КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мнение Вед
В начале двадцатого века имя Эдипа обрело известность благодаря теории Фрейда об Эдиповом комплексе. Фрейд обнаружил, что ребенком испытывал сексуальное влечение к матери и ревновал ее к отцу; отсюда он сделал вывод, что пьеса Софокла представляет собой некий символ «универсального случая раннего детства». Однако, прочие ведущие психиатры, среди которых были и знаменитые ученики Фрейда, справедливо опровергли его теорию об Эдиповом комплексе. Почему проблемы Фрейда с его родителями должны стать универсальным критерием для всех остальных? Однако, история Эдипа действительно указывает на универсальный факт, гораздо более фундаментальный и далеко идущий, нежели детская навязчивость врача из Вены. Фрейд писал, что судьба Эдипа «трогает нас лишь потому, что она могла бы стать нашей собственной, поскольку оракул наложил на нас, еще до рождения, то самое проелятие, что пало на его плечи». От новорожденного Эдипа отреклись лишь потому, что оракул сказал его отцу, что сын его станет узурпатором. Что же за мрачное проклятие тяготеет над нами еще до рождения? Все мы – души, вынашивающие тайные планы узурпировать власть своего Верховного Отца. Эти намерения проявляются в нашем желании владеть Его пракрити (материальной природой, имеющей женское начало) и наслаждаться ею. Поскольку материальная природа дала нам тела, она наша мать. Мы пытаемся «убить» Бога атеистическими теориями. Трагедия Эдипа имеет глубокую психологическую подоплеку, относящуюся к каждому из нас: в духовном смысле, мы виновны в отцеубийстве в инцесте с собственной матерью. Фрейд, говоря о проклятии, лежащем на нас еще до рождения, имел в виду похоть, заражающую, по его мнению, каждого сына половым желанием к собственной матери. Шри Кришна объясняет в Бхагавадгите 3.39, что похоть - вечный враг души, она покрывает духовное знание и разжигает чувства. Она побуждает нас, даже помимо воли, совершать самые неблаговидные поступки, которые будучи совершены в предыдущих жизнях, обрекли нас родиться в обществе, лишенном принципов Вед, где позволено неограниченное общение мужчин и женщин. В соответствии с указаниями Вед, матриват пара-дарешу, к каждой женщине, помимо своей законной жены следует относиться как к матери, а к каждому мужчине, помимо своего законного супруга, как к сыну. Поэтому, теория Фрейда об Эдиповом комплексе не лишена смысла. Бесчисленные Эдипы еще до рождения, обречены похотливо обнимать своих матерей. За сим последуют суровые кармические последствия, точно также, как вслед за Эдипом в Тибы пришла эпидемия. А что произойдет, если благодаря хорошей карме, человек родится в культурной среде, где царствует мораль и знание? такой человек, обученный держать сексуальные побуждения в рамках, по-настоящему удачлив. Но факт остается фактом, наш костюм-тело – мужчины или женщины - не наше «Я». «Эдип» прозрачно намекает на то, что наш путь от рождения до смерти длится всего один день космического времени. То, что на один день вечная душа наряжается в человеческое тело, ни в коем случае не делает ее наслаждающейся материальной природой, ни в моральных, ни в аморальных обстоятельствах. Думать, «я – наслаждающийся» в то время как тело старится и умирает – это уже, само по себе, проклятие похоти, лежащее на душе. Когда душа начинает понимать это, майя (иллюзия) пытается стащить ее назад, в невежество, убеждая в том, что «невежество – блаженство, и потому глупо быть мудрым». Это ничто иное, как страх перед духовны м знанием, представленный мольбами Джакосты, прекратить расследование до того, как откроется жуткая правда. Ее самоубийство – символ того, что духовное знание кладет конец материальному счастью. Для того, кто привязан к материальному счастью, узнать, что он не наслаждающийся материей, означает крах. Доказательство вины Эдипа превращает его день открытия своей подлинной сущности в кошмар. В качестве искупления, он лишает себя зрения, погрузившись в вечную тьму. Это напоминает предостережение, содержащееся в 9-1 Мантре Ишопанишад: тато бхуйа ива те тамо ца у видьяйям ратах, «те, кто совершенствуется в невежественной деятельности, попадут в темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемые знания». Шрила Прабхупада объясняет: «Шри Ишопанишад предостерегает нас от однобоких попыток выиграть битву за существование… Нам следует развивать духовное знание, чтобы окончательно освободиться из жестоких пут смерти. Это не означает, что следует прекратить всякую деятельность ради поддержания тела. Деятельность невозможно остановить, как невозможно, стремясь избавиться от болезни, полностью сбить температуру». Знание Вед не зовет к развитию чувства вины и умерщвлению плоти. Для полного выздоровления недостаточно понять, как это было в случае с Эдипом, что моя нынешняя роль мужа своей матери (материальной природы - фальшивка. Знание Вед исправляет это заблуждение. Его нельзя исправить, ограничив деятельность чувств, как это делают предельно аскетичные йоги. Следует восстановить здоровое состояние подлинной сущности. Веды учат тому, как занять свои чувства правильной деятельностью, присущей нашему реальному естеству. Такая правильная деятельность восстанавливает духовное здоровье, очищает от греха и чувства вины, помогает извлечь из глубин души чувство духовного удовлетворения. Подобная деятельность называется мукунда-сева, «преданное служение Мукунде (Кришне, дарующему освобождение Своим преданным)».
йамадибхир йога-патхаих кама-лобхха-хато мухух мукунда-севайа йадват татхатмаддха на шамйати «Обуздав чувства, с помощью практики йоги, несомненно, можно освободиться от беспокойств, причиняемых желаниями и похотью, но этого еще недостаточно, чтобы принести удовольствие душе, так как его (удовлетворение) приносит только преданное служение Личности Бога». (Шримад Бхагаватам 1.6.35)
|