Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МУХИНА Вера Игнатьевна




Главный пафос творчества Веры Игнатьевны Мухиной — мастера, ставшего одним из основоположников советской скульптуры, был обращен на создание величественных монументальных памятников. Именно на этом пути довелось пережить ей триумфальный успех: скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная для Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, в перспективе истории оказалась лучшим, пожалуй, экспонатом самой выставки.
Это был непререкаемо убедительный художественный символ социалистической действительности, созданный со смелостью и мастерством. И все же, несмотря на безусловный триумф, Мухина в области монументальной пластики осталась автором единственного творения.
В дальнейшем все замыслы в этой области приносили ей одни лишь разочарования. Это и проект скульптурного оформления Москворецкого моста, пленяющий логичностью и красотой пластического решения (как, например, группа «Хлеб»), это и памятник Горькому для его родного города, и проект памятника защитникам Севастополя, и величественный по размаху замысел монумента водолазам-«эпроновцам» — «завоевателям стихий» в виде огромного маяка, и украшение городов прекрасными фонтанами, и многое другое.
Причины неудовлетворенности мастера своими замыслами и их почти полной нереализованности различны. Здесь и недостаток материальных средств, и не всегда благожелательное отношение к поискам скульптора, и, безусловно, сложности чисто творческого порядка.
Задача, поставленная Мухиной перед советской скульптурой и перед собственным творчеством, формулировалась как необходимость выразить «современную жизнь нашего народа со всеми ее великими страданиями и великими победами» и представлялась грандиозной по значению и чрезвычайно трудной для средств даже монументальной скульптуры. Вся сложность заключалась здесь в проблеме образного претворения исторически-конкретного, индивидуального, а следовательно, преходящего, в символически всеобщее, вечное.
«Не быт является основным фоном нашего мироощущения,— говорила Мухина,— а великое творческое движение нашей героической эпохи». Но как же, не прибегая к туманным аллегориям, стилизации, иллюстративности или нагромождению различных поясняющих атрибутов, художественно донести высокую идею общечеловеческого значения, сохранив при этом реалистическую достоверность образа? Как это ни парадоксально, но можно утверждать, что наибольших творческих достижений в решении указанной проблемы Мухина добилась в сфере камерного по формам, но значительного по идейному содержанию скульптурного портрета.
Рассмотрим в связи с этим портрет архитектора Замкова (1934). Здесь Мухина решительно отказывается от какого-либо интимного бытовизма, хотя она делала портрет близкого ей человека.
«Строитель» — так назвала Мухина свое произведение, в котором стремилась показать синтетический образ молодого строителя — «творца новой жизни». Этой цели подчинено все: материал — крупнозернистый уральский мрамор, мощная выразительность обобщенных масс, мужественная красота и спокойная сила самого Замкова.
«Лицо человека — лицо истории» — это утверждение с полным правом относится к таким шедеврам пластики Мухиной, как портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, исполненные ею в годы Великой Отечественной войны. Облик Юсупова потрясает почти жестокой правдивостью переданных страшных отметин ранений на лице героя и светлым духовным величием.
В ином ключе трактован образ Хижняка. В чертах его лица как бы сконцентрированы железная воля, решительность и непреклонность бойца-командира. При всей точности передачи живых индивидуальностей, эти портреты стали олицетворением всех лучших качеств советского человека эпохи Великой Отечественной войны — героического патриотизма, мужества, воли к победе.
