КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шримад Бхагаватам – духовное повествование«Под словом «повествование» я имею в виду рассказ о человеческой истории, помогающий осмыслить прошлое, объяснить настоящее и дающий указания на будущее. Повествование призвано помочь обществу сформировать присущие ему институты, развить идеалы и обосновать свои действия».
(Нейл Постмен, Технополия, стр. 172)
«Мы живем в такие времена, когда одночасье, все устоявшиеся мировые принципы, поддерживающие… интеллектуальную жизнь, от теологии до идеологии, потерпели абсолютный крах. Это привело к скептическому восприятию мира, агностицизму в суждениях, а порой к этакому усталому нигилизму, когда люди даже весьма среднего ума начинают задаваться вопросами».
(Ирвинг Гув, Новая республика, 18 февраля, 1991 г.)
Эта книга хочет сказать, что принятие решений (выбор между истиной и ошибкой) исключительно важен для личности. В предыдущей главе говорилось о том, что для принятия действительно верных решений, требуется духовный разум. Эта же глава описывает наилучший источник духовного разума, с помощью которого душа сможет обрести наивысшее, окончательное удовлетворение. Таким источником является повествование, известное как Шримад Бхагаватам («Прекрасное описание Высшей Личности, Бхагавана). Шримад Бхагаватам также называют Бхагавата Пурана. Слово пурана означает «существующий с древних времен» (ясмат пура хи анати идам пуранам из Ваю Пураны 9.123), а так же как «повествование, содержащее древние записи» (пурутанасья кальпасья пуранати видурбудхаха, из Матсья Пураны 53.63). Чхандогья Упанишад 7.1.2 называет Пураны пятой Ведой (итихаса-пуранам ванчамам ведананам ведам). К тому же, главнейшие знатоки Вед считают Пураны истинными писаниями. Например, Рамануджа пишет в Веданта-санграхе 216: итихаса-пуранайох ведопабримханайох, «Итихасы (исторические труды, такие, как Махабхарата) и Пураны, аргументация которых построена на принципах Вед, провозглашают те же самые истины»; Шанкарачарья пишет в своей Шарирака-бхашье: тасмат самулам итихасапуранам, «следовательно, Итихасы и Пураны – это истинные священные писания». Четыре Веды, 198 Упанишад, Итихасы Пураны, были составлены и отредактированы 5000 лет тому назад великим мудрецом Кришна-дваипайана Вьясой. Завершив работу над Шримад Бхагаватам, Вьяса провозгласил его «зрелым плодом исполняющего желания дерева ведической литературы» (нигама-калпа-тарор галиттам пхалам), и самой сутью (васту) всех его прочих работ. Ким ва параих, спрашивает он: «зачем нужны еще какие-то книги?» Шримад Бхагаватам на голову выше, чем вся другая литература, составленная Вьясой. Он подробно описывает Высшую Душу вселенной, из которой появились Брахма и Шива (см. Ш.Б. 12.5.1); в нем содержатся сливки всех Вед и исторических хроник, описывающих историю вселенной (см. Ш.Б. 1.3.41); Шримад Бхагаватам, словно солнце рассеивает тьму, окутавшую мир, в этот век Кали (см. Ш.Б. 1.3.43); он отрицает религию, оскверненную материализмом и утверждает высшую истину, при помощи которой для всеобщего блага можно отличить реальность от иллюзии (см. Ш.Б. 1.1.2); в отличии от прочих Пуран, Шримад Бхагаватам совершенно лишен недостатков (см. Ш.Б. 12.13.18); от начала до конца Шримад Бхагаватам состоит из повествований, побуждающих отречься от материальной жизни, и сладостных описаний духовных забав Шри Кришны, приводящих в экстаз чистых преданных и полубогов (см. Ш.Б. 12.13.11); Шримад Бхагаватам полон расы (см. Ш.Б. 1.1.3).
|