряды, здание Исторического музея и Саввинское подворье в Москве.
Вскоре зона его использования расширилась, он стал применяться при строительстве деловых и промышленных объектов. Модерн в архитектуре отличался хорошо заметным рационализмом конструкций. Широкое использование в нем нашел не только железобетон, но и стекло, облицовочная керамика, А важнейшим отличительным признаком модерна стала декоративность стиля. В объектах, возведенных в стиле модерн, отсутствовало разделение на конструктивные и декоративные элементы. Любуясь очаровательной декоративностью несущих конструкций, можно было не вспоминать об их целевом назначении.
Архитектура в стиле модерн. Конец 19-го, начало 20-го века. Фотография: some rights reserved by sludgegulper ©
При отделке фасадов использовались многие декоративные элементы: лоджии, галереи с балюстрадами, балясины неклассических форм, балки всех видов из древесины, струганные либо грубые, без отделки. Немалое значение имели живописные террасы, лестницы, украшения на стенах и окнах. Наиболее распространенной формой для балконов стал в ту эпоху многоугольник с консолями. Окна были разной величины, наличники изогнуты. Ряды из окон, неодинаковых по форме, несимметрично расположенных дверей создавали своеобразную иллюзию естественного беспорядка и природной первозданности. Элементы декора (колонны, молдинги, карнизы) были особенно изящны и привлекательны на вид. Особую прелесть придавали им углубленные полосы, чередование гладкой и шероховатой штукатурки с орнаментами из красивых веток и цветов. Архитекторы обращались к затейливой декоративности в орнаментах и росписях стен, сознательно выделяя изящную обтекаемость форм и линий.
Узорчатые переплеты перил из металла и лестниц, ограждений балконов, кровельных изгибов, несимметричные формы проемов, затейливый орнамент из водорослей и голов женщин, на которых были небрежно распущены волосы, причудливо гармонировали с досконально переосмысленными формами предшествующих стилей (восточные или средневековые арки, эркеры, башенки). Это придавало строениям необычный, отчасти даже романтический характер. Надо учесть, что архитекторы не воспроизводили определенные детали известного стиля архитектуры, а создавали совершенно иной образ, который вызывал отнюдь не исторические, а чувственные ассоциации с экзотическими странами и минувшими эпохами. Традицию архитектурного стиля модерн возможно продолжать и в наши дни. Соответствующие элементы архитектуры под заказ нетрудно спроектировать и реализовать, установив на фасад, сделав дом своеобразным и привлекательным.
17. Русская живопись 19 в.
Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества и эксперентам. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на исторические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
1.Русская живопись первой половины XIX века. Обзор.
2. Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Портрет Давыдова (1809)
3. Василий Андреевич Тропинин (1776—1857). Портрет А. С. Пушкина (1827)
4. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791—1830). Вид озера Неми в окрестностях Рима (1825)
5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Спящий пастушок (1824)
6. Карл Павлович Брюллов (1799—1852). Последний день Помпеи (1830—1833)
7. Карл Павлович Брюллов (1799—1852). Автопортрет (1848)
8. Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Явление Христа народу (1837-1857)
9. Александр Андреевич Иванов (1806-1858). Аппиева дорога при закате солнца (1845)
10. Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора (1848)
11. Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Вдовушка (1850-1851)
12. Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Девятый вал (1850)
13. Русская живопись первой половины XIX века. Обзор. Часть 2.