Сложнее по характеристике созданный Мухиной образ Главного хирурга Советской Армии Н. Н. Бурденко. Это портрет властного, сурового человека, видевшего бездну чужого горя, трагедий, смертей. Мухина создала в этой скульптуре рассказ не только о конкретном человеке, но и о самой эпохе. В лучших произведениях Мухиной история нашла свое зримое воплощение, и это главное качество ее творчества. 1889, Рига - 1953, Москва В. И. Мухина - без сомнения, самый знаменитый советский скульптор; ее скульптурная группа "Рабочий и колхозница", в 1937 г. венчавшая здание отечественного павильона на Международной выставке в Париже, и сейчас заметна в московском ландшафте. Монументальная победоносность этой группы, отвечая конкретной задаче идеологического прославления, одновременно выражает общие тенденции творчества художницы - пафос масштаба и силы, тяготение к мощи и волевой динамике форм, любовь к грандиозному. Будучи созвучны духу эпохи, эти качества позволили Мухиной сделаться яркой фигурой официального советского искусства. Она училась в московской студии К. Ф. Юона (1909-11), потом перешла к менее академичному И. И. Машкову (1911-12) и завершила образование в Париже - в Академии изящных искусств, в академиях Ф. Коларосси, "Ла Палетт" и "Ла Гранд Шомьер" (в последней очень важными были уроки Э. А. Бурделя). При изначальной ориентированности на принципы реалистического видения, Мухина дружила с художниками-беспредметниками, что обусловило ее недолгую работу в театре (эскизы костюмов к спектаклям московского Камерного театра "Роза и Крест" А. А. Блока, "Ужин шуток" С. Бенелли, все 1916) и столь же недолгие занятия текстильным дизайном (1920-е). В скульптуре же становление ее собственного языка связано с планом монументальной пропаганды. Из четырех проектов, созданных по этому плану, - эскизы скульптур "Освобожденный труд" и "Революция" (оба 1919), памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (1923) - наиболее значителен последний. В его символическом решении (другое название работы - "Пламя революции") присутствует мотив преодоления косной плоти; противоборствующие движения объемов придают композиции мощную динамику, и, несмотря на малый размер (этот проект, как и прочие, не был реализован), скульптура кажется монументальной. Метафорика стремительного порыва и преодоления, первоначально порожденная переживанием революции, впоследствии отзовется во многих мухинских работах - "Ветер" (1926-27), "Женский торс" (1927), "Рабочий и колхозница" (1937), "Икар" и "Борей" (обе 1938). Между тем свойственная ей гиперболизированность ощущения телесной массы, наиболее внятно и сильно выраженная в "Крестьянке" ("Баба", 1927), с ее обобщенно-грузной пластик ой, и подвергнутая некоторой эстетизации в более поздних монументально-декоративных композициях ("Плодородие", 1934; "Хлеб", 1939), создавала некоторый противовес "полетности". В результате скульптуры Мухиной являли идеальный для государственного официоза баланс статики и волевого усилия, сочетание земной тяжеловесности с мажорным энтузиазмом и надличностной триумфальностью. Несмотря на стабильную востребованность, Мухина далеко не всегда имела возможность реализовать свои монументально-градостроительные замыслы. В эскизах остались "Фонтан национальностей" (1933), проекты скульптур для гостиницы "Москва" ("Плодородие", 1934) и для Москворецкого моста ("Хлеб", "Море", "Земля", "Социалистическое строительство", "Гимн Интернационала", 1938-39), памятников защитникам Севастополя (1944) и Ленину (1950). Из работ такого рода воплотилось немногое: кроме "Рабочего и колхозницы", памятники А. М. Горькому в Нижнем Новгороде (1939-52) и в Москве (по эскизу И. Д. Шадра, 1951), группы "Мир" для здания планетария в Волгограде и для театра в Чиатуре (1953), памятник П. И. Чайковскому в Москве (до его открытия в 1954 г. Мухина не дожила). Но художница параллельно работает и в камерных жанрах. В 1940-х гг. она активно занимается художественным стеклом: наряду с вазами и кубками исполняет портреты в стекле ("Портрет В. И. Качалова", "Портрет солиста балета С. Г. Кореня в роли Меркуцио", оба 1947). Интерес к портрету не оставляет ее на протяжении всей жизни. Портреты Мухиной - часто изображения близких ей людей (А. А. Замков, 1918, 1934; В. А. Замков, 1934; С. А Замков - "Строитель", 1934), но они лишены непосредственного лиризма. Мухина тяготеет к обобщенным решениям, к сдержанной монументальности пластики. В портретах героев войны - Б. А Юсупова, И. Л. Хижняка (оба 1942) - ее манера становится более подробно-документальной, но чувство целостной формы, как правило, позволяет ей избегать излишней повествовательноети. В 1939 г. Мухина писала: "Стиль родится тогда, когда художник не только умом познает идеалы своего времени, но тогда, когда он иначе не может уже чувствовать, когда идеология его века, его народа становится его личной идеологией". В этом смысле она и выразила стиль своей эпохи.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты