Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рысь: «Исследование эмоции возмущения».




 

Я хочу понять - почему возмущение, злоба, ненависть, когда направлены на меня лично, так болезненно задевают, т.е. я начинаю испытывать НЭ, из-за чего возникает сильная озабоченность - как бы в ком-нибудь не вызвать ненависти, неприязни. Один из вспомогательных приемов избавления от этих страхов я вижу в исследовании - что же такое происходит в людях, когда они испытывают ненависть, что я так этого боюсь. Я чувствую, что когда начинаю понимать - что именно происходит в человеке в момент такой НЭ, то опасения начинают рассеиваться, и становится проще устранять их прямым усилием. То, что понятно – не так страшно. Например, ты можешь панически бояться машин, которые едут по дороге - этакие огромные монстры (тупой пример, но тут он подойдет), а когда подходишь к этой машине, смотришь, из чего она состоит, изучаешь, почему она едет, то видишь, что внутри сидит обычный человек, и теперь, каждый раз встречая такую машину, ты не будешь шугаться, а спокойно пропустишь и перейдешь дорогу.

Наблюдения за другими людьми иногда выявляют то, что я не могу заметить в себе самой, ведь когда я испытываю сильную НЭ, то внимательность и ясность на нуле. Разложенный на составляющие процесс протекания НЭ отчасти теряет свою силу.

Я пронаблюдала весь процесс возмущения в себе самой. Ситуация такова: я сказала коллеге по работе принести некий документ. Проходит полчаса. Я вижу, что она занята своими делами (особенно усугубляется все тем, что она не работой занята, а личными письмами), в то время как я нуждаюсь в документе. Прослежу процесс «ощущения этой нужды» поэтапно. Возникает мысль: «Блин, я уже час ничего не делаю, занимаюсь чем-то своим, а работать НАДО (озабоченность). Займусь ка я документами. Так, что у нас там... это я нашла, это нашла, а вот еще этот документ должен быть - где там она - пишет письма и думает о своем (и тут по нарастающей), да как она смеет писать какие-то письма в это время. Я же сказала!! Неужели не понятно, что надо сразу сделать было то, что я сказала! (возмущение в стадии легкого бешенства)».

Меня возмутило, что она не понимает, что это вопрос рабочий, что она не осознает его серьезности. Возмущение возникает на почве несоответствия чьего-то поведения моим представлениям, которые я считаю «справедливыми»: «Нет, вы посмотрите - она продолжает писать свои письма! Она даже пальцем не пошевелит, чтобы что-то изменить!». Возмущение – яркая форма раздражения, которое зачастую может подавляться социальными страхами и другими НЭ, а возмущение уже ближе к открытому проявлению, я могу заорать во всю глотку: «Да что это такое!» Зачастую при этом идет обращение к «высшему суду», который и должен поддержать меня в концепции «справедливости» возмущения - все, что я говорю и думаю, говорится не только себе или кому-то другому, но еще и какой-то воображаемой аудитории. В состоянии возмущения признаются совершенно неопровержимыми истины, которых 5 минут назад могло и в помине не быть. Они рождаются тут же, чтобы поддержать «справедливость» НЭ. Если я в спокойном состоянии, то просто беру и решаю вопрос - напоминаю еще раз, говорю точные сроки, т.е. действую конструктивно. В спокойном состоянии я не думаю о том, кто что должен, как правильно и т.п., я все усилия прикладываю на то, чтобы решить то, что мне надо. В возмущении же исполняется ряд бессмысленных действий. Я охвачена им, как невменяемая, и в этот момент именно НЭ полностью руководит мной – словами, движениями, интонациями, всем подряд.

Стоит испытать одну НЭ, как вылезают всякие концепции, «принципы» - откуда-то я начинаю знать все эти «надо» и «не надо», «должно» и «не должно». И это понятно: если я ощущаю озабоченность от того, что должна работать, то начинаю все под это подгребать - теперь значит все должны работать.

Получается, что люди, которые считают, что кто-то кому-то должен - самые несчастные, потому что в первую очередь они эти «долги» вынуждены исполнять сами. Человек находится в плену правил, которые он принял к исполнению просто потому, что так сложилось, так его приучили. Он может очень мучиться от того, что выполняет их, но даже сам себе не признается в том, что мучается - он считает, что это выполнение его долга, это священно, и не может допустить и мысли о том, что так называемая «необходимость» - всего лишь принятие на веру чьих-то механических убеждений, который тот в свою очередь, не думая, принял от других и т.д. Всю жизнь человек платит по счетам, которые не подписывал, следует договору, текст которого не читал. Например, среди самых распространенных примеров проявления концептуального чувства долга - общение со старыми и больными родственниками, поддержание их, уход за ними несмотря на то, что никакой симпатии к ним не испытывается, и человек годами может мучаться, сам постепенно превращаясь в ненавидящее, озлобленное существо с подавленными желаниями. Или соблюдение правил вежливого поведения с людьми - независимо от того, интересен тебе человек или нет, ты «должен» сказать «здравствуй». Обрати внимание – если к тебе на улице (особенно в присутствии других людей) с вопросом «скажите пожалуйста, сколько сейчас времени» обратится человек, то даже если он тебе будет отвратителен, ты не сможешь просто продолжить вести себя так, словно ты его и не слышал – ты непременно преодолеешь искреннее нежелание вступать с ним в контакт и ответишь, проявив акт вежливости, т.е узаконенной лжи. Ты в этот момент – вдова, которая высекла сама себя. Прислушайся – какое отравление возникнет в этот момент.