В области искусства, в творчестве сердца, русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок. Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов. Эти слова принадлежат А. М. Горькому. В них великий писатель-гуманист выразил свое восхищение достижениями русской культуры давнего прошлого и чувство безграничной гордости теми успехами, которых достигло русское искусство еще в первой половине XIX века. Действительно, несмотря на невероятно тяжелые условия феодально-крепостнического строя, несмотря на то, что «замкнуты были уста народа» и «связаны крылья души» его, русский народ и тогда создавал произведения необычайной художественной ценности. Творчество замечательных мастеров литературы и искусства этой поры красноречиво свидетельствует о могучей силе народа и значительности того вклада, который он внес в историю русской национальной культуры в начале прошлого столетия. После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года солдаты и офицеры русской армии, вернувшись из заграничных походов, воочию убедились в том, каким сильным препятствием свободе родного народа и общественному прогрессу являются крепостное право и ничем не ограниченная власть царя. Следуя горячему патриотическому чувству, передовая дворянская молодежь мечтала о новом свободном отечестве, об ином государственном устройстве. Эти мечты, звавшие к действиям, и привели к созданию ряда тайных политических обществ, члены которых стали вскоре участниками знаменитого восстания декабристов. Передовые общественные идеи распространялись в то время прежде всего через литературу, которой занимались многие из будущих декабристов (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Одоевский и другие). Близки к декабристам были Пушкин и Грибоедов. Восстание декабристов, несмотря на его поражение, сыграло огромную роль в формировании революционного мировоззрения передовых кругов русского общества. Не случайно все лучшие люди России свято верили в правоту декабристов и в неизбежную победу их дела. А. С. Пушкин выразил эту уверенность в своем знаменитом стихотворном послании:
Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа. И братья меч вам отдадут.
Особенно тяжелой стала русская жизнь в царствование Николая I, потопившего в крови восстание декабристов. В стране свирепствовал жесточайший полицейско-крепостнический террор, подавлявший малейшие проявления свободной мысли. «Все было прибито к земле. Говорить было опасно»,— писал об этом времени Герцен. Феодально-крепостнические отношения тормозили развитие торговли и промышленности. Обострившиеся противоречия между крестьянами и помещиками подчас выливались в открытое возмущение и протест. Однако массового революционного движения в ту пору в России еще не было. Идеи прогрессивные, революционные зрели и формировались в умах небольшой горстки передовых людей, убежденных в необходимости коренного изменения существующего строя, но только в сороковых годах, в связи с выходом на историческую арену и включением в освободительное движение разночинцев, близко стоявших к народу, формирование революционной идеологии русской демократии пошло активно и энергично. Рядом с именем Герцена здесь прежде всего должно быть названо бессмертное в истории русской общественной мысли имя Белинского, оказавшего огромное влияние на развитие в России революционного самосознания и заложившего основы новой реалистической эстетики. Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Именно в это время творили Пушкин, Гоголь. Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Захаров, Воронихин, Глинка. Мартос, Щедрин, Кипренский, Венецианов, Федотов, Брюллов, А. Иванов и многие другие корифеи нашей литературы, изобразительного искусства и музыки, высоко поднявшие знамя родного искусства. Этот бурный расцвет художественной культуры был связан с подъемом национального самосознания передовых кругов русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Борьба за освобождение родины от иностранной интервенции, вызвавшая волну высоких патриотических чувств, не могла не сказаться и на явлениях русского искусства. Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура. Прогрессивные идеи проявились здесь в мощных образах ряда грандиозных сооружений, равных которым в эту пору уже не создавал ни один другой народ в Европе. Первая половина века явилась временем блестящего расцвета городского ансамбля. В эту пору в Петербурге архитектором А. Воронихиным были построены Казанский собор и здание Горного института, а Тома де Томоном — здание Фондовой биржи. Вершиной в развитии русского классицизма явилось творчество А. Захарова, который обессмертил свое имя величественным зданием Адмиралтейства на берегу Невы. Создателем грандиозных городских ансамблей был архитектор К. Росси, автор здания Главного штаба, Александрийского театра и многих других сооружений. Широкое строительство развернулось и в Москве, которая быстро отстраивалась после пожара 1812 года. О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев и другие возвели выдающиеся сооружения, значительно изменившие былой облик Москвы. В первой половине XIX века продолжал успешно творить ряд скульпторов старшего поколения, среди которых ведущую роль играл И. Мартос, создатель памятника Минину и Пожарскому, а также Ф. Щедрин, автор замечательной декоративной скульптуры Адмиралтейства. Одновременно выдвинулись и молодые мастера — В. Демут-Малиновский, С. Пименов. И. Теребенеп, Б. Орловский, И. Витали, П. Клодт и другие; в их глубоких произведениях нашли свое отражение освободительные идеи эпохи Отечественной войны 1812 года. Время народного подъема внесло новое содержание в искусство. Появляется интерес к темам, почерпнутым из героического прошлого русского народа. Темы патриотизма, героики, гражданской доблести стали ведущими в исторической живописи и скульптуре. Знаменитый памятник Минину и Пожарскому, установленный скульптором И. Мартосом в Москве на Красной площади, воспринимался как монумент патриотической доблести героев современности. В области исторической живописи также проявился живой интерес к темам из героического прошлого русского народа, нашедший яркое выражение в творчестве Андрея Иванова, А. Егорова и В. Шебуева. Одновременно в изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. В творчестве А. Орловского, прекрасного рисовальщика, бывшего очень популярным у современников, наглядно проявились черты романтизма. В серии работ он изобразил воинов 1812 года, а также представителей различных национальностей, населявших Россию. Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление, был Орест Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Галерея портретов, созданная им, является гордостью русского изобразительного искусства. Сразу же после окончания Академии художеств Кипренский целиком отдается портретной живописи. Одной из лучших работ тогда еще молодого художника явился портрет Давыдова. Кипренский создал характерный для эпохи образ русского офицера — участника борьбы за независимость родины. В эмоциональной приподнятости портрета и его цветовом богатстве проявилось высокое живописное мастерство Кипренского. В других портретных работах и в целой серии карандашных рисунков запечатлел художник образы участников войны, офицеров, ополченцев, с которыми лично был хорошо знаком. Во всем портретном творчестве Кипренского, наряду с чертами романтической приподнятости, явственно сказывается стремление к реалистическому раскрытию психологии человека. Исключительный интерес представляет портрет А. С. Пушкина, написанный в 1827 году и правдиво запечатлевший для будущих поколений образ великого поэта. Значение Кипренского, тонкого рисовальщика и колориста, в русском искусстве первой половины XIX века огромно.
Значительным явлением в истории русской живописи было творчество В. Тропинина, замечательного художника-реалиста, значительную часть своей жизни бывшего крепостным. Тропинин широко обратился к жанровым мотивам, посвятив изображению простого трудящегося человека ряд произведений. В своих работах он большое внимание уделяет изучению натуры — все его портреты правдиво воспроизводят окружающую художника жизнь, в них нет ничего нарочитого, надуманного. Тропинин явился создателем портрета-картины — таковы его работы «Девушка со свечой», «Кружевница», «Швея» и другие. Некоторым из этих работ, несмотря на их вполне очевидный реалистический характер, присущи черты сентиментализма, но в портретах Пушкина, Булахова, Уткина и многих других Тропинин предстает перед нами как зрелый художник-реалист. В первой четверти XIX столетия важные процессы происходят и в области пейзажной живописи. Если пейзажи художников предыдущего времени были в значительной степени условны и нарочито построены, причем, как правило, писались в мастерской, без натуры или очень мало были с ней связаны, то теперь пейзажисты вносят в свои работы гораздо больше жизненной правды, живой наблюдательности и эмоционального начала. Наиболее значительное место здесь принадлежит, безусловно, Сильвестру Щедрину. В его произведениях отчетливо сказывается упорная работа с натуры. Все его пейзажи точно передают характер природы. Щедрин вводит в свои пейзажи и человека, однако уже не в виде безликих фигурок для масштаба, как это было прежде, а живых людей, реально связанных с природой. В своих лучших работах он успешно преодолевал условный, «музейный» колорит и правдиво передавал естественное состояние природы — нюансы солнечного света, легкую голубую дымку дали, нежные переливы голубого неба. Ему было свойственно тонкое лирическое чувство природы. Одновременно со Щедриным в области пейзажа плодотворно работали М. Воробьев, М. Лебедев и другие. Почетное место в русском искусстве занимает творчество А. Венецианова. Широкое обращение «отца русского жанра» к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества. В этом также сказался возросший интерес к жизни простого народа, победителя в Отечественной