КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрождение как культурологическая эпоха и ее сущность.Характеризуя эпоху Возрождения, прежде всего, обратите внимание на то, что понятие «Возрождение» или Ренессанс (фр.) возникло поначалу как характеристика эпохи обновления итальянской культуры, подъема в литературе, искусстве, науке после долгого упадка культуры Средневековья (согласно распространенной тогда точки зрения на «темные» века как периода беспросветного варварства и невежества). В современной науке существует несколько концепций Возрождения: - с традиционной точки зрения Возрождение трактуется как явление исключительно итальянское, уникальное и непревзойденное; - согласно другой концепции, Возрождению присуще определенные закономерности, которые распространяются на всю западную культуру; - третья концепция рассматривает Возрождение как универсальное явление, присущее разным народам и в разные времена. Однако все исследователи сходятся на том, что именно итальянское Возрождение стало классическим проявлением революции в культуре в период зарождение раннебуржуазных отношений. Наиболее благоприятные условия для развития новой культуры сложились в XIV в. во Флоренции. Демократизм, царивший в этом независимом государстве, способствовал свободному творчеству, общению деятелей культуры с народом. Большинство крупнейших писателей и художников Возрождения были флорентийцами. В мировоззренческом плане Возрождение – это эпоха открытия мира и человека. Непререкаемое в Средние века главенство богословия над наукой было поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая свой интерес ко всему человеческому в противовес божественному, представители светской интеллигенции назвали себя гуманистами. Термин «гуманизм» означает изучение всего, что связно природой человека, его духовным миром. Этот термин отражает антропоцентризм культуры Ренессанса, возрождавшей отношение к действительности, свойственной, в свое время, античности. Возникает представление о том, что демиургом является не только Бог, но и его творение – человек. Поэтому человек – земной бог, если он творец. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя, и это выделяется из природы. Гуманисты утверждали, что достоинство человека определяется не его социальным положением, а личностными качествами: умом, образованностью, творческой энергией, предприимчивостью. Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный процесс. Прежде всего, следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма. Пример тому могут служить взгляды итальянского мыслителя Н.Микиавелли, оправдывающие любые средства для достижения цели, и Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, видевший идеал социальной гармонии в обществе, регламентирующие все сферы жизни. Наиболее ярко идеи Возрождения нашли отражение литературе и изобразительном искусстве.
|