Выполнение «долга» давит на человека, умерщвляя его способность к проявлению искренних, свободных, радостных желаний. Сам того не осознавая, он находится в постоянном напряжении, покрывается сплошным НФ. Даже если он и качественно выполнил свой долг, это не спасает его от НЭ, которые неизбежно при этом возникают, и довольство, полученное в результате выполнения долга, лишь делает отравление еще более тяжелым.

Возмущение перетекает в желание подавить все вокруг, сделать так, чтобы все прониклись этой НЭ и «пониманием» долга, чтобы не смеялись, не радовались, чтобы им не было легко и беззаботно. Ты начинаешь оказывать давление, потому что не можешь спокойно переносить то, что тот долг, который ты на себя взвалил, кто-то другой не хочет выполнять. Возникает оскорбление - ведь получается, что я со своим долгом зря мучаюсь, раз вижу, что кто-то другой в подобной ситуации чувствует себя легко и делает как ему хочется вопреки всяким концепциям о долге. Видеть такое несоблюдение правил, которыми ты живешь - мучительно, поэтому как волна поднимается желание подавления: «что это за дела, как это ты не будешь соблюдать этих правил!». Очень часто я наблюдала именно такое возмущение у сексуально забитых людей - их возмущают проявления сексуальной свободы в других людях: короткие юбки, голые плечи, откровенный разрез на юбке они считают постыдным, неприличным. Вот и я хочу добиться, чтобы все озаботились и начали бегать вокруг моей рабочей проблемы (то же самое я наблюдала у матери, когда из-за невымытой тарелки мы готовы были зверски поссориться). Тогда эта проблема приобретает для другого такую же важность, как для меня, и конфликт исчезает. Он теперь делаешь то, что «надо», и в таком состоянии может мне помочь. Помочь не только по делу, но и психологически - он разделяет мое беспокойство, и мне становится легче (в худшем смысле слова, т.е. я испытываю довольство). В детстве я всегда хотела успокоить всех раздраженных и взбешенных родственников, и все меня любили за то, что со мной им всем было хорошо - я ведь разделяла все их проблемы. Очень хорошо мои беспокойства на работе разделяет другая сотрудница - она прекрасно понимает всю важность, и с ней «легко» работать в охреневшем состоянии.

Вижу, что возмущение затягивает, как болото, и чем больше людей вовлекаются в озабоченность, тем справедливей оно ощущается, как будто дает корни или встает на рельсы и едет дальше. Когда другие не поддерживают тебя в твоей НЭ, то ты встаешь в ступор, так что еще один способ действовать в соответствии со своим желанием, чтобы люди не испытывали НЭ – это перестать вовлекаться в НЭ.

Для меня всегда был очень острым вопрос - вот человек мучается, а мне же не все равно, мне не хочется, чтобы он мучился, и я хочу ему помочь. Разные люди реагируют на мои состояния по-разному, и здесь сразу можно увидеть - какую реакцию это во мне вызывает. Зависимость от эмоций можно разделить на 2 типа - первый, это когда ты на самом деле не можешь не ответить, т.е. механическое вовлечение без раздумий. Второй тип – это когда ты выбираешь вовлечься, поскольку считаешь, что это может помочь, что сможешь таким образом «посочувствовать», облегчить состояние человека. Из своего опыта я вижу, что если ты чувствуешь свою несчастность, а кто-то тебя жалеет, т.е. хоть на секунду сам становится несчастным, то это действует очень разлагающе, жалость к себе только усиливается, да еще и довольство может возникнуть, образовав совершенно мертвое состояние. То же самое с озабоченностью - если кто-то разделяет твою суетливость, то тебе хоть и становится «легче» (т.е. возникает довольство), но эта болезнь не уходит, а укрепляется. И я вижу по себе, что только тот, кто не разделяет моей озабоченности, может стать для меня пробуждающим началом, но это зависит только от меня. Я часто сталкивалась с тем, что на работе не находила поддержки в ком-то, хотя, как мне кажется, «могли бы и помочь!». Но потом я вижу, что именно благодаря их «непробиваемости» я смогла преодолеть трудности и стать так же компетентна в делах, как и эти люди. И что самое главное - потом я уже спокойно отношусь к возникающим проблемам, потому что знаю, что я это уже проходила, есть опыт, а это-то и нужно. Я, конечно, не имею в виду полного игнорирования всех моих вопросов, я имею в виду ситуации, когда никто с тобой не возится и не сюсюкается, он отвечает на твои вопросы, но явно видно, что никакой заинтересованности у этого человека нет. Вот в таком отношении я и вижу реальную помощь. Научиться быть таким непросто - необходимо устранять ЖКС, не чувствовать никакого НО к этому человеку, самому не быть вовлеченным в НЭ.

Основной вывод – мне хочется не отвечать на страдание страданием и не испытывать при этом НЭ к страдающему человеку, а как при всем этом мне захочется себя повести, это уже вторично – как захочется, так и буду поступать, главное, чтобы эти желания были обусловлены не концепциями и НЭ, а ОзВ, желанием быть искренней.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты