КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РеволюцияПосле Октябрьского переворота в Петрограде началось выступление большевиков и в Москве. Их опорой были расквартированные в городе солдаты. Сопротивление было организовано Комитетом общественной безопасности при Городской думе. Отрядам юнкеров, офицеров и вооруженных студентов удалось некоторое время удерживать Кремль, но силы оказались неравны. Большевики подвергли Кремль бомбардировке. 3 (16) ноября Красная Гвардия уже контролировала весь город. 11 марта 1918 правительство переехало из Петрограда в Москву. Началась национализация промышленности, банков, крупных домовладений. Из квартир выселялись представители эксплуататорских классов, а на их место въезжали партийные и советские активисты, служащие, рабочие. Заселение было покомнатным, что привело к возникновению коммуналок. Новый столичный статус сгладил убыль населения от революции и Гражданской войны, так как в Москву приглашались кадры для многочисленных послереволюционных учреждений. После введения нэпа в Москве быстро восстановилась частная торговля, появились мелкие и средние предприятия. В 1920-е гг. началось строительство крупных государственных предприятий, прежде всего тяжелой промышленности. В архитектуре получил развитие стиль конструктивизм, стремящийся эстетически осмыслить функционально целесообразные конструкции. Яркими представителями конструктивизма в московской архитектуре были братья Веснины, М. Я. Гинзбург, братья Голосовы, И. С. Николаев и др. Наиболее характерные постройки: здание Известий, комбинат Правда, дом Наркомфина, жилые массивы для рабочих на улицах Усачевка и Дубровка. Мировую известность получили работы К. С. Мельникова. Административно-жилой комплекс на ул. Серафимовича (1928-31; архитектор Б. М. Иофан, известен как "Дом на набережной) был попыткой создания жилья для "нового человека, свободного от мелочей быта. В 1930-е гг. приток населения возрос за счет раскулаченных и скрывающихся от разразившегося голода крестьян. В стране были введены паспорта и возникло понятие прописка, причем в Москве она сразу стала ограничиваться. К 1936 численность населения достигла 3,8 млн. человек. В 1931 началось строительство первой очереди метрополитена, которое завершилось 15 мая 1935 открытием движения по линии Сокольники - Парк культуры. Событием стало принятие в 1935 Генерального плана реконструкции Москвы, по которому началась реконструкция главных магистралей и центра города. Построены гостиница Москва, Дом Совета труда и обороны (ныне здание Думы), новые корпуса Библиотеки им. Ленина и др. Широкомасштабные работы по реализации Генерального плана имели негативную сторону. Они привели к необоснованному сносу ценнейших памятников архитектуры: храма Спаса на Бору, ансамблей Вознесенского и Чудова монастырей в Кремле, церкви Успенья на Покровке, Казанского собора на Красной площади, Сухаревой башни и др. На месте взорванного в 1931 храма Христа Спасителя началось строительство Дворца Советов. В начале Великой Отечественной войны на восток страны были эвакуированы сотни промышленных предприятий и учреждений, институтов, музеев, театров. Из москвичей сформировали 16 дивизий народного ополчения и других воинских подразделений. В городе 24 октября 1941 было объявлено осадное положение, а 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад. Немецкие войска вплотную подступили к Москве (по плану Гитлера здесь должно было быть огромное озеро), но были остановлены в результате Московской битвы. В 1943 прозвучали первые салюты в честь освобождения Орла и Белгорода, а в 1944 была учреждена медаль За оборону Москвы. После завершения войны 24 июня 1945 на Красной площади состоялся Парад Победы. В обстановке общественного подъема в 1947 было торжественно отмечено 800-летие Москвы, в честь которого выпустили специальную медаль. В соответствии с принятым десятилетним планом строительства в Москве возводят семь высотных зданий, оказавших влияние на формирование силуэта города. Вместе с тем жилищное строительство в сталинский период почти не велось. Острый недостаток жилья, проживание большого числа москвичей в коммунальных квартирах стало причиной начала массового индустриального жилищного и культурного строительства при Н. С. Хрущеве. Главную роль в этом сыграл переход к индустриальной системе строительства жилых домов. Еще в конце 1950-х - начале 1960-х годов был введен в строй ряд домостроительных комбинатов. Наиболее распространенным видом массового жилья были блочные и панельные пятиэтажные дома с поквартирным заселением (в конце 1990-х годов началась их реконструкция или снос). В 1958-73 из "коммуналок" в отдельные квартиры переехали 1,4 млн. человек. Появились новые жилые микрорайоны: Выхино, Химки-Ховрино, Новые Черемушки и др. В 1958-61 годах строится Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), ставшая границей города. В 1960-е годы начался новый этап гонений на Церковь, снова были снесены многие храмы. В 1971 был принят Генеральный план развития Москвы, сопровождавшийся кампанией Превратим Москву в образцовый коммунистический город!. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали (например, Новый Арбат), строился ряд крупных общественных зданий: комплекс СЭВ (ныне здание мэрии), Кремлевский Дворец съездов, гостиница Россия, дом Верховного Совета РСФСР (Белый дом). К открытию в 1980 Олимпийских игр в Москве вошли в строй: спорткомплекс "Олимпийский" на Проспекте Мира, комплекс гостиниц в Измайлово, крытый велотрек в Крылатском и др. В 1970-е годы складывается деление столицы на престижные и спальные районы - отныне место проживания делается важной составляющей социального статуса. Возникает понятие дом, улучшенной планировки.
21. Российская живопись начала ХХв. Данный период можно считать апогеем русского реализма в живописи. Огромное влияния на творчество художников оказали социальные волнения в стране, а так же революция 1905 года. Появляются первые «ласточки» политической цензуры и критических очерков - власть осознала силу и эмоции, передающиеся людям при просмотре картин и последующий социальный эффект. Появляются даже первые запреты на публичные демонстрации картин. Центральной темой изобразительного искусства по прежнему является народ. Живопись советской России особый и достаточно обособленный период развития искусства. Новый взгяд на искусство, цензура и контроль со стороны властей наложили существенный отпечаток на творчество русских живописцев. Практически каждый художник едва ли не был обязан создать картину, восхваляющую новый строй, новую жизнь, поэтому в этот период так много картин революционной тематики, изображений политических лидеров новой советской России, отличившихся военачальников. Фактически данный период означает конец русского классического реализма в живописи, на смену ему пришло течение, названное советским реализмом (или социалистическим), которое к реализму как таковому имеет весьма посредственное отношение. Тем не мение среди творчества художников того времени сегодня несправедливо забыто, хотя среди их творений встречаются знаметые на весь мир полотна. Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции советский народ в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране приступил к строительству новой культуры. Раскрепощенные революцией массы потянулись к науке и искусству. По всей стране создавались пролетарские университеты, открывались выставки, народные дома, новые библиотеки, художественные школы.
2. Сергей Васильевич Иванов (1864—1910). В дороге. Смерть переселенца (1889) 3. Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930). Шахтерка (1894) 4. Валентин Александрович Серов (1865—1911). Девочка с персиками (1887) 5. Валентин Александрович Серов (1865—1911). В деревне. Баба с лошадью (1898) 6. Аркадий Александрович Рылов (1870—1939). Зеленый шум (1904) 7. Русская живопись конца XIX и начала XX века. Обзор. Часть 2 8. Русская живопись конца XIX и начала XX века. Обзор. Часть 3
|