войне. Первые значительные жанровые произведения художника «Гумно» и «Утро помещицы» отчетливо и полно выражают главные принципы его искусства. Новаторство Венецианова проявилось не только в том, что он обратился к кругу образов, новых в русской живописи, но и в том, что для их воплощения он выработал новые реалистические изобразительные средства. Венецианов открыто порывал со старым условным искусством Академии и призывал учиться у жизни, у натуры, изучать ее и ей подражать. В своих произведениях, изображающих крестьян, художник стремился раскрыть духовную и физическую красоту простого русского человека. В его работах нашли выражение любовь и уважение художника к трудовому деревенскому люду. Правда, в произведениях Венецианова еще не отражено рабское положение русского крестьянина — это станет возможным только для следующего поколения художников-реалистов. Больших успехов достиг Венецианов и в своих портретных работах, а также и в пейзажной живописи. Велико значение Венецианова как педагога. В своем имении Сафонкове он создал художественную школу, в которой получила образование целая плеяда живописцев, так называемых венецианцев. Эти художники, следуя заветам своего учителя, работали преимущественно в области жанра, изображая домашний быт, уличные сцены, труд крестьян и ремесленников, деревенский пейзаж. В числе наиболее выдающихся представителей этой школы были художники Г. Сорока, А. Тыранов, Л. Плахов и другие. Высшие достижения изобразительного искусства первой половины XIX столетия принадлежат кисти двух великих русских живописцев — Карла Брюллова и Александра Иванова. Брюллов был человеком огромного таланта, проявленного им в самых разнообразных жанрах искусства. Развитие русской исторической живописи, портрета, рисунка, декорационной живописи многим обязано его творчеству. В каждом из этих жанров виртуозное мастерство замечательного художника оставило глубокий след. Получив первоначальное образование у своего отца, профессора Академии художеств, а впоследствии и в самой Академии, Брюллов с юношеских лет обнаружил выдающиеся художественные способности. Будучи пенсионером в Риме и изучив классическое наследие, он выступил с произведениями, в которых сразу же проявились не только зрелость его дарования, но и плодотворность его поисков реалистической выразительности художественного образа. Такие картины Брюллова, как «Итальянское утро», «Полдень» и некоторые другие, посвященные жизни итальянского народа, вызвали в Петербурге со стороны защитников классицизма упрек в чрезмерной приверженности молодого художника к реальной жизни. Это отнюдь не смутило Брюллова, и он с большим подъемом продолжал работать над своим крупнейшим полотном «Последний день Помпеи», принесшим ему славу лучшего живописца эпохи. Проделав огромную предварительную работу, он создал подлинно драматическую эпопею, романтическая приподнятость образов которой произвела колоссальное впечатление на современников. Картина эта явилась триумфом русского изобразительного искусства, убедительным свидетельством его зрелости. Будучи живописцем большого таланта, Брюллов своими произведениями разрушал узкие рамки академических канонов. Его работы неизменно отличались широтой замысла. В своем творчестве художник основное внимание уделял человеку, раскрытию силы его разума и утверждению благородства его стремлений. В каждом произведении Брюллова, в любом его холсте и в любом его рисунке неизменно воплощены любовь и уважение к человеку. Это придало высокое гуманистическое звучание и картине «Последний день Помпеи». Не случайны достижения художника и в области портрета. Брюллов напечатлел целую серию образов своих современников. Наряду с официальными заказными портретами, он оставил нам ряд глубоких реалистических изображений деятелей искусства, людей своего круга — писателей, художников, актеров. Новой и еще более значительной страницей в истории русской живописи явилось творчество Александра Иванова. Получив художественное образование в Петербурге, Иванов в качестве пенсионера Общества поощрения художеств был направлен в Италию для совершенствования и изучения классического искусства. Воспитанный своим отцом, профессором исторической живописи Академии художеств, в традициях русского классицизма, Иванов остро ощущал упадок этого стиля в новых исторических условиях и крушение еще недавно господствовавших эстетических идеалов и представлений. Задачей всей своей жизни он поставил возвращение искусству его общественной значимости. Творческие достижения великих художников-классиков, по его мысли, следовало связать с новыми передовыми идеями русского общества. «Соединить технику Рафаэля,— писал он,— с идеями новой цивилизации — вот задача искусства в настоящее время». С этими смелыми идеями, полный веры в будущее родного искусства, молодой художник вступил на путь самостоятельного творчества. Больше двадцати лет жизни посвятил Иванов созданию картины «Явление Христа народу». В этой картине он стремился воплотить