КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ананья-мамата вишнау мамата према-сангата
«Бхактир ити учьяте бхишма- прахлаадоддхава-нарадаих. Когда человек развивает устойчивое чувство собственности или владения (мамата) во взаимоотношениях с господом Вишну или, иными словами, считает только Вишну и никого иного единственным объектом своей любви – это сотояние великие преданные, подобные Бхишме, Прахладе, Уддхаве и Нараде, называют бхакти (преданностью).» (Нарада-панчаратра, цитирована в Бхакти-расамрита-синдху 1.4.2)
Бхеда-буддхи
Мамата-буддхи и тадийа-буддхи связаны (йога) с Высшей Личностью. Концепции «Я» и «Мое» не находятся в состоянии йоги со Всевышним, они исходят от бхеда-буддхи или «отделенного разума». Шрила Прабхупада выделяет три фазы бхеда-буддхи: «Кришна отличается от меня»; «Кто такой Кришна?»; и «Я – это Кришна». Подобная тенденция прослеживается даже в поведении Брахмы, что уж говорить о прочих живых существах. Шримад Бхагаватам 3.32.12-15 подтверждает, что Брахма столь возвышен, что после разрушения вселенной находит прибежище в первом пуруше (Маха-Вишну). Четырехголовый Брахма из нашей вселенной – всего лишь один в бесконечном ряду Брахм из бесчисленных вселенных; когда Маха-Вишну вдыхает эти вселенные, и они растворяются в Его ачит-шакти, все эти Брахмы обретают прибежище в Высшей Личности. Однако души, занимающие положение творца, склонны считать себя независимыми от Вишну: «Кришна отличается от меня». Да, между индивидуальной душой и Кришной есть существенное различие: Кришна – господин, а душа – Его служанка. Бхеда-буддхи диктует нам: Кришна отличается от меня – я сам себе хозяин». Когда Господь вновь выдыхает вселенные и проявляется отделенный материальный мир, индивидуальные души – Брахмы, зараженные бхеда-буддхи, испытывают соблазн покинуть общество Господа для того, чтобы вновь занять прежнее положение. Те, кто так и поступают, считаются павшими в материальный мир, а все потому, что они привыкли считать себя причиной всех грубых и тонких процессов творения. Когда Кришна приходил на землю 5000 лет тому назад, бхеда-буддхи заставило Брахму нашей вселенной заблуждаться относительно сущности Господа. Брахма спросил себя: «Кто этот пастушок по имени Кришна? Неужели он и есть Высшая Личность?» И решил испытать могущество Господа, мистически похитив его друзей и телят. Тем самым Брахма попытался установить собственное верховенство над всеми мистиками: «Я – Кришна». Но Кришна Сам распространился в виде пастушков и телят, таких же, как те, которых похитил Брахма. Каждая из этих экспансий была Им Самим, Всемогущим Источником бесчисленных Брахм и вселенных. Осознав эту дивную истину, Брахма признал собственное ничтожество и полностью предался Кришне. При этом никогда не следует забывать, что Брахма – самое возвышенное существо во всей вселенной. Даже его бхеда-буддхи соответствует учению Вед, поскольку он – воплощение звука Вед (шабда), управляющего низшим (апара) аспектом плана Кришны, дающим обусловленным душам шанс предаваться удовлетворению чувств независимо от Кришны, в юрисдикции закона кармы, карающего грешников, его нарушающих. Так, помогая Господу в осуществлении Его плана, Брахма воплощает собой дух автономности, составляющий саму суть материального творения. Если бхеда-буддхи действует даже на него, то что и говорить о нас, обычных душах? В Шримад Бхагаватам 4.24.61 Шива говорит: йад-бхеда-буддхих сад иватма-духстхайа – бхеда-буддхи – это причина всех страданий души (в материальном мире). Души, следующие по пути бхеды, обычно ищут в этом мире чувственных удовольствий. И как следствие, им приходится столкнуться со страданиями, сопряженными с жизнью в материальном теле: рождение, болезнями и старостью. Однако, все эти ощущения удовольствия и боли – искусственны. Они всего лишь подпитывают в нашей подлинной сущности, душе, зависимость от безличных механических материальных процессов. Тот момент, когда человек осознает, что душа не зависит от материи и зависит от Кришны - и есть момент рождения подлинного разума.
|