свои новаторские эстетические принципы. То был титанический труд художника-подвижника, отдавшего все силы искусству. Иванов произвел подлинный переворот в живописи, добившись дотоле небывалой выразительности в своих работах с натуры. Пейзажи Иванова не случайно поражали современников. В изображении человека на открытом воздухе художник достиг поразительной правды, намного опередив высшие достижения европейской живописи XIX века. «Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни»,— говорил Иванов, и в этих его словах была заключена непоколебимая вера в прогресс, в светлое будущее человека. Этой верой проникнуты все лучшие произведения художника. Иванов оказал огромное влияние на последующее развитие русского реалистического искусства. Художники-передвижники во второй половине XIX столетия глубоко изучали творческое наследие великого живописца и восприняли от него высокие заветы общественного служения искусства. Руководитель и один из идеологов передвижничества И. Н. Крамской писал: «Значение Иванова вырастает и можно с уверенностью пророчить еще большее возрастание в будущем... Глухая внутренняя работа, возбужденная Ивановым в умах русских художников, ни на минуту не прекращалась». Глубокой жизненной правдивостью и остротой критической мысли отмечено творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, прямого предшественника и родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX века. Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить «Сватовство майора», «Разборчивую невесту», «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Вдовушку», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по всей справедливости прозванный «Гоголем русской живописи». Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры. Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было пропитано пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на требования жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм, сильно заметный даже в портретных работах, — правдивое и всестороннее отражение жизни людей, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой изобразительного искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Творчество русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения. С каждым десятилетием все более углублялись и обнажались классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал под ярмом чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения были одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права; недаром у царя вырвалось вынужденное признание, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу». После отмены крепостного права капиталистическое развитие России пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян, развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более Грозным, все более опасным для господствующих классов. Первые свои шаги делало в семидесятых и восьмидесятых годах и русское рабочее движение. В освободительном движении этого периода ведущую роль играли революционеры-разночинцы; выходцы из различных непривилегированных сословий, связанные с народом уже самим своим происхождением, они напряженно искали пути борьбы за народное дело. Революционные демократы, идейным вождем которых был Н. Г. Чернышевский, всю свою деятельность посвящали непримиримой борьбе против крепостничества и его остатков, против бесправия и угнетения человеческой личности, за прогресс и просвещение. Они оставили глубокий след в общественной жизни России, во всех областях русской культуры. Передовая, демократическая русская культура выражала идеи и настроения народа, была зеркалом его надежд и чаяний. «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы», — писал И. Е. Репин. Слова эти могли вырваться только у русского художника, в стране, где искусство неразрывно связано с судьбой народа, с его освободительной борьбой; они Могли принадлежать только передовому художнику, чье творчество было проникнуто духом активного протеста против неправды, насилия, социальной несправедливости. Всеми лучшими своими чертами русская культура обязана свободолюбивым устремлениям русского народа. Вот почему во второй половине XIX века наступила пора стремительного развития и замечательного расцвета всей нашей культуры — науки, литературы, искусства. Большую роль сыграла складывавшаяся в те же годы новая материалистическая эстетика — теория реалистического искусства, разработанная революционерами-демократами в их литературно-критических и философских сочинениях и наиболее полно — в знаменитом труде Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». В чем ее сущность? Свое прогрессивное учение об искусстве революционеры-демократы противопоставили дворянско-буржуазной эстетике, которая стояла на позиции так называемого «искусства для искусства», или «чистого искусства». Согласно этой реакционной идеалистической теории целью искусства является служение неким вечным «божественным» идеалам красоты, а обращение к вопросам общественной жизни будто бы недостойно искусства, унижает его. Чернышевский подверг уничтожающей критике эту теорию, как вредную и ложную, лишающую искусство возможности служить передовым общественным интересам, и в противоположность ей выдвинул тезис: «прекрасное есть жизнь». Сама сущность искусства, по мысли Чернышевского, заключается в правдивом и глубоком отражении, «воспроизведении» жизни. Чернышевский подчеркивал познавательное значение искусства. Он называл искусство «учебником жизни», считал, что оно должно давать оценку общественным явлениям, объяснять жизнь, выносить ей приговор. Революционные демократы утверждали большое общественное значение искусства. Они видели в литературе и искусстве не прихоть и забаву, а могучее средство распространения передовых идей, средство воспитания и просвещения народа, орудие борьбы за преобразование действительности. Они требовали от литературы и искусства высокой идейности и народности. Главное назначение искусства, указывал Добролюбов, состоит в том, чтобы «служить выражением народной жизни, народных стремлений». Революционные демократы ратовали за искусство реалистическое, за искусство жизненной правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнять прогрессивные общественные задачи. Для того чтобы выносить приговор действительности, искусство должно верно отражать эту действительность со всеми ее противоречиями. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств». Идеи революционных демократов, провозглашенные ими принципы дейности, народности и реализма оказали громадное воздействие на пере-овую русскую культуру, на судьбу и характер русского искусства последующего времени; эти идеи преломились в творчестве многих и многих русских писателей, артистов, музыкантов, художников. Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве непосредственно связано с историческими событиями конца пятидесятых и начала шестидесятых годов; этим переломным моментом, собственно, и открывается искусство второй половины XIX века. Ломка крепостнических отношений, массовые крестьянские волнения, бурный подъем общественной жизни, как бы пробудившейся после мрачных десятилетий николаевской реакции, — таково было начало разночинского этапа освободительного движения в России. Среди художественной молодежи все более усиливалась тяга к изображению народной жизни, к темам из реальной повседневной действительности. Художники все острее чувствовали настоятельную потребность принять участие в кипевшей вокруг борьбе, вступить своим искусством на тот путь, по которому уже шла русская литература, — на путь активного общественного служения. Новое никогда не рождается без борьбы. Реалистической живописи, стремившейся шире и глубже отражать жизнь, противостояло официальное искусство, основанное на устаревших художественных представлениях. Оплотом этого официального искусства была петербургская Академия художеств, пользовавшаяся особым вниманием и покровительством царского двора. Правда, Академия по-прежнему продолжала играть роль крупнейшего очага профессионального обучения, но насаждавшееся ею искусство — академический классицизм, опиравшийся на идеалистическую эстетику, — стало консервативным, глубоко реакционным. Художники академической школы, отказываясь от правдивого изображения реальной жизни, создавали свои произведения на сюжеты из древней истории или мифологии, на религиозные темы. Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила яркое выражение в знаменитом «академическом бунте» 1863 года: четырнадцать молодых художников, выпускников Академии, решительно отказались писать программу (то есть дипломную картину) на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу «протестантов» И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов и другие. Разыгравшийся вокруг этого события скандал принял политическую окраску. О «бунте» было запрещено упоминать в печати, а его участников полиция взяла под негласный надзор. Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель художников по образцу тех коммун, которые описаны в романе Чернышевского «Что делать?». Они стали сообща принимать заказы и устраивать свои самостоятельные выставки, которые привлекали живейшее внимание публики. Это была первая попытка объединения молодых художественных сил, первая победа демократического лагеря в искусстве. Кроме петербургских художников, объединившихся в Артели, в том же направлении работала в Москве группа молодых живописцев, связанных с Училищем живописи, ваяния и зодчества (В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников, Н. В. Неврев и другие). Реалисты — петербуржцы и москвичи — совместно и положили начало подъему национальной реалистической школы русской живописи. Непосредственным предшественником этих художников был, как мы уже видели ранее, Павел Андреевич Федотов, но лишь теперь, с начала шестидесятых годов, «критическое направление», как тогда говорили, стало основным в новом реалистическом искусстве.
|